II. Цели и задачи практики

И.К. Калимонов, О.А. Хабриева

Педагогическая практика

на историческом факультете:

учебно-методическое пособие

Казань

УДК 371

ББК 74.58

Рекомендовано кафедрой новой и новейшей истории исторического факультета

Казанского государственного университета

Протокол №7 от 18 марта 2008

Печатается по решению

учебно-методического совета исторического факультета

Рецензенты: канд. пед. наук, лауреат Гос. премии РТ в области науки и техники,

профессор А.Ф.Шарафеева;

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории И.И.Алеева

Калимонов И.К., Хабриева О.А.

Педагогическая практика на историческом факультете: учебно-методическое пособие. – Казань, 2008. – 50 с.

Учебно-методическое пособие адресовано студентам исторического факультета Казанского университета, получающим наряду с квалификацией историка квалификацию «Преподаватель».

В пособии в сжатой, наглядной форме отражено содержание педагогической практики и методика овладения этим содержанием. Приведены схемы, образцы заданий, направленные одновременно на овладение педагогом-практикантом педагогическими компетенциями, а также на самоанализ и самооценку.

Одна из важнейших задач предлагаемого учебно-методического пособия – актуализация знаний и умений, полученных в курсах психолого-педагогического цикла (педагогики, психологии и методики преподавания истории) применительно к целям педагогической практики.

В пособие включен список литературы и указаны адреса сайтов в Интернете по всем разделам педагогической практики.

Пособие написано в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки преподавателя.

Казанский государственный

университет

Калимонов И.К.,

Хабриева О.А.,

Часть первая. ЦЕЛИ, СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

I. Пояснительная записка

Профессионально-педагогическая практика является важнейшей частью подготовки педагогов. Методические знания обслуживают профессиональную деятельность преподавателя, тесно связаны с приемами, методами этой деятельности и с личностью самого педагога, его творчеством.

Профессионально-педагогическая практика – это самостоятельная ветвь педагогического знания о конструировании, применении и развитии форм, средств и методов педагогической деятельности. В процессе формирования знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру происходит взаимодействие личности педагога как носителя приемов, методик и технологий обучения и личности учащегося.

Особенность практики состоит в том, что будущий педагог учится работе с учебным материалом дисциплины, приемам и методам формирования исторических знаний, умений и навыков у учащихся.

Знание содержания предмета исторической дисциплины необходимо для будущего педагога, но для организации учебного процесса требуется еще и знание закономерностей учебного процесса, психологии учебной деятельности учащихся. Знание дисциплины – это лишь один из факторов реализации методики обучения. Объектами познания исторической науки являются общество и исторические личности, выявление необходимого и случайного в процессе социального развития. Профессионально-педагогическая практика не занимается этими вопросами, не формирует методы их исследования. Объект ее познания – общественный процесс обучения и воспитания учащихся средствами изучаемой науки. То есть при прохождении педагогической практики происходит соединение, интеграция двух видов подготовки: подготовки по истории и обществознанию и подготовки «по человеку», приобретенной при изучении педагогических и психологических дисциплин.

Профессионально-педагогическая практика носит теоретико-прикладной характер. В ходе её выполнения осваивается методика теоретического исследования, приобретается опыт педагогического проектирования учебного процесса в образовательном.

Важнейшая цель профессионально-педагогической практики – формирование, развитие и стимулирование саморазвития основных педагогических компетенций: знаний, умений, навыков и способов деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой специалиста с высшим педагогическим образованием.

Профессионально-педагогическая практика носит теоретико-прикладной характер. В ходе ее выполнения осваивается методика педагогического исследования, приобретается опыт педагогического проектирования учебно-воспитательного процесса.

II. Цели и задачи практики

Педагогическая практика – одна из наиболее эффективных форм подготовки студента к будущей профессиональной деятельности. В ходе педагогической практики будущий учитель осознает степень ответственности за свои знания и умения, начинает по-новому осмысливать учебный материал, учится обосновывать свои действия и соизмерять свои усилия в соответствии с реальными условиями и педагогическими ситуациями.

Деятельность современного учителя истории достаточно сложна. Трудности обусловлены целым рядом объективных и субъективных причин. По сути дела отсутствует стабильная концепция исторического и обществоведческого образования, нет полного комплекта учебников и учебных пособий, фонд средств обучения морально устарел. И, тем не менее, задача учителя – сформировать у учащихся целостную систему знаний об истории России и мира, а также о человеке и обществе на разных этапах цивилизации. Видимо, так можно определить стратегию деятельности учителя истории. При этом надо учитывать, что мы живем в быстро меняющемся мире, и действительность требует не только адекватного ее восприятия, но и гибкости ума, творческого мышления личности. Нельзя забывать и то, что современный уровень развития науки, техники, образования стал возможен благодаря великим гуманистическим идеям, прекрасной литературе, искусству предшествующих поколений.

