Возникновение и развитие педагогики как науки: предмет, объект изучения, основные категории педагогики, задачи. Методы педагогического исследования
Оренбургский педагогический колледж №1
Им. Н.К.Калугина.
Методические рекомендации по подготовке
К государственным экзаменам
По педагогике
Для студентов специальности 050709,050720
Год
Составили: Соловьева С.Ю.
Павленко С.А.
Педагогическая деятельность, её аспекты. Роль и место педагога в век информационного общества. Профессиональные и личностные качества и способности педагога. Самообразование и самовоспитание в становлении педагога-профессионала.
1) В обыденной жизни под деятельностью понимается труд, работа.
Деятельность
Репродуктивная (по известному плану) продуктивная (создается что-то новое,
творческое
Деятельность
профессиональная непрофессиональная
Педагогическая деятельность - эта вид профессиональной деятельности, содержанием которойявляется обучение, воспитание,образование, развитие обучающихся.
2)Признаки педагогической деятельности.
ею занимается человек, обладающий необходимыми знаниями и умениями:
совместный характер (кто учит и кого учат);
для ее реализации существуют специальные формы (урок, лекция, занятиях
результатами являются знания и умения, которые приобрел ученик.
3) Виды педагогической деятельности.
|
|
4) Аспекты педагогической деятельности:
Учитель, тренер, психолог, организатор, социальный педагог.
5) Возникновение педагогической профессии.
-в дородовой общине - передача трудового опыта:
специальная передача трудовых умений и навыков обусловили появление социальной группы людей- старейшин рода;
-в античной Греции полнились первые школы, за детьми присматривал раб пер. с греческого «детовод»);
-в древнем Риме государственные чиновники делятся своими знаниями;
-в период средневековья впросвещении господствовала церковь, учителями назначались церковные служители;
-в эпоху капитализма профессия учителястановится массовой;
-вначале 19 века в России открываются учительские семинарии и институты.
6) Роль и место педагогав век информационного общества.
О значении профессии говорили Я.А.Коменский (педагог долженбыть честным и настойчивым):
К.Д.Ушинский (влияние педагога научащихся составляет тувоспитательную силу,которую нельзя заменить никакими уставами и программами);
Л.Н.Толстой(считал основным качеством педагога любовь к детям).
За педагогической профессией закрепились две функции:
а) Адаптивная(приспособление ученика к новом условиям).
б) Гуманистическая (развитие личности).
Раньше роль педагога состояла в том, чтобы дать учащимся определенную сумму знаний. Сейчас в век информационного общества задача учителя - создать условия для развития учащихся, научить их учиться, развить познавательную активность.
7) Профессиональная компетентность и мобильность:
Компетентность определяется уровнем теоретической и практической подготовки.
Теоретическая Практическая
Знать свой предмет, педагогику, все предметы. Уметь показать свой предмет
8) Содержание профессиональной готовности отражается в профессиограммепедагога.
Профессиограмма устанавливает инвариантные (неизменяющиеся) параметры личности и профессиональной деятельности учителя, включает 3 комплекса профессиональных требований к учителю:
ОбщегражданскиеКачества, определяющие спецификуСпециальные ЗУН
качествапрофессии учителяпо предмету
- нравственность - любовь к детям ( специальности)
- гражданская ответственность - справедливость - знание методики - социальная активность - требовательность преподавания
- толерантность- - педагогический такт и владение ею
( терпимость к другому - креативность (творчество)
человеку, культуре) - педагогические способности
Главные группы способностей:
-- организаторские( проявляются в умении сплотить учеников, распределить обязанности и т.д.);
-- дидактические ( подобрать и подготовить учебный материал, последовательно и ясно изложить его, повышать учебно- познавательную активность учащихся);
-- рецептивные( выражаются в умении проникнуть в духовный мир воспитанников, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики);
-- коммуникативные (умение общаться с учениками, их родителями, коллегами);
-- исследовательские ( умение познать и объективно оценить педагогические ситуации, процессы);
-- научно- познавательные ( способности к усвоению новых научных знаний).
9) Самообразование и самовоспитание педагога.
Самообразование – активная целенаправленная познавательная деятельность человека, связанная с поиском и усвоением знаний в интересующей его области.
Формы самообразования: Методы самообразования:
- изучение психолого-педагогической - самоанализ,
литературы, - самоотчёт,
- участие в конференциях, семинарах. – самоконтроль.
Самовоспитание – осознанная, целеустремлённая деятельность человека, направленная на саморазвитие. Совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств.
Методы, приёмы, средства самовоспитания:
- - самообязательство,
- - самоприказ,
- - самоубеждение,
- - самонаказание,
- - самопоощрение,
- - эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека,
- - самооценка и др.
Вывод : педагогическая деятельность существует с древних времён и развивается в соответствии с требованиями общества . Современного учителя должны характеризовать высокая гражданская ответственность и социальная активность, любовь к детям, высокая духовная культура, высокий профессионализм, потребность в самообразовании и готовность к нему, физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.
Возникновение и развитие педагогики как науки: предмет, объект изучения, основные категории педагогики, задачи. Методы педагогического исследования.
1) Педагогика возникла как средство передачи опыта. Увеличение объёма знаний влечет повышение значимости процесса передачи знаний.
. Термин «педагогика» возник в древней Греции. Период развития педагогики от древней Греции до средних веков был периодом отбора различных педагогических принципов, методов и приемов.
Оформление педагогики как науки связано с именем Яна Амоса Коменского («Великая дидактика»). Вклад педагогов: А. Дистервега, И. Песталоцци, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского.
2) Понятие педагогики.
Педагогика
Педагогика - наука о воспитании и обучении, составляющих единичный педагогический процесс. (Т.А. Стефановская).
Педагогика – это наука о воспитании человека, раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности.
3) Источники развития педагогики:
-опыт воспитания народной педагогики;
-философские труды (педагогика до Каменского была частью философии);
-педагогические, психологические труды;
-опыт педагогов новаторов.
4) Педагогика как наука имеет:
- объект изучения – воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс
- предмет изучения – определяющие развитие личности противоречия, закономерности, отношения, технологии организации и осуществления воспитательного процесса.