Возникновение и развитие педагогики как науки. Связь педагогики с другими науками. Отрасли современной педагогики.

Педагогика – (от греч. «пайдос»-дитя и «аго»-вести). Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более сложном смысле «вести ребенка по жизни», т.е. воспитывать его и обучать, направлять его духовное и физическое развитие.

Педагогика – наука о закономерностях воспитания, обучения, образования, о путях осуществления этих важных функций общества.

Современная педагогика – это особая область науки о воспитании человека на всех возрастных этапах его развития.

Возникновение и развитие педагогики как науки связано с практической потребностью общества в изучении и обобщении исторического опыта подготовки новых поколений к участию в производстве материальных и духовных ценностей.

Этапы развития педагогики Выдающиеся деятели Основные педагогические направления и идеи
Античные времена Сократ Заставлял думать, ставил вопрос таким образом, чтобы ребенок сам думал, размышлял, делал выводы → проблемное обучение.
Платон Идея государственной системы воспитания детей свободными гражданами с раннего детства; указывал на игру как важное средство воспитания, определил основные требования к лицам, занимающимся воспитанием детей.
Аристотель Идея гармонично развивающейся личности; включает физическое, умственное и нравственное воспитание; наряду с разнообразными играми использовал развивающие умственные рассказы, а начиная с пятилетнего возраста – подготовку к школе.
Средние века Ф.Аквинский Ф.Бэкон Ф.Рабле М.Лютер Т.Мор Т.Кампанелла Э.Ротердамский
  • Период феодализма:
С малых лет следует подавлять в детях стремление к шалостям, земным радостям, играм и развлечениям и укрощать подобные проявления строгими мерами (физическими наказаниями).
  • Эпоха Возрождения:
Гуманисты рассматривали ребенка, как природное существо, имеющее право на радостную жизнь, физическое развитие, игры, интеллектуальные занятия.
XVII век Я.А.Коменский Считал, что человек как существо природное находится в постоянном развитии. Подчеркивал, что благодаря воспитанию «из всякого ребенка можно сделать человека». Детям должны быть созданы условия для физического развития. Овладение навыками должно происходить в форме игры. С нравственным воспитанием связано воспитание и любовь к труду.
XVIII век Ж.Ж.Руссо Написал книгу «Эмиль, или о воспитании», в которой показал теорию свободного воспитания. Первым высказал, что воспитание – это жизнь, а не подготовка к жизни. Ребенок не учится будущей жизни, он просто живет. У него свои радости, своя жизнь и, воспитание надо приноравливать к этим потребностям. Заложил принципы воспитания.
XIX век Г.Песталоцци Одним из первых стремился строить процесс обучения с учетом закономерностей психического развития детей. Предложил переходить в процессе обучения от элементов к целому, от близкого к далекому, от простого к сложному, соблюдая при этом непрерывность и последовательность. Ставил задачу гармоничного физического, трудового, нравственного и умственного развития всех детей.
Л.Толстой В Ясной поляне создал школу; написал ряд учебников; исходил из того, что познание ребенка, его творчество основано на отражении реальных явлений окружающей действительности. Создал свою теорию свободного воспитания.
К.Ушинский Разработал стойкую дидактическую систему, выдвинул ряд методических приемов и правил обучения. Много сделал для совершенствования и методики начального обучения.
XX век Н.Крупская Рассматривала дошкольное воспитание как первую ступень народного образования. Помогла расширить сеть дошкольных учреждений. Высказала идеи о воспитании детей в коллективе, об игровой деятельности, интеллектуальном развитии. Участвовала в разработке программ по дошкольному воспитанию.
А.Макаренко Педагог-практик; теоретик воспитания. Разработал методику трудового воспитания. На практике доказал принципы создания детского коллектива. Много уделял внимания семейному воспитанию. Написал много книг мировой известности: «Книга для родителей», «Педагогическая поэма» и др.
В.Сухомлинский Педагогика строилась на любви. Книга «Сердце отдаю детям» пронизана верой в большие возможностей каждого ребенка при условии правильной организации воспитания и при сочетании коллективной работы и личных качеств.

