Тема 1. Объект, предмет, задачи, функции и методы педагогики. Основные категории педагогики.

Директор ТИ (ф) МГЭУ

_________ Бутузов А.А.

«___»___________ 2017 г.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ»

дополнительной профессиональной программы

«Преподаватель психологии»

в рамках направления 37.03.01 Психология

Тверь – 2017

Данную программу разработал Сулимина О.В., к.психол.н., доцент кафедры психологии Тверского института (филиала) МГЭУ.

Предназначена для слушателей программы профессиональной переподготовки «Преподаватель психологии» в рамках направления подготовки 37.03.01 Психология.

Разработана в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 37.03.01 Психология.

Обсуждена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры психологии Тверского института (филиала) МГЭУ. Протокол № 1 от 7.09.2017 г.

Содержание

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с проектируемыми результатами освоения образовательной программы………………………………………................................................    
Место дисциплины в структуре образовательной программы …......................  
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся……………………………………………………………      
Содержание дисциплины, структурированное по темам (модулям) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий…………………………………………………………………..      
Перечень учебно-методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся по дисциплине……………………………………………………    
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся……………………………………………………………………...    
Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины…………………………............................................    
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины………………………...    
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины…………………………………………………………………….....    
Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень необходимого программного обеспечения и информационных справочных систем…………………………………………………………………………….      
Описание учебно-материальной базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине…………………………………….    

1. Перечень учебно-методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Цель изучения дисциплины – формирование общепедагогических компетенций, связанных с реализацией педагогической деятельности и педагогического общения.

Основные задачи дисциплины:

В ходе изложения и изучения дисциплины предполагается решение следующих задач:

- решение задач прогнозирования, проектирования, конструирования, реализации, рефлексии учебно-воспи­та­тельного процесса;

- самообразования и самовоспитания как на этапе обучения в вузе, так и в период профессиональной деятельности;

- содействовать формированию у будущих специалистов высокой психолого-педагогической культуры.

Требования к результатам освоения дисциплины.

В соответствии с учебным планом дополнительной образовательной программы переподготовки «Преподаватель психологии» процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенции:

- способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7)

- способность к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий (ПК - 10);

В результате освоения курса «Общие основы педагогики» слушатели должны:

Знать:

- основные педагогические категории и понятия, характер связи педагогики с другими науками;

- основные тенденции и перспективы развития отечественной и зарубежной педагогики;

- изменения, происходящие на современном этапе модернизации образования;

- цели обучения и воспитания, просвещения;

- пути отбора, структурирования и предъявления содержания образования;

- требования к выбору и реализации методов, форм и средств обучения, воспитания, просвещения;

- психолого-педагогические требования к применению инновационных технологий в образовательном процессе;

- функции, виды, формы контроля, требования к содержанию контрольных заданий;

- способы и средства обеспечения развития субъектов образовательного процесса;

- методы совершенствования педагогического мастерства;

- типы, структурные компоненты, параметры образовательной среды, способы ее проектирования и экспертизы;

Уметь:

- формулировать педагогические цели и ставить педагогические задачи в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, учебным планом и программой;

- выбирать и использовать педагогические знания, методы и технологии на практике в решении педагогических проблем и задач разного типа, в том числе на компьютерной основе, адекватные целям обучения, воспитания, просвещения; оценивать инновационные модели обучения и воспитания и их развивающий эффект;

- оценивать эффективность собственной педагогической деятельности, совершенствовать профессионально-личностные качества;

- создавать и поддерживать благоприятную образовательную среду, соответствующую достижению целей обучения, воспитания, просвещения;

Владеть:

- понятийным аппаратом педагогики для научно-обоснованного построения, анализа и диагностики образовательного процесса; методами определения целей обучения и воспитания;

- приемами отбора, структурирования и предъявления содержания обучения;

- технологиями выбора методов, форм и средств обучения, воспитания и просвещения для организации процесса усвоения;

- методами оценки эффективности и коррекции учебно-воспитательного процесса;

- приемами самосовершенствования педагогической деятельности;

- технологиями создания образовательной среды, способствующей развитию и саморазвитию личности участников учебно-воспитательного процесса.

