Пс/х и педагогика.Спец задачи и методы педагогики как науки.Основ категории педагогики

Пед/к-наука и искусство обуч-я(Б.оксфорд слов.Ребер)Педагогика-наука о закономерностях, принципах, формах и методах образования людей. Психолог. подготовка- это целеустремленный процесс формиров. у людей положит., отношения к жизни и деят-ти, внутренней готовности к преодолению трудностей, встречающихся на их пути. Она осущ-ся в ходе обучения и воспитания,но помимо общих и спец учебно-воспитат мероприятий.

Отрасль педагогич наук:

1.народная педагогика-занимается традицион народными методами и приемами обучения и воспит людей;

2.педагог высшей школы-изуч особен обучения,воспит и развития людей,в процессе получения высшего образования;

3.школьная педаг-исслед особен обучения,воспит и развития людей в процессе получ образования в средних школах;

4.коррекционная педаг- заним обучением и воспит людей в интересах коррекции их личности и деят-ти;

5.проф.педаг- ориентиров на изучение процессов обучения, воспит. и подготовки представителей различных профессий;

6. педаг неформального образов- изуч не традицион методы и способы обуч. и воспит.;

7. педаг образов взрослых- иссле формы и способы образов взрослых людей.

Задачи:

1.научное обоснование развития сист образов,содержание обуч и воспит;

2.исследов сущности, структуры, функции педагог процесса;

3.выявление закономерн и формиров принципов процесса обучения и воспит. людей;

4.разработка эффективных форм организации педагогич. процесса и методов его осуществл.;

5. разработка содержания и методики самообразования и самовоспит. людей;

6.исследовособен. и содержания деят-ти педагога и путей формирования и развития его проф. мастерства;

7. разработка методологических проблем педагогики, методик ее исследов, обощение, распростр. и внедрение опыта, обучения и воспит. методы педагогики- способ и приемы изуч педагог явлений и процесс методы: пед. наблюдение, исследоват беседа, изуч школьной документации и продуктов деят-ти учащихся, пед эксперимент, изуч и обобщение передового пед опыта, социологич. методы исследов(анкетирование, рейтинг, метод компетентных оценок), методы математ. статистики, теорет анализ пед. идей и др.

4.Основ направлен и школы пс\х 20в.Бихевиоризм.

Выдел-ся различ направления и школы соврем-й психолог-й науки(бихевиоризм, психоанализ,гештальтпсихология,генетич-я пс\х,ассоциативн пс\х, когнитивн пс\х, гуманистичес пс\х и др.) Предмет пс\х трактуют в зависимости от тех целей и задач, кот представляются наиболее важными в рамках данного конкретного подхода.

Бихевиоризм(от англ «behaviour»-поведение),основоположники Торндайк,Уотсон,возник в кон19в. вСША.Основн концепция этого направления базировалась на том,что предметом пс\х явл-ся не сознание,не деят-ть сознания,а поведение(внеш проявл псих-й деят-ти чел),полное отрицание существован сознания и необход-ти его изучения.Поведение выраж-ся в тех или иных поступках,действиях,реакциях и зависит от внеш воздействия(стимула).Т.о. м. сопоставлять характеристики стимула и характеристики поведения.Задавая определ-е характеристики стимула,м. получить планируемый эффект и,если необходимо,закрепить эту связь.Выявление внутр-х,собственно функцион-х механизмов не требуется для установления зависимостей «стимул-реакция».Концепция бихевиоризма получила подтверждение в практике организации труд-й деят-ти,обучения и психотерапии.Однако данный подход обнаружил и множество слабостей,в особенности в создании общ объясняющей модели поведения,поскольку игнорировал активный хар-р псих-й деят-ти,не давал сколько-нибудь удовлетворит-го объяснения высоким духов-м проявлениям чел.На 1-е место в проведении исследований ставится решение практич-х задач,обусловл-х общес-м и эк-м развитием.Решение задач осуществлялось бихевтористами в 2-х направлениях:теорит-м и эксперимент-м.Создавая теорет-ю базу,Уотсон попытался выделить врожден-е и приобрет-е виды реак-й.К числу врожд-х отнес те,кот м. наблюдать у новорожд-х детей:чихание,улыбка,плач.Все новые реакции приобретаются путем условных рефлексов.Позже Толмен ввел в схему стимул-реакц поправку-промежуточ-е переменные(цели,намериния,гипотезы).Согласно теории бихевиоризма,классич-е(павловское) и оперантное обуславливания явл-ся универс-м механизмом научения,общим для чел и живот.

