Упражнения, направленные на развитие
Подражательности и формирование
Координации речи с движениями
1. Тук-тук-тук-ток! Бей покрепче, молоток! (Дети имитируют удары молотком.)
1. Мы ручками похлопаем: хлоп-хлоп-хлоп. Мы ножками потопаем: топ-топ-топ. Качаем головой: так-так-так. Мы руки поднимаем. Мы руки опускаем.
Мы руки подаем и бегаем кругом.
(Дети выполняют соответствующие движения.)
3. Кукла, куколка, бай-бай! Спи спокойно, засыпай!
(Дети имитируют укачивание куклы.)
4. Мяу-мяу, — кот пищит. У него живот болит.
(Дети поглаживают животики.)
5. Чух-чух-чух! Чух-чух-чух! Мчится поезд во весь дух!
(Дети встают друг за другом и имитируют движения поезда.)
6. Маленькие ножки шли по дорожке: топ-топ-топ. (Дети топают ногами.)
1. Прыг-скок! Прыг-скок! Вот мой флажок!
(Дети подпрыгивают, а потом «достают» из-за спины «флажок».)
8. Бей в барабан, бей в барабан! Громче бей в барабан! Тра-та-та! (Дети имитируют игру на барабане.)
9. Вот солдаты идут, вот идут, вот идут! Ружья на плечах несут, вот несут! Тра-та-та! (Дети маршируют с «ружьями» на плечах.)
10. Вот охотник в лес идет, он идет, он идет. Волка серого убьет, он убьет, он убьет. Пиф-пиф-паф, пиф-пиф-паф! Пиф! Паф! (Дети маршируют и имитируют стрельбу из «ружья».)
Подвижные и хороводные игры
Игра «Поезд».
Вагончики зеленые
бегут, бегут, бегут. А круглые колесики
все тук, да тук, да тук. (Дети встают друг за другом и имитируют движение поезда.)
Игра «Гуси».
— Гуси-гуси!
— Га-га-га!
— Пить хотите?
— Да-да-да!
— Гуси-гуси, вот вода!
— Га-га-га! Га-га-га!
— Так бегите все сюда! (Дети бегут к водящему.)
Игра «Цыплята» (хоровод).
Вышла курочка гулять,
свежей травки пощипать. А за ней ребятки — желтые цыплятки. «Ко-ко-ко, ко-ко-ко! Не ходите далеко! Лапками гребите, зернышки ищите!»
Подвижная игра «Лиса и гуси».
— Гуси, гуси, я вас съем!
— Подожди, лиса, не кушай! Нашу песенку послушай:
Га-га-га! Га-га-га!
— Надоело слушать вас!
Всех я съем сейчас! («Гуси» разбегаются, «лиса» ловит.)
Игра «Куры и петух».
Петух: — Выходите, курочки,
собирайте крошки. Много здесь есть мушек
на моей дорожке.
(Куры крыльями махали:
ко-ко-ко! Куры клювами стучали:
ко-ко-ко!)
Кошка: — Выйду, выйду на дорожку,
мяу, мяу!
Там, где куры ищут крошки, мяу-мяу!
Игра «Пастушок».
Раным-рано поутру пастушок:
«Ту-ру-ру-ру!» А коровки ему в лад затянули:
«Му-му-му».
— Ты, Буренушка, ступай, В чисто поле погуляй, А вернешься вечерком, Нас напоишь молоком. {Пастух «пасет стадо», «играет в рожок», созывает коров: «Ty-py-pyf». Коровы ему отвечают: «Му-му-му!»)
В зависимости от этапа коррекционной работы детям можно предложить следующие упражнения.
1. Заучивание чистоговорок с различными типами слогов и повторяющимся слоговым рядом (нарушение произношения этих звуков наиболее распространено).
Ш
Ша-ша-ша-ша — наша Маша хороша.
Шо-шо-шо-шо — говорим мы хорошо.
Шу-шу-шу-шу — помогите малышу.
Ши-ши-ши-ши — на поляне малыши.
Аш-аш-аш — дайте карандаш.
Ош-ош-ош — у меня нож.
Уш-уш-уш — теплый душ.