Такое видение проблем школьного исторического и обществоведческого образования сделает возможным успешное прохождение педагогической практики студентами исторического факультета. Педагогическая практика для студента – фундамент будущего здания его профессионализма.

Педагогическая практика развивает основные педагогические компетенции, дополняет и обогащает теоретическую подготовку студентов, дает им возможность закрепить и углубить полученные знания; приобщает студентов к непосредственной практической деятельности, формирует у них профессиональные умения и навыки, необходимые для успешного осуществления учебно-воспитательной работы; знакомит студентов с современным состоянием образования; воспитывает у студентов любовь к профессии учителя.

Цельюпедагогическойпрактики является формирование общепрофессиональной компетентности посредством изучения состояния преподавания в школе историко-социальных дисциплин с учетом требований государственной образовательной программы, ознакомления студентов с системой воспитательной работы в школе и организации работы классного руководителя, овладения умениями профессионально-педагогической деятельности.

Учебно-воспитательная педагогическая практика предусматривает решениеследующихзадач:

· углубить и закрепить теоретические знания, полученные студентами университета по историческим, общественным, психолого-педагогическим дисциплинам, научить применять эти знания на практике в учебно-воспитательной работе с учащимися V-XI классов;

· подготовить студентов к проведению различных типов уроков по курсу истории, курсу «Человек и общество» с использованием разнообразных общепедагогических и собственно исторических средств, методов и приемов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, а также к организации различных форм внеклассной работы по предмету;

· активизировать стремление студентов к изучению психолого-педагогических дисциплин, к совершенствованию теоретических, методических и педагогических знаний в целях подготовки к творческому решению задач по обучению и воспитанию учащихся.

Умения и навыки, которыедолженприобрестистудент за время педагогической практики, следующие:

· методически правильно определять методы, средства, организационные формы учебно-воспитательной работы в соответствии с целями и принципами обучения;

· определять и четко формулировать образовательные, развивающие и воспитательные задачи урока, определять пути и методы их решения;

· самостоятельно отбирать, анализировать, синтезировать учебно-воспитательный и дополнительный научный материал в соответствии с поставленными задачами;

· адаптировать материал к возрастным особенностям школьников;

· проводить уроки различного типа, составлять конспект, развернутый план урока, тезисы с использованием методов активизации познавательной деятельности учащихся;

· формировать базовые понятия курсов;

· отбирать к уроку в соответствии с его содержанием и целевой установкой необходимые наглядные пособия;

· использовать технические, в том числе компьютерные, средства обучения;

· работать с различными историческими источниками, документами, картами, историческими картинами, иллюстрациями учебника;

· организовывать самостоятельную работу учащихся, учитывая принцип дифференцированного подхода к обучению;

· работать над совершенствованием методики контроля и оценки знаний учащихся на протяжении всего урока;

· уметь наблюдать урок, проводить его психологический и методический анализ;

· изучать, осмысливать, обобщать передовой педагогический опыт;

· овладевать новыми технологиями преподавания;

· изучать основные формы и методы ведения внеурочной работы по предмету и использовать возможности проведения интегрированных внеклассных мероприятий по истории и литературе, географии, иностранному языку и др. с целью формирования научного мировоззрения учащихся;

· уметь планировать внеурочную воспитательную работу на определенный период;

· уметь ставить воспитательные и развивающие задачи с учетом конкретных условий внеклассного мероприятия;

· уметь составлять план-конспект внеклассного воспитательного мероприятия;

· уметь применять методы психолого-педагогической диагностики для изучения учащихся;

· уметь составлять психолого-педагогические характеристики ученика и классного ученического коллектива.;

· уметь организовать воспитательную работу в качестве классного руководителя;

· уметь педагогически грамотно строить свои отношения с учащимися, родителями, учителями;

· уметь провести системно-критериальный анализ учебной работы, дать самооценку эффективности проведенного урока;

· уметь провести системно-критериальный анализ внеклассной воспитательной работы, дать самооценку эффективности проведенных внеклассных мероприятий и системы воспитательной работы в целом.

III. Объем, содержание, базы педагогической практики

Сроки практики определяются учебным планом и графиком учебного процесса на историческом факультете и составляют 6 календарных недель на очном отделении и 4 календарных недели на заочном.

Студенты очной формы обучения проходят практику с 5 сентября по 15 октября. Студенты заочной формы обучения проходят практику с 22 февраля по 21 марта. Практика проводится в школах города Казани, с которыми историческим факультетом Казанского университета заключён договор.

