Тема: СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 5

Цель: выяснить сущность социального воспитания, проанализировать

принципы и ценности социального воспитания.

Основные понятия:воспитание, социализация, социальное воспитание,

принципы социального воспитания, объект и субъект социального

воспитания, ценности социального воспитания, взаимодействие,

социальное обучение, социальность, социальная компетентность, система

социального воспитания.

Требования к компетентности:

· Знать основы социального воспитания;

· Знать принципы и ценности социального воспитания;

· Знать этапы и структуру процесса социального воспитания;

· Знать концепции социального воспитания личности;

· Знать и уметь характеризовать объекты и субъектов социального воспитания

· Знать важнейшие сферы жизнедеятельности человека.

· Уметь определить место и роль деятельности в личностном развитии.

Вопросы для обсуждения Практические и творческие задания
I. Блок самоподготовки.   1. Сущность социального воспитания.     2. Принципы и ценности социального воспитания.   3. Субъект и объект социального воспитания.     4. Система социального воспитания.     5. Концепции социального воспитания     1. Охарактеризуйте воспитание как социальный феномен и общественное явление. Проанализируйте различные подходы к его определению. 2. Раскройте сущность социального воспитания. Сравните понятия «воспитание» и «социальное воспитание». 3. Составьте конспект тезисов «Задачи социального воспитания». Раскройте различия в задачах социального воспитания в стабильном и нестабильном обществе. 4. Проанализируйте различия в семейном, религиозном и социальном воспитании. Покажите их конкретно-историческую обусловленность. 5. Охарактеризуйте циклы, структуру и этапы осуществления процесса социального воспитания личности. 6. Изучите статью Н.И. Пирогова «Вопросы жизни» и выявите, какие проблемы социального воспитания нашли отражение в данной статье. Составьте краткий конспект.   1. Раскройте сущность понятиея «принципы воспитания» и покажите многообразием подходов к их выделению. 2. Дайте современную трактовку принципов культуросообразности и природосообразности социального воспитания; принципа дополнительности в социальной педагогике; принципа центрации социального воспитания на развитии личности, принципа гуманизма, принципа вариативности социального воспитания и их реализации в социальном воспитании. 3. Выясните сущность понятия «ценность». Охарактеризуйте ценности социального воспитания. Покажите взаимосвязь ценностей социального воспитания с социально-политической системой и идеологией общества. Конспект тезисов.   1. Проанализируйте подходы А.В. Мудрика, Р.В. Овчаровой, А.И. Левко к определению объекта и субъекта социального воспитания. Дайте характеристику личности, коллектива, воспитательных организаций как субъектов социального воспитания. 2. Раскройте сущность понятия взаимодействие. Охарактеризуйте: - Структуру взаимодействия субъектов социального воспитания - Структуру функционально-ролевого взаимодействия индивидуальных субъектов социального воспитания - Особенности эмоционально-межличностного взаимодействия индивидуальных субъектов. Конспект тезисов.   1. Раскройте понятие «система». Охарактеризуйте уровни и элементы системы социального воспитания Республики Беларусь. Покажите автономность уровней социального воспитания.   1.Изучите и проанализируйте Концепцию непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в РБ и выясните, как определены цели, задачи, каковы принципы воспитания, каково содержание и технологии воспитания. Составить конспект.

I. Задания для углубленного изучения .

1. Напишите эссе на тему «Ценности в моей жизни..»

2. Составьте словарь основных понятий Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи

3. На основе анализа Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в РБ охарактеризуйте содержание базовой культуры личности (форма отчета – конспект, буклет (по выбору)).

II. Блок социально-педагогического моделирования.

1.Составьте схему-опору на тему «Жизнедеятельность институтов социального воспитания».

2. Создайте по теме презентацию с комментариями (20-25 слайдов)

ЛИТЕРАТУРА

1. Левко, А.И. Социальная педагогика. – Мн., 2005 г.

2. Левко, А.И. Теоретико-методологические основы социального воспитания / А.И. Левко // Адукацыя і выхаванне. – 1998. - № 4, 5, 6.

3. Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику Учебное пособие для студентов / А.В. Мудрик . – М.: Ин-т практической психологии, 1997. – С. 218-251; 255-269.

4. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов /Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия»,1999 . – С. 48-52; 80-84, 104-106.

5. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога. – М., 2001. – С. 27-31.

6. Пирогов Н.И. Вопросы жизни /Н.И. Пирогов //Хрестоматия по истории школы и педагогики в России/ Сост. С.Ф. Егоров. – М.:Просвещение, 1986

7. Социальная педагогика / Под ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – С. 113-119; 120-131.

8. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2001.

9. Об утверждении концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в РБ. Постановление Министерства образования РБ от 14 декабря 2006 г. № 125 // Национальный реестр правовых актов РБ, 2006 г., 30 декабря, № 8/15613

10. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. – Ростов- н/Д.: Творческий центр «Учитель», 1999

11. . Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский цент «Академия», 2002

12. Социальная педагогика: учебно- методическое пособие /авт. –сост. Г.А. Качан. – Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2003. -124 с.

Наши рекомендации