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «Общие основы педагогики» относится к Разделу 1. «Общепрофессиональные дисциплины» программы дополнительного образования «Преподаватель психологии» на 2017-2018 учебный год.

В соответствии с рабочей программой и тематическим планом изучение дисциплины проходит в виде аудиторной и самостоятельной работы слушателей.

Формой промежуточной аттестации является зачет.

3. Объем дисциплины с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид учебной работы Всего часов Аудиторная работа
Аудиторные занятия (контактная работа), в том числе:  
Лекции (Л)
Семинарские занятия (СЗ)    
Практические занятия (ПЗ)
Самостоятельная работа (всего): Другие виды самостоятельной работы: подготовка рефератов по темам курса, презентаций, докладов для выступления на научных конференциях и т.д.  
Вид промежуточной аттестации – зачет (в том числе консультации)    
Общая трудоемкость, час. /  
   

4. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий, а также форм текущего контроля успеваемости

Тематический план очной формы обучения

Наименование темы Количество часов по учебному плану Количество аудиторных часов Контактная нагрузка Самостоятельная работа Формируемые компетенции
лекции практические занятия
Объект, предмет, задачи, функции и методы педагогики. Основные категории педагогики.   ОК-7 ПК-10  
Образование как общечеловеческая ценность. Образовательная система России ОК-7 ПК-10  
Педагогический процесс и его функции 2* ОК-7 ПК-10  
Методы и формы организации учебной деятельности   2* ОК-7 ПК-10  
Воспитание в педагогическом процессе ОК-7 ПК-10  
Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности 4* ОК-7 ПК-10  
  Зачет, в том числе консультации            
  Итого  

* в том числе в интерактивной форме

Тема 2. Образование как общечеловеческая ценность. Образовательная система России.

Образовательная система России. Научное представление о сущности и содержании образования и воспитания. Образование как общечело­веческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. За­висимость целей и задач образования и воспитания от конкретно-исторических условий общественного разви­тия. Цели и идеалы образования и воспитания, их раз­витие в современных условиях. Проблема идеала обра­зования и воспитания в современном российском обществе. Образование и воспитание как педагогическая за­дача и как процесс. Единство образования и самообразо­вания, воспитания и самовоспитания. Исторические аспекты становления образователь­ной системы России. Образовательная система России. Характеристика основных компонентов образова­тельной системы: дошкольное воспитание; общее среднее образование и воспитание; профессионально-техническое образование; среднее специальное образование; высшее образование; подготовка научных и научно-педагогичес­ких кадров; повышение квалификации и переподготовка кадров. Цели, содержание, структура непрерывного образования.

Основные факторы развития системы образования. Управление образовательными системами. Особенности системы образования и тенденции ее развития в разви­тых странах.

ОК-7

Код компетенции Уровень освоения компетенции Содержание Этапы
способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7) пороговый Понимает необходимость самоорганизации и самообразования.
продвинутый Способен развивать свой общекультурный и профессиональный уровень самостоятельно; способен логически верно и аргументированно вести диалог, видеть перспективу своего интеллектуального и профессионального развития.
высокий Способен к самоорганизации и самообразованию

ПК-10

Код компетенции Уровень освоения компетенции Содержание Этапы
ПК - 10 способность к проектированию, реализации и оценке учебно- воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий пороговый – знает о соотношении научной психологии и психологии как учебного предмета; – знает основные принципы построения содержания учебного предмета по психологии; – знает основные теории обучения, методы преподавания психологии, формы реализации учебных занятий; - знает технологию построению учебных занятий по психологии.
продвинутый – способен синтезировать знания из области педагогики и педагогической психологии для понимания процесса преподавания психологии; – способен ана­лизировать сложность процесса преподавания психологии как общеобразовательной дисциплины. - способен определять цели и задачи преподавания психологии как общеобразовательной дисциплины; – способен применять основные принципов реализации учебного процесса по психологии; – способен опереться на определенную теорию обучения, выбрать адекватные методы преподавания психологии и формы реализации учебных занятий; - способен построить план учебного занятия по психологии, реализовать его и оценить его эффективность
высокий – владеть навыками преподавания психологии как общеобразовательной дисциплины и использованием активных и интерактивных технологий; – владеть современными технологиями и методами преподавания психологии как общеобразовательной дисциплины.