Основные отрасли педагогики:

  • Общая педагогика – изучает основные закономерности процесса воспитания и образования;
  • Возрастная педагогика – исследует закономерности воспитания подрастающего человека преддошкольного, дошкольного, школьного возрастов и педагогику взрослых;
  • Дошкольная педагогика – исследует развитие ребенка от рождения до поступления в школу (6-7 лет);
  • Коррекционная педагогика – занимается вопросами воспитания и образования детей с недостатками умственного развития (олигофренопедагогика), зрения (тифлопедагогика), слуха (сурдопедагогика), дефектами речи (логопедия) и т.п.;
  • Социальная педагогика – изучает проблемы, связанные с направленной деятельностью субъекта воспитания (родителя, лица его заменяющего, воспитателя и др.), которая способствует проведению человека, начиная с момента рождения, по этапам социального развития и дальнейшему становлению его как гражданина конкретного общества;
  • Лечебная педагогика - система воспитания и обучения часто болеющих и недомогающих детей и детей-инвалидов;
  • История педагогики – изучает педагогические теории, содержание и методику воспитания и обучения в различные исторические эпохи;
  • Педагогика профессионально-технического образования;
  • Педагогика среднего специального образования;
  • Педагогика высшей школы;
  • Педагогика последипломного образования;
  • Этнопедагогика – наука о педагогических воззрениях народных масс и их опыте воспитанияподрастающего поколения;
  • Православная педагогика – воцерковленная педагогика и педагогика воцерковления (воцерковление –наполнение православным смыслом уже сложившегося научного и категориального строя педагогики как теории и науки).

Особую группу педагогических наук составляют частные методики, изучающие закономерности и специфику преподавания конкретных областей знаний (отдельных предметов).

Связь педагогики с другими науками:

  • Детская психология (отрасль психологической науки, изучающая факторы и закономерности психического развития ребенка) – позволяет педагогике более точно и правильно понять сущность психики, личности и группы и, опираясь на это, добиваться наиболее эффективного изучения педагогических явлений и процессов;
  • Философия (наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления) – способствует созданию педагогических концепций и ряда новейших теорий обучения и воспитания;
  • Социология (изучает различные стороны общественной жизни, взаимодействие личности и общества, закономерности социального поведения людей и т.п.) – позволяет педагогике учитывать социальные особенности жизни и деятельности людей и принимать во внимание их влияние на обучение, воспитание и педагогическую деятельность;
  • Анатомия (наука, изучающая форму и строение человеческого организма, а также закономерности развития этого строения в связи с его функциями) +

Физиология (наука, исследующая функции живого организма, протекающие в нем процессы: обмен веществ, приспособление к среде жизни и др.) - способствуют пониманию биологической сущности ребенка и особенностей развития его организма на каждом возрастном этапе, показывает их роль и значение в обучении, воспитании и развитии детей;

  • Генетика (наука, изучающая механизмы и закономерности наследственности и изменчивости организмов, методы управления этими процессами) – помогает разобраться в сложных проблемах взаимосвязи наследственности, среды и воспитания;
  • Экономика образования (научная дисциплина, исследующая и выявляющая особенности действия экономических законов и категорий в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения и повышения образовательного и культурно-технического уровня населения) – определяет стратегию развития всей системы образования в целом и региональной образовательной политики в частности;

3. Педагогика как наука: задачи и функции педагогики; методы педагогики.

Педагогика – наука о закономерностях воспитания, обучения, образования, о путях осуществления этих важных функций общества.

Современная педагогика – это особая область науки о воспитании человека на всех возрастных этапах его развития.

Задачи педагогики:

  • Познавать законы воспитания, образования и на этой основе указывать лучшие пути педагогической практики.
  • Разрабатывать новые технологии.
  • Вооружать педагогов-практиков профессиональными знаниями об особенностях воспитательного процесса людей разных возрастных групп и социального положения, умениями прогнозировать, проектировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс в различных социальных условиях, оценивать его эффективность.
  • Изучать передовой педагогический опыт и разрабатывать методы его внедрения и распространения.
  • Разрабатывать новые методы, формы, средства, системы обучения и воспитания, управления образовательными структурами.
  • Внедрение результатов исследования в практику.

Функции педагогической науки в целом:

· Описание явлений того участка действительности, который она изучает;

· Объяснение;

· Предсказание (прогнозирование).

Кроме того, изучая социально-гуманитарную сферу, педагогическая наука имеет свои особенности. Она не может ограничиться лишь объективным отображением изучаемого; от нее требуется влиять на педагогическую действительность, преобразовывать и совершенствовать ее.

Поэтому в ней совмещаются две функции, которые в других научных областях обычно поделены между разными дисциплинами: научно-теоретическая (отражение педагогической действительности как она есть) и конструктивно-техническая (нормативная, регулятивная – отражение педагогической действительности такой, какой она должна быть).

Основные свойства педагогики:

· Социальность (нацелена на решение социально значимых задач и выполнение социально обусловленных функций);

· Гуманитарность (ориентирована на познание человека и его формирование и развитие как личности);

· Открытость (связана со всеми областями человеческой жизнедеятельности и другими науками о человеке).

Методы педагогики:

Метод – это путь достижения поставленной цели, способ решения задач.

Другими словами – это совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

В основе любых научных методов лежат определенные принципы, теории и законы.

