Основные этапы подготовки выпускных квалификационных (аттестационных) работ
Выпускные квалификационные (аттестационные) работы выполняются на основе изучения и анализа положений нормативно-правовых актов в области таможенного дела, нормативных документов ФТС России, материалов учебной и научной литературы (учебников, учебных пособий, монографий, периодических изданий, в том числе и на иностранных языках, нормативной литературы и т.д.), документальных материалов по избранной теме, а также фактов и статистических материалов, полученных из личного опыта работы, проведенных экспериментов, наблюдений и т.п.
Первым этапом подготовки выпускной квалификационной (аттестационной) работы является выбор ее темы. При выборе темы необходимо учитывать:
актуальность (научную и практическую ценность, уровень разработки);
личный опыт практической деятельности, интерес к той или иной проблеме, необходимость расширения диапазона своих знаний и профессионального уровня с учетом будущей служебной деятельности;
возможность подбора необходимого материала и проведения исследования в целом, наличие статистических данных;
возможность последующего более глубокого исследования проблемы, например, при подготовке кандидатской диссертации.
После выбора темы, ее осмысления и уяснения целевой установки выпускной квалификационной (аттестационной) работы определяются (совместно с научным руководителем) объект, предмет и границы исследования, тем самым устанавливаются объем и масштаб «поисковой» деятельности.
На втором этапе производится сбор, накопление и изучение, нормативных документов, научной и учебной литературы материалов, опубликованных в периодической печати и т.п. Главной целью этого этапа является научно-информационная деятельность слушателя, то есть составление библиографии, целенаправленный подбор соответствующего материала и его глубокое изучение. Для этого необходимо владеть знаниями современной библиографии и иметь навыки:
работы с указателями, каталогами, обзорами и т.д.;
использования справочных правовых систем типа «Гарант», «Консультант Плюс» и др.;
– поиска информации в ведомственной сети ФТС России и сети Интернет;
– работы с научной и учебной литературой.
Поиск необходимой информации целесообразно вести по нескольким направлениям путем ознакомления:
– с нормативно-правовыми документами;
– со справочной литературой (энциклопедиями, справочниками, словарями и т.п.);
– с основными источниками по теме выпускной квалификационной (аттестационной) работы (монографиями, учебниками), реферативными и периодическими научными изданиями по теме и т.д.;
– с каталогами-указателями источников, имеющихся в библиотеках.
В зависимости от объема изучаемого источника и ценности его отдельных положений для исследователя используются разные формы записи, а иногда одновременно две-три.
Цитирование используется, когда необходимо точно воспроизвести определение какого-то понятия, процесса или явления, подкрепить или обосновать собственное утверждение, а также выразить критическое замечание в адрес автора.
Тезисыдают возможность лаконично изложить главные положения публикации в той последовательности, в которой они представлены в подлиннике. Требования лаконичности и точности изложения авторской мысли делают эту форму записи довольно сложной.
Конспектпредставляет собой изложение публикации с описанием фактического материала, с его аргументацией, доказательствами, с анализом, обобщениями, выводами и подразделением текста на пункты и подпункты под их названиями. Такой конспект включает в себя цитаты и тезисы, а также может иметь таблицы, графики и рисунки.
После изучения необходимых источников информации следует обобщить и систематизировать собранный фактический материал, дать ему объективную оценку и интерпретацию, сформулировать рабочую гипотезу по теме исследования, а затем разработать развернутый план выпускной квалификационной работы с указанием глав и параграфов.
Гипотеза – это система предположений и допущений, истинность которых нуждается в проверке и подтверждении.
Формулируя гипотезу, слушатель должен выявить противоречия в исследуемой проблеме и определить основное направление исследования.
Правильно сформулированная гипотеза, как правило, предположительно указывает пути решения проблемы, определяет методы исследования, характер и объем необходимого и достаточного фактического материала и устанавливает определенный аспект в разработке проблемы. Гипотеза, направляя ход исследования, может уточняться (совершенствоваться) в процессе его проведения. Она проверяется в ходе выполнения моделирования и проведения эксперимента, сопоставляется с имеющимся практическим опытом, статистическими материалами и данными науки и либо подтверждается как верная, либо опровергается как несостоятельная.
Приступая к изложению материалов исследования, слушателю необходимо помнить, что выпускная квалификационная (аттестационная) работа должна иметь четкую, органичную структуру, которая включает в себя титульный лист, задание на выполнение квалификационной (аттестационной) работы, оглавление, введение, основную часть, заключение, список использованных источников и приложения. Объем выпускной квалификационной работы должен составлять 40-50 страниц машинописного текста (без учета иллюстраций и приложений).