Директор ТИ (ф) МГЭУ

_________ Бутузов А.А.

«___»___________ 2017 г.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ»

дополнительной профессиональной программы

«Преподаватель психологии»

в рамках направления 37.03.01 Психология

Тверь – 2017

Данную программу разработал Сулимина О.В., к.психол.н., доцент кафедры психологии Тверского института (филиала) МГЭУ.

Предназначена для слушателей программы профессиональной переподготовки «Преподаватель психологии» в рамках направления подготовки 37.03.01 Психология.

Разработана в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 37.03.01 Психология.

Обсуждена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры психологии Тверского института (филиала) МГЭУ. Протокол № 1 от 7.09.2017 г.

Содержание

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с проектируемыми результатами освоения образовательной программы………………………………………................................................    
Место дисциплины в структуре образовательной программы …......................  
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся……………………………………………………………      
Содержание дисциплины, структурированное по темам (модулям) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий…………………………………………………………………..      
Перечень учебно-методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся по дисциплине……………………………………………………    
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся……………………………………………………………………...    
Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины…………………………............................................    
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины………………………...    
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины…………………………………………………………………….....    
Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень необходимого программного обеспечения и информационных справочных систем…………………………………………………………………………….      
Описание учебно-материальной базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине…………………………………….    

1. Перечень учебно-методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Цель изучения дисциплины – формирование общепедагогических компетенций, связанных с реализацией педагогической деятельности и педагогического общения.

Основные задачи дисциплины:

В ходе изложения и изучения дисциплины предполагается решение следующих задач:

- решение задач прогнозирования, проектирования, конструирования, реализации, рефлексии учебно-воспи­та­тельного процесса;

- самообразования и самовоспитания как на этапе обучения в вузе, так и в период профессиональной деятельности;

- содействовать формированию у будущих специалистов высокой психолого-педагогической культуры.

Требования к результатам освоения дисциплины.

В соответствии с учебным планом дополнительной образовательной программы переподготовки «Преподаватель психологии» процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенции:

- способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7)

- способность к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий (ПК - 10);

В результате освоения курса «Общие основы педагогики» слушатели должны:

Знать:

- основные педагогические категории и понятия, характер связи педагогики с другими науками;

- основные тенденции и перспективы развития отечественной и зарубежной педагогики;

- изменения, происходящие на современном этапе модернизации образования;

- цели обучения и воспитания, просвещения;

- пути отбора, структурирования и предъявления содержания образования;

- требования к выбору и реализации методов, форм и средств обучения, воспитания, просвещения;

- психолого-педагогические требования к применению инновационных технологий в образовательном процессе;

- функции, виды, формы контроля, требования к содержанию контрольных заданий;

- способы и средства обеспечения развития субъектов образовательного процесса;

- методы совершенствования педагогического мастерства;

- типы, структурные компоненты, параметры образовательной среды, способы ее проектирования и экспертизы;

Уметь:

- формулировать педагогические цели и ставить педагогические задачи в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, учебным планом и программой;

- выбирать и использовать педагогические знания, методы и технологии на практике в решении педагогических проблем и задач разного типа, в том числе на компьютерной основе, адекватные целям обучения, воспитания, просвещения; оценивать инновационные модели обучения и воспитания и их развивающий эффект;

- оценивать эффективность собственной педагогической деятельности, совершенствовать профессионально-личностные качества;

