Упражнения, направленные на развитие внутригруппового взаимодействия

Эффективное взаимодействие между людьми — залог успеш­ности выполнения групповой задачи. Для этого необходимо раз­вить чувствительность к другим, научиться предугадывать их на­мерения и действовать в соответствии с этим. А также необходимо уметь сообщать о своих намерениях другим людям в ситуации ограничения возможности общения. Упражнения, описанные в данной главе, направлены на развитие способности группы орга­низоваться в ситуациях, требующих слаженных совместных дей­ствий. Некоторые из них хорошо зарекомендовали себя при под­готовке команд спецподразделений для решения совместных задач. Однако их можно проводить и с подростковыми группами.

В подобных упражнениях нет успешных или неуспешных учас­тников. Оценивается только конечный результат, а именно: спра­вилась группа с упражнением или не справилась. В случае если один из членов группы допускает ошибку, то упражнение считается не выполненным и группа возвращается на исходные позиции.

15.1. «СИНХРОНИЗАЦИЯ»1

Описание Участникам предлагается по команде, не до-

процедуры говариваясь, на счет три показать (выбросить)

одинаковое количество пальцев. Ведущий счи­тает: «Раз, два, три!» На счет «три» каждый учас-

1 Идея предложена Н. Ю. Хрящевой, С. И. Макшановым [35].

187

тник выбрасывает какое-то количество пальцев. Ведущий считает, сколько человек показало один палец, сколько два и т. д., и при необходи­мости повторяет процедуру. Упражнение повто­ряется до тех пор, пока все участники не пока­жут по команде одинаковое количество пальцев. При этом им нельзя разговаривать и как-то до­говариваться.

В облегченном виде участникам предлагает­
ся выбрасывать только пальцы одной руки. Тем
самым диапазон для синхронизации сужается от
1до5.
Комментарии В разных группах упражнение проходит по-

разному. Одним требуется несколько повторе­ний, чтобы достичь нужного результата, в дру­гих группах этот процесс может проходить гораздо дольше, хотя дает больший материал для дальнейшего обсуждения.

Можно обсудить различные стратегии. На­пример, кто постоянно выбрасывал одинаковое количество пальцев и ждал, пока к нему подстро­ятся другие, а кто каждый раз выбрасывал раз­ное количество пальцев. Спросите у них, поче­му? Иногда бывают очень интересные ответы.

15.2. «ВЗАИМОПОНИМАНИЕ»

Данное упражнение является модификацией предыдущего.

Вариант 1
Описание Упражнение выполняется в круге. Ведущий

процедуры называет любое число (но не больше, чем коли-

чество участников в группе). Одновременно с этим необходимо встать участникам в количе­стве равном названому числу. Вариант 2Ведущий называет число не больше, чем ко­личество участников, и, выдержав паузу (1—3 с),

подает команду: «Встали». По этой команде не­обходимо встать участникам в количестве рав­ном названному числу. Условия:

• участники должны встать точно по команде;

• должно встать ровно столько участников, сколько «заказывалось»;

• участникам нельзя разговаривать и соот­ветственно вслух договариваться, кто именно будет выполнять задание.

Комментарии Если установить время, в течение которого

члены группы могут каким-то образом сообщать свои намерения и угадывать намерения других, то упражнение наполняется дополнительным содержанием. В данных условиях участники пытаются договариваться при помощи мимики и жестов.

Можно усложнить упражнение, запретив же­стикуляцию. Но и при этом у них остаются та­кие параметры для анализа, как мимика и позы друг друга.

15.3. «ШЕРЕНГА»1

Описание Участникам предлагается встать в одну ше-

процедуры ренгу на расстоянии шага друг от друга лицом к

ведущему. При большом количестве участников или для облегчения упражнения группу можно разделить на несколько подгрупп. Будет не­сколько шеренг. Далее участникам сообщается, что по общей команде на счет «три» они долж­ны подпрыгнуть, но при этом каждый из них во время прыжка должен развернуться на 90 граду­сов в ту или иную сторону. Ведущий считает: «Раз, два, три!» Участники подпрыгивают и, ко­нечно же, при приземлении оказываются смот-

1 Идея предложена Н. В. Цзеном и Ю. В. Пахомовым [59].

189

рящими в разные стороны. Далее ведущий со­общает основную задачу, которая заключается в том, что теперь им необходимо подпрыгивать по команде до тех пор, пока они все не развернутся лицом в одну сторону. При этом необходимо со­блюдать основные требования:

• нельзя не подпрыгивать;

• нельзя не поворачиваться при подпрыги­вании;

• нельзя разговаривать или как-то догова­риваться о том, в какую сторону необхо­димо повернуться.

Комментарии Можно прыжки заменить просто на поворо-

ты по команде. Но прыжки более разогревают и раскрепощают участников, хотя требуют опре­деленной подготовленности группы и наличия соответствующей эмоциональной атмосферы.