Иш-иш-иш — у меня малыш.
Ашка-ашка — летит букашка.
Ошка-ошка — на окошке кошка.
Ушка-ушка — лягушка-квакушка.
Ишка-ишка — маленькая мышка.
Ж
Жа-жа-жа — мы видели ежа.
Жи-жи-жи — бегут ежи.
Жу-жу-жу — помоги ежу.
Жо-жо-жо — я еду на «Пежо».
Ч
Ча-ча-ча — дай мне калача.
Чо-чо-чо — ох, как горячо!
Чу-чу-чу — я гулять хочу.
Чи-чи-чи — красные кирпичи.
Ач-ач-ач — пришел врач.
Оч-оч-оч — скоро ночь.
Уч-уч-уч — у меня ключ.
Ич-ич-ич — красный кирпич.
Ачка-ачка — у меня тачка.
Учка-учка — у меня ручка.
Ичка-ичка — у меня птичка.
Очка-очка — у меня бочка.
Щ
Ща-ща-ща — ходит зайка без плаща.
Щу-щу-шу — я тебя ищу.
Щи-щи-щи — мы ели щи.
Ще-ще-ще — я в плаще.
Ащ-ащ-ащ — у меня плащ.
Ощ-ощ-ощ — вырос хвощ.
Ущ-ущ-ущ — вырос плющ.
Ещ-ещ-ещ — в кастрюле лещ.
С
Са-са-са — вот летит оса.
Су-су-су — не боюсь осу.
Сы-сы-сы — нет осы.
Со-со-со — у Сони колесо.
Ас-ас-ас — я пью квас.
Ос-ос-ос — у собаки нос.
Ис-ис-ис — я ем рис.
Ус-ус-ус — я ем мусс.
Аска-аска — у Сони маска.
Иска-иска — у Сони миска.
Оска-оска — у Сони соска.
Уска-уска — у Сони блузка.
За-за-за — вот идет коза.
Зы-зы-зы — нет козы.
Зу-зу-зу — не боюсь козу.
Ц
Ца-ца-ца — вот идет овца.
Цо-цо-цо — мы вымыли лицо.
Цу-цу-цу — не боюсь овцу.
Цы-цы-цы — нет овцы.
Ец-ец-ец — мы ели огурец.
Л
Ла-ла-ла — лопата и пила.
Ло-ло-ло — в лодке весло.
Лу-лу-лу — купили пилу.
Лы-лы-лы — новые столы.
Ал-ал-ал — темный подвал.
Ол-ол-ол — вымыли пол.
Ул-ул-ул — ломаный стул.
Ил-ил-ил — я полы помыл.
Алка-алка — у меня палка.
Олка-олка — у меня иголка.
Илка-илка — у меня вилка.
Р
Pa-pa-pa — высокая гора.
Ро-ро-ро — новое перо.
Ры-ры-ры — летят комары.
Ру-ру-ру — начинаем мы игру.
Ар-ар-ар — летит комар.
Ор-ор-ор — у меня топор.
Ур-ур-ур — не гоняй кур.
Ир-ир-ир — мы за мир.
Арка-арка — у меня марка.
Орка-орка — крутая горка.
Ирка-ирка — у меня дырка.
Урка-урка — кошка Мурка.
Детям предлагается хлопать на каждый слог или определенный звук (в зависимости от задачи).
2. Придумывание чистоговорки на заданный слог: Са-са-са — ...
3. Заучивание речевок, выполнение движений в процессе речи.
4. Чтение простых стихов, чистоговорок, предложений, текстов сопряженно со взрослым.
5. Игра «Телеграф»: передать телеграмму: Я иду домой (отстучать ритмическую структуру слов в предложении): ! !! !!; аналогично — с использованием ударения: ! !! !!.
6. Пропевание распевок с четкой ритмической структурой под музыкальное сопровождение: Ко-ко-ко, ко-ко-ко — не ходите далеко.
1. Договорить незаконченные слова в предложениях: На солнышке греется коте.., на него смотрит ще... У мышки детеныш мышо.., а у лисы — лисе... (Какой одинаковый слог прибавляется?)
8. Составление предложений со словами сложной слоговой структуры по предметным и сюжетным картинкам.