  • Методы обучения (система последовательных взаимосвязанных действий педагога и обучаемых, обеспечивающих усвоение содержания образования. Их выбор обусловлен конкретными задачами образования, воспитания и развития личности ребенка) – рассказ, лекция, беседа, драматизация, объяснение, наблюдение, демонстрация, упражнение, опыты, эксперименты, выполнение трудовых поручений и т.п.;
  • Методы воспитания (специально организованное взаимодействие воспитателя и воспитуемых для решения педагогических задач путем влияния на сознание, чувства и поведение воспитуемых) – рассказ, объяснение, беседа, поручение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций, требование, соревнование, поощрение, наказание, наблюдение, опрос, анализ результатов деятельности и т.п.;
  • Исследовательские методы (система методов, используемых для решения конкретных задач изучения особенностей и поведения ребенка и их формирования в педагогическом процессе) – наблюдение, эксперимент, беседа, изучение процесса и продуктов деятельности, анкетирование, тестирование, оценивание и т.п.

4. Принципы государственной образовательной политики России. Характеристика образовательной системы России: современное образовательное пространство; типы и виды образовательных учреждений.

Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов), удостоверенных соответствующим документом (Закон РФ «Об образовании»).

Система образования – социальный институт, обеспечивающий передачу подрастающему поколению знаний, умений и навыков, накопленных обществом.

Характер системы образования определяется социально-экономическим уровнем развития страны, политическим строем, культурно-историческими и национальными особенностями.

В основу государственной политики Российской Федерации в области образования положены идеи гуманизации.

Они нашли отражение в Конституции Российской Федерации (1993), Законе РФ «Об образовании» (1992). В документах отмечается, что образование должно осуществляться в интересах личности, общества и государства.

В Законе РФ «Об образовании» подчеркивается, что, двигаясь по пути гуманизации общества, образование станет высшей потребностью личности и будут созданы благоприятные условия для реализации этой потребности, для развития общей и профессиональной культуры личности.

Основные принципы российской системы образования:

  • Единство в условиях многонационального государства, защита национальных культур и культурных традиций народов России;
  • Гуманизм, приоритет общечеловеческих ценностей, забота о жизни и здоровье человека, свободное развитие личности каждого;
  • Общедоступность, соответствие системы образования уровням и особенностям развития и подготовленности детей, воспитанников и учащихся;
  • Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
  • Свобода и плюрализм;
  • Демократический, государственно-общественный характер управления образованием и автономность образовательных учреждений.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р) прописаны новые приоритеты развития образования:

  • Внедрение инновационных технологий в образовании, широкое применение проектных методов;
  • Конкурсное выявление и поддержка лидеров, реализующих новые подходы в образовании;
  • Решение проблем кадрового обеспечения образовательной системы;
  • Обновление организационно-экономических механизмов системы образования;
  • Повышение гибкости и многообразия форм предоставления услуг системы дошкольного образования;
  • Осуществление предшкольной подготовки детей, поступающих в 1 класс;
  • Расширение форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных ОУ;
  • Более полное использование потенциала семьи в воспитании детей.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ Д.Медведевым 4.02.2010 года) особо выделяет:

  • Переход на новые образовательные стандарты.
  • Развитие системы поддержки талантливых детей.
  • Обеспечение системы моральных и материальных стимулов поддержки педагогов, аттестация и постоянное повышение их квалификации.
  • Изменение инфраструктуры ОУ как по форме, так и по содержанию: разработка новых форм проектирования зданий ОУ, нового оснащения для создания психологического и физического комфорта пребывания ребенка в ОУ, безопасность, создание безбарьерной среды (интеграция детей-инвалидов).
  • Сохранение и укрепление здоровья детей (питание, медицинское обслуживание, физкультура и спорт, ЗОЖ, профилактические программы, индивидуальные программы развития здоровья детей, индивидуальный подход к каждому, недопустимость учебной перегрузки детей).
  • Расширение самостоятельности ОУ (составление ОП, финансово-экономическая самостоятельность, создание АУ, поддержка частных ОУ, привлечение к управлению ОУ частных инвесторов, дистанционное образование) – повышается степень свободы и уровень ответственности руководителя ОУ.

Современное российское образование – это непрерывная система последовательных ступеней обучения, на каждой из которой действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов.

Структура образовательной системы России:

  • Дошкольное образование (детские сады, центры развития ребенка);
  • Общее среднее образование (школы, гимназии, лицеи);
  • Среднее специальное образование (техникумы, колледжи);
  • Вузовское (высшее) образование (институты, университеты, академии);
  • Послевузовское образование (аспирантура, ординатура, докторантура);
  • Дополнительное образование (учреждения повышения квалификации, курсы, центры профессиональной ориентации).

Образовательные учреждения России – учреждения, осуществляющие образовательный процесс, реализующие одну или несколько образовательных программ и/или обеспечивающие содержание и воспитание обучающихся.