В процессе обсуждения ведущий может за­дать следующие вопросы:

• Что мешало при выполнении задания?

• Что помогало при выполнении задания?

• Какие возникали затруднения при выпол­нении задания и в чем они заключались?

• Удалось ли разрешить эти затруднения, и .если да, то как?

15.4. «РАСТЯЖКА»

Данное и последующие упражнения хорошо зарекомендовали себя при подготовке команд для решения совместных задач. Их лучше про­водить с подростковыми группами.

Ведущему следует особо подчеркнуть, что по­добные упражнения выполнить невозможно без взаимопомощи и поддержки участниками друг друга. В них оценивается только то, справилась ли с ними группа, независимо от успешности его выполнения отдельными участниками,

Описание На высоте 1,5—1,7 метра от пола натягивает-

процедуры ся веревка, выполняющая роль растяжки.

Инструкция «При выполнении спецоперации путь вашей

группе группе на горной тропе преградила растяжка.

Внешние условия таковы, что вы не можете ее обезвредить, обойти или поднырнуть под ней. Группе необходимо перебраться через веревку-растяжку, не используя подручные средства, кроме одежды. Также участникам нельзя поддер­живать и подстраховывать друг друга под растяж­кой. В случае ее задевания любым участником группа считается погибшей и возвращается в исходное положение.

Упражнение считается выполненным только
после того, как все участники переберутся через
«растяжку».
Комментарии Наибольшая сложность заключается в преодо-

лении растяжки последним участником, так как его некому подсадить. Группе приходиться при­думывать различные способы его вытягивания. При этом если он задевает веревку, то вся группа считается подорвавшейся и начинает выполне­ние упражнения заново. Как правило, группа «по­гибает» на последнем этапе несколько раз, преж­де чем ей удается придумать способ преодоления «растяжки» последним участником.

В случае стабильной неуспешности группы ведущему полезно рассадить ее в круг и провес­ти обсуждение причин неудачи. При этом сле­дует обратить внимание на то, какие подавались идеи, чем они понравились или не понравились. А также попросить группу выработать дальней­шую стратегию действий. После этого можно продолжить выполнение упражнения.

Данное упражнение можно использовать и в диагностических целях. Кроме развития способ­ности к согласованным действиям данное уп­ражнение проявляет стратегии действия участ-

191

ников в ситуациях эмоционального напряжения,
что позволяет прогнозировать варианты разви­
тия событий в экстремальных условиях.
Опасность! В ходе выполнения упражнения возможны

случаи ушибов и растяжений. Поэтому ведуще­му необходимо позаботиться о мерах безопас­ности, организуя подстраховку участников. По возможности желательно под «растяжкой» по­ложить маты.

15.5. «БЛИНДАЖ»

Описание На полу расстеливается 4—5 газет такого раз-

процедуры мера, чтобы на них могла свободно уместиться

вся группа. Группе объясняется, что расстелен­ные на полу газеты будут являться «блиндажа­ми», в которых участникам необходимо «укрыть­ся» по сигналу ведущего. (Таким сигналом может быть остановка музыки. Также для подачи сиг­нала может быть использован свисток.) Участ­ники свободно перемещаются по комнате и по сигналу ведущего «укрываются в блиндажах» — вставая (запрыгивая!) на ближайшие газеты. Участник, не уместившийся на газете, считает­ся погибшим. В этом случае группа получает порицание ведущего за то, что не уберегла това­рища, и выполняет упражнение еще раз в том же варианте сложности. При успешном выполне­нии ведущий уменьшает количество «блинда­жей», убирая одну газету, и продолжает упраж­нение. На последнем этапе группе предстоит «уместиться в очень маленьком блиндаже», что невозможно без реальной физической поддер­жки участниками друг друга.

В процессе обсуждения полезно обратить внимание на вопросы: что мешало выполнению упражнения? Что помогало при выполнении уп­ражнения?

15.6. «МИНА»

Описание По команде ведущего — «Мина!», группе не-

процедуры обходимо за минимальное время (3—5 с) покинуть

круг («блиндаж») через узкий проход (между дву­
мя стульями), обозначенный ведущим. Команда
подается ведущим без предупреждения. Создает­
ся установка на вероятность гибели участников,
вовремя не успевших покинуть «блиндаж», от
прямого попадания в него мины. Упражнение
выполняется несколько раз с обсуждениями.
Комментарии Упражнение сложно выполнить, если каждый

участник будет думать только о том, как спас­тись именно ему. В процессе обсуждения полез­но обратить внимание на то, кто обычно выс­какивал первым, а кто последним и почему. Попросить их рассказать, какие мысли прихо­дили им в голову в процессе выполнения

Ведущий может дать установку участникам на возможность выполнения данного упражнения в процессе других процедур и подавать команду без предупреждения. В данном виде упражнение позволяет развить способность быстрого реа­гирования и переключения на другой вид дей­ствий в экстремальной ситуации.

Глава 16

Наши рекомендации