9. Изменение по падежам слов сложной слоговой структуры:
Это кто? — Милиционер. Нет кого? — Милиционера.
Помогу кому? — Милиционеру. Вижу кого? — Милиционера. Говорю с кем? — С милиционером. Говорю о ком? — О милиционере.
10. Выбрать из трех слов то, которое подходит для рифмы:
Шепчет ночью мне на ушко Сказки разные...
(перина, подушка, рубашка).
11. Самостоятельно придумать рифму:
Где весною было пусто, Летом выросла...
(капуста).
Собираем мы в лукошко Очень крупную...
(картошку).
12. Игра «Подскажи словечко» (для развития у детей чувства рифмы и языкового чутья).
Односложные слова
Ночью темень. Ночью тишь. Рыбка, рыбка, где ты ...
(спишь)!
Эй, давай играть в футбол! Забивай в ворота ...
(гол)!
Доски на гору везем, Будем строить новый ...
(дом).
Мишка плачет и ревет: Просит пчел, чтоб дали ...
(мед).
Прилетел из леса жук И залез на толстый ...
(сук).
Жил в лесу один чудак, Разводил в лесу он ...
(мак).
Динь-дон, динь-дон! В переулке ходит ...
(слон).
Десять ночей Айболит Не ест, не пьет и не ...
(спит).
Вдруг видят: стоит у колес Огромный взъерошенный ...
(пес).
Для птенцов и для зверят Тоже нужен детский ...
(сад).
Двусложные слова
Заглянула в дверь коза — Очень грустные ...
(глаза).
По ночам сове не спится, Ведь сова — ночная ...
(птица).
Говорит мартышка мишке: «Я в гостях была у ...
(мышки)*.
Солнце светит очень ярко. Бегемоту стало ...
(жарко).
Как на тоненький ледок Выпал беленький ...
(снежок).
А слониха, вся дрожа, Так и села на ...
(ежа).
Не придется старику В тишине попить ...
(чайку).
Как у нашей дочки Розовые ...
(щечки).
Не послушал зайка папу — Отдавили зайке ...
(лапу).
Нам темно. Мы просим папу Нам включить поярче ...
(лампу).
Трехсложные слова
Часто к озеру напиться Ходит рыжая ...
(лисица).
На даче в лесу жили разные птицы: Сороки, стрижи, воробьи и ...
(синицы).
Прицепившись к задней шине, Мишка едет на ...
(машине).
И шалить без передышки Целый день могли ...
(мартышки).
Уронила белка шишку, Шишка стукнула ...
(мартышку).
Стала петь мышонку утка: — Га-га-га, усни, ...
(малютка).
Среди жирных голубей Скачет тощий ...
(воробей).
Только жив ли петушок, Золотой наш ...
(гребешок)?
Огуречик, огуречик, Не ходи на тот конечик. Там мышка живет, Тебе хвостик ...
(отгрызет).
Злая, как волчица, Жжется, как горчица. Что это за диво? Это же ...
(крапива).
Четырехсложные слова
А рядом бегемотики Схватились за ...
(животики).
Елка, елка, елочка — Колкая ...
(иголочка).
И рыщут по дороге Слоны и ...
(носороги).
На лугу среди букашек Поднялся переполох — Оттеснил семью ромашек Великан- ...
(чертополох).
Золотой и молодой За неделю стал седой. А денечка через два Облысела голова. Спрячу-ка в карманчик Бывший ...
(одуванчик).
13. Чтение предложений и связных текстов с предварительно разделенными на слоги логопедом словами.
14. Чтение предложений и связных текстов с самостоятельным предварительным делением ребенком слов на слоги.
15. Чтение стихов и рассказов с отстукиванием ритма и с записью ритмического рисунка:
— Гуси, гуси! !! !!
— Га-га-га! ! ! !
— Есть хотите? ! !!!
--- Да-да-да! ! ! !
16. Запись слов и предложений под диктовку по слогам (сначала логопед голосом подсказывает границы слогов, затем задание выполняется ребенком самостоятельно).
17. Проговаришние, чтение, заучивание, списывание, слуховые диктанты скороговорок.