5.Основ направлен и школы пс\х20в.Психоаналитич-е направление(глубинная пс\х).

Выдел-ся различ направления и школы соврем-й психолог-й науки(бихевиоризм, психоанализ,гештальтпсихология,генетич-я пс\х,ассоциативн пс\х, когнитивн пс\х, гуманистичес пс\х и др.)Предмет пс\х трактуют в зависимости от тех целей и задач,кот представляются наиболее важными в рамках данного конкретного подхода. Психоанализ-возник на рубеж19-20в,основатель австр-й психиатр и психолог Фрейд.Фрейд видел задачу пс\х в познании глубин-х функцион-х механизмов психики.В психоаналитич-й концепции признается,что псих-е существ как сознат-е,предсознат-е и бессознат-е. Псих-е организовано в личностную структуру-«Id(оно)-Ego(Я)-Super-Ego(сверх-Я)».Ид включает псих-е формы,кот никогда не были сознат-ми,также формы,вытесненные из сознания.Ид-резервуар псих-й энерг.Содержание Ид влияет на псих-ю деят-ть.Эго-психика,связа-я с внеш миром.Эго разв-ся из Ид по мере становления личности.Эго управляет Ид, определяя приемлемость удовлетворения потребностей.Супер-Эго разв-ся из Эго, осуществляет цензуру поведения и мыслей и хранение социал-х норм ч\з функцион-е механизмы совести,самонаблюдения и формирования идеалов.Названные функцион-е механизмы личностной структуры стремятся обеспечить динамич-е равновесие и перераспределение псих-й энергии(энергии либидо и агрес-й энергии)на цели духов-й и интеллект-й жизни.Сон и сновидения явл-ся факторами,способствующ энергет-му равновесию.Факторы нарушения энергет-го равновесия-тревожность и фиксация (устойчивое избрание для удовлетворения потребности способа,не соответствующего стадии психосексуал-го развития).Психоаналит-я концепция развивалась такими известными психологами как Юнг,Адлер,Хорни и др,в настоящ время явл-ся одной из наиболее влиятельных в пс\х личности,а психоанализ остается одним из основных методов психотерапии.

6.Когнитивная пс\х.Согласно основидеям когнитивной пс\х,решающ роль в поведении чел играют интеллект-е и мыслит-е процессы.Поэтому глав задачей пс\х явл-ся исследование процессов приобретения,сохра и использования чел своих знаний.В теории Келли утвержд-ся,что любое событие,происходящ с любым чел,открыто для многократного интерпретирования.Поэтому он считает необходимым отказаться от концепции мотивации в объяснении поведения человека.Ед-й и достаточной причиной мотивации людей явл-ся факт жизни и вытекающее из этого факта желание прогнозировать будущие события.Человек рассматрив-ся как исследователь,ученый.Из этого следует,что:1)люди ориентир-ся на будущее;2)активно формируют представление о своем окружении;3)ни прошлые,ни настоящ события не явл-ся определяющими в поведении человека,он сам контролирует события в зависимости от поставл-х вопр и найд-х ответов.Основ постулат,выдвигаемый Келли,заключ-ся в утверждении того,что поведение чел направлено на прогноз событий.Действия субъекта определ-ся тем,как он прогнозирует будущие события.В рез-те диапазон поведения зависит от личнос-х конструктов,т.е.моделей и систем,при помощи кот происходит восприятие мира.Для каждого чел эти системы носят уник-й хар-р.Личнос-й конструкт формир-ся благодаря когнитивным процессам анализа сходства и различия.Он состоит из3 элем.Два элемента должны быть похожи друг на друга,они образуют полюс сходства. 3-й элемент должен отличаться от 1-х двух,он образует полюс контраста.Выделяются 3 основ типа конструктов:1)упредительный конструкт—стандартизирует свои элементы,чтоб они были исключительно в его диапазоне,(что попадает в одну классификацию,исключ-ся из другой);2)констелляторный конструкт-позволяет его элементам принадлежать одноврем др сферам,при этом элементы идентифицированы особым образом и фиксированы;3)предполагающий конструкт-позволяет чел быть открытым для нов опыта и принимать альтернат-е взгляды на мир.