Во введениивыпускной квалификационной (аттестационной) работы (3–4 страницы) обосновывается актуальность темы, раскрываются ее научная и практическая значимость для таможенной деятельности, наличие законодательной базы, степень научной разработки и освещения в литературе, дается краткий перечень предшествующих работ, излагаются цели, задачи и замысел исследования, уточняются объект и предмет исследования, приводится перечень организаций и таможенных органов, на базе которых было проведено исследование.
В основной части, состоящей из двух-трех глав, излагаются главные аспекты содержания выпускной квалификационной (аттестационной) работы.
В первой главе, как правило, приводится обзор отечественной и зарубежной литературы по разрабатываемой проблеме, раскрываются основные понятия и сущность изучаемого вопроса, дается характеристика исследуемого объекта и проводится анализ реального состояния проблемы на примере работы таможенных органов, обосновываются цели и задачи выпускной квалификационной (аттестационной) работы, предлагаются современные подходы и пути решения исследуемой проблемы. Объем первой главы не должен быть более 30% всей работы.
Вторая и последующие главы содержат описание и результаты самостоятельного теоретического и экспериментального исследования. В них приводятся исходные данные, последовательность проводимых размышлений и расчетов, в том числе с использованием современных информационных технологий, излагаются результаты решения всей поставленной задачи. Широко представляется табличный и графический материал, характеризующий соответствие теоретических и экспериментальных данных результатам практики. Объем этой части, как правило, составляет около 60% от общего объема работы.
Необходимо, чтобы все главы и параграфы были соразмерны друг другу как по структурному делению, так и по объему. В конце каждой главы целесообразно сделать краткие выводы из предшествующего изложения, хотя это требование не является обязательным.
Заключение(2–3 страницы) представляет собой изложение основных результатов работы в виде выводов и рекомендаций. В нем автор подводит итоги исследования в соответствии с выдвинутыми во введении целями и задачами работы, делает теоретические обобщения, выводы и дает практические рекомендации по использованию полученных результатов в работе таможенных органов. Прикладное значение выпускной квалификационной (аттестационной) работы может подтверждается справкой о внедрении результатов исследований, проведенных слушателем. При наличии такой справки она является одним из приложений к выпускной квалификационной работе.
Важнейшее требование к заключению – его краткость и обстоятельность; в нем не следует повторять содержание введения и основной части работы.
Главы и параграфы выпускной квалификационной (аттестационной) работы должны быть связаны единой логикой и продуманной последовательностью изложения рассматриваемой проблемы. Материал работы не следует излишне перегружать иностранными словами и сложно построенными предложениями, в то же время нужно избегать чрезмерно кратких, слабо связанных между собой фраз, допускающих двойное толкование, и т.п. Необходимо добиться лаконичности и четкости формулировок, точности определений, литературной формы изложения. В то же время работа не должна носить характер справки или доклада.
Не рекомендуется вести изложение материала работы от первого лица единственного числа: «я наблюдал», «я считаю», «разработанный мною метод», «по моему мнению»[2] и т.п. Корректнее использовать местоимение «мы», но желательно обойтись и без него. Допускаются обороты с сохранением первого лица множественного лица, в которых исключается местоимение «мы», то есть фразы строятся с употреблением слов «наблюдаем», «устанавливаем», «имеем». Можно использовать выражения: «на наш взгляд», «по нашему мнению», однако предпочтительнее писать «по мнению автора» (выпускной квалификационной работы) или выражать ту же мысль в безличной форме: «изучение опыта работы структурных подразделений таможенных органов свидетельствует о том, что», «на основе выполненного анализа можно утверждать ...», «проведенные исследования подтвердили ... » и т.п.
Ссылаясь в тексте на графики, диаграммы или таблицы, следует пользоваться словами «приведены», «показаны», «изображены», «построены». Например: «Динамика оснащения подразделений таможенных органов современными вычислительными средствами (ЭВМ) приведена ...» или «Уровень владения сотрудниками таможенного поста современными техническими средствами таможенного контроля (рис. 1) характеризуется ...».
В выпускной квалификационной (аттестационной) работы важно добиться единства стиля изложения, обеспечить орфографическую, синтаксическую и стилистическую грамотность.
Типичными ошибками, допускаемыми при выполнении выпускных квалификационных (аттестационной) работ, являются:
– недостаточное обоснование актуальности исследуемой проблемы и слабый анализ ее состояния;
– использование устаревших статистических данных;
– слабая расчетная часть и недостаточное использование при их проведении средств вычислительной техники;
– отсутствие в работе иллюстративного материала;
– поверхностные выводы по ходу работы, а также в заключении;
– нечеткое изложение, а порой отсутствие предложений и рекомендаций по практическому использованию полученных результатов;
– отсутствие ссылок в тексте работы на использованные источники;
– превышение установленных объемов текстового материала;
– нарушение требований к оформлению работы.