Задачи и средства адаптивного физического воспитания

БАШКИРСКИЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

(ФИЛИАЛ) УралГУФК

Факультет спорта и адаптивной физической культуры

Кафедра Физиологии и спортивной медицины

ЛЕКЦИИ

По дисциплине «Адаптивное физическое воспитание»

Уфа, 2015

Лекция 1

ХАРАКТЕРИСТИКА МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП

Распределение детей, занимающихся адаптивным физическим воспитанием, на медицинские группы осуществляется с учетом состояния их здоровья, физического развития и физической подготовленности.

Лиц, не имеющих жалоб на состояние здоровья, не отстающих от сверстников в физическом развитии и по показателям физической подготовленности, врачи относят к основной медицинскойгруппе. Эти лица занимаются физическим воспитанием по программам в объеме, соответствующем их возрасту и полу.

Лица, имеющие недостаточную физическую подготовку, отстающие от сверстников по некоторым показателям физического развития и функционального состояния, имеющие врожденные особенности, недочеты в физическом воспитании в раннем детском возрасте, травмы, перенесенные заболевания, практически здоровые, относятся к подготовительной медицинской группе.

Они занимаются по той же типовой программе физического воспитания, что и учащиеся основной медицинской группы, но осваивают ее в более длительные сроки.

С учетом улучшения в результате систематических занятий функционального состояния и показателей физической подготовленности эти лица со временем переводятся в основную медицинскую группу.

В специальную медицинскую группу, на основании инструкции об организации врачебного контроля физического воспитания, направляются лица, имеющие различные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, которым необходимо ограничить физические нагрузки.

Значительная часть их имеет слабое физическое развитие, низкий уровень физической подготовленности из-за длительно текущего хронического заболевания.

Трудности организации учебного процесса по физическому воспитанию в учебном отделении, где занимаются лица, отнесенные к специальной медицинской группе, в первую очередь связаны с тем, что, контингент, здесь бывает разнородным.

При распределении по группам, значение, имеют состояние здоровья, диагноз, форма и стадия заболевания, но и физическое развитие, функциональное состояние и физическая подготовленность детей.

Лекция 2.

Задачи и средства адаптивного физического воспитания

К общим задачам адаптивного физического воспитания относятся:

- воспитание гармонически развитого ребенка;

- укрепление здоровья;

- воспитание волевых качеств;

- обучение жизненно важным двигательным умениям, навыкам;

- развитие физических качеств: быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости.

К специальным (коррекционным) задачам относятся:

- охрана и укрепление остаточного здоровья; укрепление и развития мышечной системы;

- коррекция недостатков физического развития, обусловленных нарушением здоровья;

- активизация функций сердечно-сосудистой системы;

- улучшение и укрепление опорно-двигательного аппарата;

- развитие межпредметных знаний;

- развитие коммуникативной и познавательной деятельности.

Средства адаптивного физического воспитания

В современной практике адаптивного физического воспитания для решения как основных, так и специальных (коррекционных) его задач имеется богатый арсенал физических упражнений.

1. Передвижения: ходьба, бег, подскоки.

2. Общеразвивающие упражнения:

- без предметов;

с предметами (гимнастические палки, обручи, озвученные мячи, мячи) разные по качеству, цвету, весу, твердости, размеру, мешочки с песком, гантели 0,5 кг и др.);

— на снарядах (гимнастическая стенка, скамейка, бревно, кольца, перекладина, ребристая доска, тренажеры — механотерапия и т.д.).

3. Упражнения на формирование навыка правильной осанки.

4. Упражнения для укрепления сводов стопы.

5. Упражнения для развития и укрепления мышечно-связочного аппарата (укрепления мышц спины, живота, плечевого пояса, нижних и верхних конечностей).

6. Упражнения на развитие дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

7. Упражнения на развитие равновесия, координационных способностей (согласованность движений рук и ног, тренировка вестибулярного аппарата и пр.). Для совершенствования координации движений используются необычные или сложные комбинации различных движений, упражнения на тренажерах.

8. Упражнения на развитие точности движений и дифференцировки усилий.

9. Лазанье и перелезание (преодоление различных препятствий).

10. Упражнения на расслабление (физическое и психическое), расслабление мышц (релаксация мышц), сознательное снижение тонуса различных групп мышц. Они могут иметь как общий, так и локальный характер.

11. Упражнения для развития мелкой моторики руки.

12. Плавание.

13. Лыжная подготовка.

14. Спортивные игры.

К вспомогательным средствам физического воспитания относятся: гигиенические факторы (гигиенические требования к процессу обучения, соблюдение режима дня, зрительной нагрузки и т.д.); естественные силы природы.

К гигиеническим факторам относятся все мероприятия, касающиеся сохранения здоровья школьников.

Наши рекомендации