Автору следует переформулировать текст на язык, доступный ученику
Например, «Прочитав этот учебник, ты узнаешь о самых ярких событиях истории древнего мира, познакомишься с людьми, жившими в том далеком прошлом.....»
Традиционное назначение оглавления – ориентировка читателя в содержании учебника, кроме этого формат представления оглавления может помочь учителю в выстраивании различных образовательных траекторий в зависимости от конкретных условий реализации учебного процесса.
Включение в УФФ индексного указателя, списка источников информациинаправлено на реализацию в учебнике основной функции – организации управления усвоением. [3].
Индексный указатель формируется на основе элементов содержательного ядра и содержит полную систему ссылок на учебник и сопутствующие издания. По усмотрению автора учебника указатель может быть также представлен словарем терминов. Индексный указатель также может использоваться учащимися в процессе самостоятельной работы при подготовке докладов, сообщений, при выполнении домашних заданий, текущим и итоговым испытаниям.
Список информационных источников должен позволить учащемуся и учителю в целом получить представление об информационном поле предметной области с учетом возраста учащихся. В ее состав должен входить раздел, содержащий список учебников, учебных пособий, научно-популярной литературы, относящихся к предмету в целом и предназначенных для получения углубленных знаний. В список могут включаться составляющие УМК (в том числе цифровые), связанные с соответствующей темой учебника, и список дополнительных источников, которые учащиеся могут использовать для самостоятельной работы.
Элементы аппарата ориентировки играют важную роль для реализации возможности использования УФФ как элемента открытой образовательной среды. Для этого в каждом блоке источников информации может быть дан список составляющих УМК, связанных с темой учебника, и список дополнительной литературы, которую учащиеся могут использовать для самостоятельной работы.
Способы использования рассмотренных элементов аппарата ориентировки в УФФ могут варьироваться в зависимости от конкретной ступени образования для того, чтобы учесть особенности познавательной деятельности учащихся определенного возраста. Это будет выражаться, например, в способе представления оглавления (для начальной школы более красочно с использованием цветных графических изображений), стиле и степени подробности предисловия (для старшей школы более научный, с описанием проблем и т.д.), источники информации на более ранних ступенях обучения целесообразно понимать, как литературу для внеклассного чтения по предмету и т.д.
МОДЕЛЬ ПАРАГРАФА УЧЕБНИКА ФИКСИРОВАННОГО ФОРМАТА
Следующим уточнением модели УФФ является структура параграфа (рис. 5), состоящего из краткого введения, содержания параграфа, выводов с элементами итогового контроля.
Элементы аппарата ориентировки параграфа учебника (введение, выводы), как части блока, должны быть ориентированы на достижение учащимися ожидаемых результатов, задаваемых блоком.
Введение предназначено для обеспечения связей как внутри блока (по параграфам), так и с другими блоками учебника. Преемственные связи могут быть раскрыты через систему вопросов, ссылок, напоминаний. Элементами введения могут стать эпиграф и вводный вопрос для ориентировки ученика в содержании параграфа в целом, который предназначен для мотивирования учащегося через развитие познавательного интереса. Проблемный вопрос должен быть непосредственно связан с содержанием параграфа, иметь частично-поисковый характер, допускать несколько вариантов решений, быть более конкретным, чем во введении к блоку.