Структура образовательных учреждений России:

  • Дошкольные образовательные учреждения;
  • Общеобразовательные учреждения;
  • Учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • Профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т.п.);
  • Учреждения дополнительного образования для детей и взрослых;
  • Другие учреждения, предоставляющие образовательные услуги;
  • Специальные (коррекционные) учреждения для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии;
  • Учебно-воспитательные комплексы (детский сад-начальная школа; колледж-ВУЗ и т.п.).

По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть: государственные, муниципальными и негосударственными (частные, общественных и религиозных организаций и т.д.

Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется Типовым положением об образовательных учреждениях соответствующих видов и типов, утверждаемыми Правительством РФ. На их основе в образовательных учреждениях разрабатываются уставы.

Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид, категория) устанавливаются при его государственной аккредитации.

С 1991 года в России начали открываться частные образовательные учреждения.

Признаки нетрадиционного учебно-воспитательного учреждения:

  • Добровольность при выборе родителями и их детьми учреждения определенной направленности;
  • Специфичность целей и содержания образования;
  • Особая атмосфера и нравственный климат, способствующие лучшей адаптации ребенка и его многостороннему развитию;
  • Относительная административная независимость.

В соответствии с Типовым положением о ДОУ (постановление Правительства РФ от 12.09.2008 г. № 666) утверждены новые ценностные ориентиры дошкольного образования:

  • Ранний возраст (новый вид ДОУ);
  • Предшкольное образование (новый вид ДОУ);
  • Расширение прав на образование детей с ограниченными возможностями здоровья (совместное образование), реабилитация детей-инвалидов во всех видах ДОУ;
  • Усиление воспитательного потенциала ДОУ (воспитание гражданственности, толерантности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье);
  • Создание условий в ДОУ для изучения русского языка как государственного языка Российской Федерации;
  • Обеспечение квалифицированной помощи семье(оказание консультативной и методической помощи родителям);
  • Открытие дошкольных групп на базе образовательных учреждений других типов (при наличии лицензии);
  • Определение 4-х приоритетов развития детей: познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, физическое;
  • Расширение режимов работы ДОУ: 12 часов, 8-10 часов, 14 часов, 3-5 часов, 24 часа(исключение режима «свободного посещения детьми ДОУ»);
  • Изменение наименования видов групп ДОУ:

- группы общеразвивающей направленности;

- группы компенсирующей направленности;

- группы оздоровительной направленности;

- группы комбинированной направленности;

  • В группах компенсирующей направленности: введены дети с аутизмом; определена формулировка УО – легкой степени, умеренной, тяжелой.

Основные виды ДОУ России (по новому Типовому положению о ДОУ):

Вид ДОУ (8 видов) Вид группы (4 вида)
Детский сад Группы общеразвивающей направленности
Детский сад для детей раннего возраста Группы общеразвивающей направленности
Детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста Группы общеразвивающей направленности; Группы компенсирующей направленности; Группы комбинированнойнаправленности
Детский сад присмотра и оздоровления Группы оздоровительной направленности
Детский сад компенсирующего вида Группы компенсирующей направленности
Детский сад комбинированного вида Группы общеразвивающей направленности; Группы компенсирующей направленности; Группы комбинированнойнаправленности; Группы оздоровительной направленности
Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей   Группы общеразвивающей направленности
Центр развития ребенка - детский сад Группы общеразвивающей направленности

Главная задача детских садов всех видов – социализация детей дошкольного возраста, охрана и укрепление их физического и психического здоровья, подготовка к обучению в школе на основе различных вариативных программ, а также взаимодействие с семьями воспитанников для полноценного развития ребенка.

В последнее время широкое распространение получили учебно-воспитательные комплексы (УВК) «Детский сад – начальная школа», в которых воспитываются дети от 1,5 до 10-11 лет и где обеспечиваются преемственность и непрерывность дошкольного и начального школьного образования.

В XXI веке система дошкольного образования России базируется на принципах государственной политики в области образования и имеет нормативно-правовую базу. Система реализует потребность современного российского общества в воспитании и развитии детей для их успешной подготовки к школьному обучению.

Важным моментом является тот факт, что современное дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) несет ответственность перед родителями и обществом за качество своей работы и соответствие результатов образовательной деятельности российским стандартам.

Новая модель системы образования: преобразование единой системы «общественного дошкольного воспитания» в подлинную систему дошкольного образования, как исходную, полноправную и неотъемлемую ступень общего образования.

Кроме того, многофункциональная, развивающаяся система «общественного дошкольного образования» предлагает новые формы дошкольного образования для детей, которые воспитываются в условиях семьи: консультативные пункты; служба ранней помощи; центры игровой поддержки ребенка; семейный детский сад; домашний детский сад.

Наши рекомендации