- создавать и поддерживать благоприятную образовательную среду, соответствующую достижению целей обучения, воспитания, просвещения;

Владеть:

- понятийным аппаратом педагогики для научно-обоснованного построения, анализа и диагностики образовательного процесса; методами определения целей обучения и воспитания;

- приемами отбора, структурирования и предъявления содержания обучения;

- технологиями выбора методов, форм и средств обучения, воспитания и просвещения для организации процесса усвоения;

- методами оценки эффективности и коррекции учебно-воспитательного процесса;

- приемами самосовершенствования педагогической деятельности;

- технологиями создания образовательной среды, способствующей развитию и саморазвитию личности участников учебно-воспитательного процесса.

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «Общие основы педагогики» относится к Разделу 1. «Общепрофессиональные дисциплины» программы дополнительного образования «Преподаватель психологии» на 2017-2018 учебный год.

В соответствии с рабочей программой и тематическим планом изучение дисциплины проходит в виде аудиторной и самостоятельной работы слушателей.

Формой промежуточной аттестации является зачет.

3. Объем дисциплины с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид учебной работы Всего часов Аудиторная работа
Аудиторные занятия (контактная работа), в том числе:  
Лекции (Л)
Семинарские занятия (СЗ)    
Практические занятия (ПЗ)
Самостоятельная работа (всего): Другие виды самостоятельной работы: подготовка рефератов по темам курса, презентаций, докладов для выступления на научных конференциях и т.д.  
Вид промежуточной аттестации – зачет (в том числе консультации)    
Общая трудоемкость, час. /  
   

4. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий, а также форм текущего контроля успеваемости

Тематический план очной формы обучения

Наименование темы Количество часов по учебному плану Количество аудиторных часов Контактная нагрузка Самостоятельная работа Формируемые компетенции
лекции практические занятия
Объект, предмет, задачи, функции и методы педагогики. Основные категории педагогики.   ОК-7 ПК-10  
Образование как общечеловеческая ценность. Образовательная система России ОК-7 ПК-10  
Педагогический процесс и его функции 2* ОК-7 ПК-10  
Методы и формы организации учебной деятельности   2* ОК-7 ПК-10  
Воспитание в педагогическом процессе ОК-7 ПК-10  
Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности 4* ОК-7 ПК-10  
  Зачет, в том числе консультации            
  Итого  

* в том числе в интерактивной форме

Тема 1. Объект, предмет, задачи, функции и методы педагогики. Основные категории педагогики.

Педагогика как наука. Объект, предмет и задачи педагогики на современном этапе общественного разви­тия. Основные функции педагогики: образовательная, воспитательная, развивающая, психологической подго­товки. Связь педагогики с другими науками. Основные отрасли педагогической науки. Методы исследования в области педагогики, их характеристика. История развития педагогического знания.

Основные категории педагогики: образование, вос­питание, обучение, развитие, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача и др. Основные на­правления и перспективы развития педагогики..

Тема 2. Образование как общечеловеческая ценность. Образовательная система России.

Образовательная система России. Научное представление о сущности и содержании образования и воспитания. Образование как общечело­веческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. За­висимость целей и задач образования и воспитания от конкретно-исторических условий общественного разви­тия. Цели и идеалы образования и воспитания, их раз­витие в современных условиях. Проблема идеала обра­зования и воспитания в современном российском обществе. Образование и воспитание как педагогическая за­дача и как процесс. Единство образования и самообразо­вания, воспитания и самовоспитания. Исторические аспекты становления образователь­ной системы России. Образовательная система России. Характеристика основных компонентов образова­тельной системы: дошкольное воспитание; общее среднее образование и воспитание; профессионально-техническое образование; среднее специальное образование; высшее образование; подготовка научных и научно-педагогичес­ких кадров; повышение квалификации и переподготовка кадров. Цели, содержание, структура непрерывного образования.

Основные факторы развития системы образования. Управление образовательными системами. Особенности системы образования и тенденции ее развития в разви­тых странах.

Наши рекомендации