Люди раздел-ся на когнитивно слож-х: имеющ конструктную систему,содержащую четко дифференцир-е конструкты;способных четко отличать себя от др;способных прогнозировать поведение др людей;рассматрив др по многим категориям и когнитивно простых: имеющих конструктную систему,в кот неясны различия м\у конструктами; затрудняющихся отличать себя от др; не способных прогнозировать поведение др; рассматривающ др по небольш числу категорий.Теория личнос-х конструктов утверждает,что чел одновременно явл-ся своб-м и зависимымот своего собств-го поведения.Свобода проявляется в выборе решений и интерпретации событий,зависимость в следовании ранее выработанным конструктам.Сделав выбор,чел перестает быть своб-м.С др стороны,это не окончательная, закрепленная модель поведения.Субъект м. интерпретировать ситуацию с др позиций,тем самым снова получив свободу выбора.

7.Гуманистич-я пс\х(вершинная пс\х).Под этим названием принято объединять взгляды мног совремх(1-е работы дан-го направл появ-ся в конц60-х–нач70-х20в)представ-й психолог-й науки,составляющ широкое,наиболее влиятел-е и прогрессивн развивающееся направл совр-й пс\х.Основ принцип-оптимист-й взгляд на природу чел;утверждение личнос-го хар-ра чел-й жизни,внимание к личности,ее способности реализовать себя. Основатель гуманис-й пс\х Роджерс утверждал,что человек от природы наделен силами для реализации всех своих возможностей.Однако общ-во зачастую навязывает ему лично чуждые,но общеприн-е чув-ва,потребности,ценности.Это и явл-ся причин неудовлетвор-ти и поведения. Маслоу разработал теорию,согласно кот все высш проявления дух-й деят-ти чел(любовь,творч-во) заложены в нем в виде врожд-х потенций,кот в теч последующ жизни могут актуализироваться или нет.Он дополнил эту позицию иерархич-й теорией потребностей.Разделив потребности на несколько уровней,Маслоу зафиксировал такие типы потребностей как физиолог-е,потребность в безопасности,в любви,в признании и в самоактуализации.Невозможность удовлетворить потребности более низк уровня препятствует удовлетвор-ю потребностей более высок уровня.Глав требование и глав задача личности-самоактуализация(стать тем,кем способ).С определ-й степенью условности к гуманис-му направлению пс\х м. отнести Франкла.По его мнению,основной проблемой чел в условиях соврем-й цивил-ции явл-ся проблема утраты людьми смысла жизни,пребывание в экзистенц-м вакууме.Франкл создал теорию экзистенциал-го анализа и разработал метод логотерапии-возвращение псих-го здоровья ч\з поиск и обретение смысла жизни.Стремление к поиску и реализации чел смысла своей жизни.Франкл рассматр-т как врожденную мотивацию(ноэтическую),присущую всем людям,наряду с основ биологич-ми и психолог-ми мотивацион-ми тенденциями.Отсутствие смысла порождает у чел состояние,кот Франкл назвал экзистенциал-м вакуумом. Экзистенциал-й вакуум-причина специфич-х «ноогенных неврозов»(«невроз безработицы»).В психолог-й структуре личности Франкл выделяет особое «ноэтическое измерение»,в кот локализованы смыслы.Вопрос о смысле жизни в учении Франкла-это вопрос о конкретном смысле жизни данной личности в данный момент.От ситуации к ситуации этот смысл меняется.Логотерапия расширяет возможности клиентов видеть весь спектр заложенных в ситуации смыслов.Логотерапевт,используя методику сократич-го диалога,подталкивает пациента к открытию им для себя адекватного смысла.

Совр-я гуманис-я пс\х-одна из наиболее влиятел-х концепций личности,кот рассматривает чел как творящего самого себя в процессе свобод деятел-ти.Гуманист-ю пс\х назыв часто «вершинной»,в противоположность психоанализу как «глубинной» пс\х. На соврем-м этапе развития внутри общ движения гуманис-й пс\х выделилась в самостоят-е направление экзистенциал-я пс\х(Лэнгле,Ялом,среди отечес-х пс\хгов Леонтьев)–изучающ прежде всего опыт жизнетворчества,анализирующая средствами психологи поведение и внутр-ю трансформацию чел в кризисных («погранич-х») жизн-х ситуациях.

Наши рекомендации