Задачи адаптивного физического воспитания.

В адаптивном физическом воспитании следует рассматривать образовательные, оздоровительные, воспитательные и коррекционные задачи.

К образовательным задачам АФВ относятся те, которые направлены на формирование, закрепление и совершенствование двигательных умений и навыков, необходимых инвалиду.

Образовательные задачи:

-Формирование понятия о здоровом образе жизни

-Формирование навыков здорового образа жизни

-Формирование представления о структуре собственного тела и его двигательных возможностях

-Формирования понятия физической культуры как феномена общей культуры человека

-Формирование адекватной возрасту двигательной базы

Оздоровительные задачи предполагают организацию работы таким образом, чтобы оказывать влияние не только на общее состояние, но и восстанавливать те или иные нарушенные болезнью функции организма. Эти задачи включают в себя:

-физическое оздоровление;

-создание условий для правильного физического развития;

-закаливание;

-Коррекцию особенностей соматического состояния (коррекция акта дыхания, нарушений сердечно-сосудистой системы).

-Формирование положительных компенсаций

-Коррекция дефектов развития

Воспитательные задачи предполагают выработку определённых характерологических черт (воля, настойчивость, чувство коллективизма, организованности, активности, смелости и т.д.), обеспечивают стимуляцию психического развития и формирование личности инвалида. Развивается внимание, память, находчивость, улучшается ориентация, осуществляется развитие интеллекта.

Воспитание основных физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости) инвалидов до недавнего времени считалось нецелесообразным в связи с комплексным поражением организма и мнением о невозможности их полноценного приспособления к самостоятельной жизни.

В АФВ инвалидов выявляется ряд специальных коррекционных задач, имеющих самостоятельное значение, но тесно взаимосвязаных:

-Коррекции нарушений. Задача предполагает создание адекватной двигательной базы и развитие жизненно важных двигательных навыков.

-Формирование компенсаций. Задача предполагает создание определенных двигательных стереотипов и аналогий, обеспечивающих возможности формирования позы и наличие базовых двигательных навыков (при отсутствии конечности, недостаточном её развитии или деформации и т.д.).

-Социализация. Задача предполагает обеспечение создания условий для развития социально-бытовых навыков через формирование двигательного действия.

-Адаптация – задача развития основных физических качеств, формирование компенсаторных механизмов переносимости физической нагрузки.

-Интеграция – создание условий для эффективного взаимодействия с социумом.

6) На что направлено содержание адаптивной двигательной рекреации?

По мнению С.П. Евсеева (1996),«содержание адаптивной двигательной рекреации направлено на активизацию, поддержание или восстановление физических и духовных сил, затраченных инвалидом во время какого-либо вида деятельности (труд учеба, спорт и др.) на профилактику утомления, развлечение, интересное проведение досуга и вообще на оздоровление, улучшение кондиции, повышение уровня жизнестойкости через удовольствие или с удовольствием»

Рекреация- комплекс оздоровительных мероприятий, осуществляемых с целью восстановления нормального самочувствия и работоспособности здорового, но утомлённого человека.

Двигательная рекреация- это любая активная деятельность с применением физических занятий и комплексов спортивных упражнений (подвижные игры, спортивные занятия, физические упражнения), другими словами, - активный отдых

Адаптивная двигательная рекреация- это такой вид двигательной активности, участие в котором зависит от желания занимающегося и не являющегося для них обязательным.

7) Раскройте понятие адаптивной физической реабилитации, какие направления реабилитации выделяются в настоящее время?

Адаптивная физическая реабилитация -Восстановление с помощью физических упражнений у инвалидов временно утраченных или нарушенных функций (помимо тех, которые утрачены или разрушены на длительный срок в связи с основным заболеванием, являющимся причиной инвалидности) после различных заболеваний, травм, физического или психического перенапряжения, возникающих в результате какого-либо вида деятельности или тех или иных жизненных обстоятельств.

Направления реабилитации

- восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивная хирургия, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;

- профессиональная ориентация, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственная адаптация;

- социально-средовая, социально-педагогическая, социально-психологическая и социокультурная реабилитация, социально-бытовая адаптация;

- физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

8) Особенности организации АФК и спорта для лиц с нарушением зрения

-нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие,

-слабость дыхательной мускулатуры.

-нарушение пространственных обра­зов,

- самоконтроля и саморегуляции,

- координации движений.

-болезни органов дыхания,

-сердечно­сосудистой системы, обмена веществ, нев­розы.

-заболевания органов слуха,

- минимальная мозговая дисфункция.

- быстрая утомляемость

9) Особенности организации АФК для лиц с нарушением интеллекта.

-дисплазия,

-нарушение окостенения,

- осанки,

-деформация стопы и позвоночника,

- дисгармоничность физического развития,

- нарушение координации движений.

-Врожденные пороки сердца,

-заболевания внутренних органов, эндокринные нарушения, сенсорные отклонения.

-снижение силы и подвижности нервных процессов,

-нарушение познавательной деятельности, высших психических функций: мышления, памяти, речи, эмоционально-волевой сферы, нарушение аналитико-синтетической дея­тельности ЦНС

Наши рекомендации