Форма прохождения практикиочная, в том числе у студентов отделения заочного обучения. Студенты заочной формы обучения, работающие на должностях, соответствующих профилю специальности не менее 1 года, не направляются на педагогическую практику и допускаются к сдаче зачёта решением декана. В этом случае результаты производственной практики засчитываются на основании документации, представленной студентами с места работы (справка, характеристика и т.п.). Студенты заочного отделения, не работающие на должностях, соответствующих профилю специальности, проходят практику в организованном порядке в школах Казани №11 и №12 в соответствии с учебным планом и программой.

Студенты очного отделения для прохождения педагогической практики делятся на подгруппы в соответствии с кафедрой дипломной специализации.

Базовыми для прохождения педагогической преддипломной практики на историческом факультете в настоящее время являются следующие средниеобщеобразовательныеучреждения г. Казани (правый столбец таблицы):

КАФЕДРА ДИПЛОМНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТА НОМЕРБАЗОВОЙ ШКОЛЫ И ЕЁ АДРЕС
Кафедра археологии и этнографии Школа № 40. Ул. Братьев Касимовых, д.12
Кафедра истории античности и средних веков Школа № 12. Ул. Ш.Марджани, д.38
Кафедра истории России ХХ века Гимназия № 3. Ул. Горького, д.16
Кафедра истории России ХХ века Школа № 18. Ул. Муштари, д. 6
Кафедра истории России ХХ века Физико-математический лицей № 131. Ул. Бутлерова, д. 54
Кафедра истории России до ХХ века Школа № 39. Ул. Япеева, д. 11
Кафедра историографии и источниковедения Школа-лицей № 11. Ул. Островского, д.22
Кафедра новой и новейшей истории Школа-лицей № 5. Ул. Волкова, д.3
Кафедра новой и новейшей истории Частная школа «Академический лицей им. Н.И.Лобачевского». Ул. Бутлерова, д. 30

В базовой школе студент для прохождения практики прикрепляется к определенному классу. У каждого из студентов появляются еще два руководителя практики: школьный учитель истории и классный руководитель. Университетские преподаватели работают в ходе методического руководства практикой в тесном взаимодействии со школьными: руководитель практики от исторического факультета сотрудничает, преимущественно, с учителем истории, руководитель от кафедры педагогики психологического факультета – с учителем истории и с классным руководителем. Подведение итогов практики осуществляется коллегиально, с учетом оценочных суждений и отзывов всех руководителей практики – и школьных, и университетских.

Организация педагогической практики предполагает, что вкаждойподгруппе студентов назначается (или избирается) староста. В обязанности старосты входит учет посещаемости студентов, общая организация работы, оповещение студентов о консультациях и семинарах, выполнение поручений руководителей практики. Каждая подгруппа студентов готовит сводный отчет о прохождении педагогической практики, включающий самоанализ и самооценку, анализ школы как базовой, уровень воспитанности и развития учеников школы, пожелания по совершенствованию практики. Представляет отчет подгруппы ее староста на итоговой конференции в университете.

В содержание педагогической практики включены три взаимосвязанных блока:

– деятельность в качестве учителя истории,

– внеклассная воспитательная работа в качестве классного руководителя,

– психологическое изучение учащихся.

В практику в качестве учителя истории входит:

– посещение уроков и внеклассных воспитательных мероприятий по предмету «История» в классе, к которому прикреплен студент-практикант;

–проведение уроков (неменеесеми уроков по оригинальным, не повторяющимся темам);

– анализ и самооценка своих уроков, а также анализ уроков, проведенных другими студентами-практикантами;

– индивидуальные занятия с учениками.

В практику в качестве классного руководителя включается:

–ознакомление с системой воспитательной работы классного руководителя, с технологией планирования его работы;

– овладение умениями и навыками подготовки и проведения основных форм внеклассной работы (классные часы, конкурсы, интеллектуальные марафоны, экскурсии, индивидуальная работа с учащимися, собрания и т.д.);

– проведение одного зачетного внеклассного воспитательного мероприятия.

В психологический раздел педагогической практики включается:

– изучение учащихся;

–составление психолого-педагогической характеристики одного ученика (по выбору студента);

– составление психолого-педагогической характеристики классного ученического коллектива[1].

Форма контроля – дифференцированный зачет. Учитываются качество выполнения заданий по преподаванию предмета «История», по организации внеклассной воспитательной работы, а также психологического задания.

Студент, не выполнивший программу педагогической практики, получивший отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при сдаче зачёта, повторно направляется на практику (не более одного раза) в свободное от учёбы время (без отрыва от учебных занятий в университете или в период студенческих каникул).


Наши рекомендации