Коррекционно-педагогической деятельности дошкольных образовательных учреждений

О НОВЫХ ФОРМАХ ОРГАНИЗАЦИИ

В настоящее время во всех регионах Российской Федерации большое внимание уделяется детям с отклонениями в развитии, с трудностями в обучении. Педагоги, руководители образовательных учреждений и специалисты органов управления образованием убедились; оказание коррекционно-педагогической помощи детям нужно начинать задолго до поступления в школу, предотвращая таким образом возникновение у них школьной дезадаптации, а также рост числа классов коррекции и компенсирующего обучения в общеобразовательных школах.

Сегодня в дошкольных образовательных учреждениях продолжают открывать компенсирую­щие группы по разным профилям нарушений в развитии; в штаты детских садов общеразвивающего вида вводят учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-пси­хологов для работы с «проблемными» воспитанниками. Однако для многих дошкольников получение своевременной коррекционной помощи специалистов все еще оказывается малодоступным. Прежде всего это дети, воспитывающиеся дома, не посещающие Детские сады по разным причинам:

· дошкольники с отклонениями в развитии, воспитывающиеся по желанию родителей я домашних условиях неработающей мамой или бабушкой вплоть до поступления в школу;

· дети с отклонениями в развитии младше трех лет, которых родители не могут или
не хотят отдавать в образовательное учреждение на продолжительное время в силу ослабленности здоровья, несформированности навыков самообслуживания или просто по причине раннего возраста;

· дети с тяжелыми нарушениями в развитии, нуждающиеся в постоянном уходе, в опеке (со значительными нарушениями опорно-двигательного аппарата, с тяжелой степенью умственной отсталости, с текущими заболеваниями ЦНС, незрячие и др..).

Особую группу представляют дети с комбинированными нарушениями в развитии, например имеющие одновременно недостатки слуха и зрения, слуха и интеллекта и т. д. Для них пребывание в детском саду, в условиях, созданных для более благополучных в плане психофизического состояния сверстников, оказывается проблематичным. Достаточно большая наполняемость групп, преобладание фронтальных форм организации занятий, затруднения в общении с другими воспитанниками группы, в усвоении программы, в процессе режимных моментов — все это часто становится причиной отказа родителей от организованных форм дошкольного образования их детей. Родители поневоле предпочитают воспитывать ребенка дома, прибегая к дорогостоящим индивидуальным занятиям с частнопрактикующими педагогами или к разовым консультациям специалистов поликлиник, различных центров и т. п.

Перечисление таких «особых» случаев можно продолжить, однако становится ясно, что основное условие, которого мы пока не могли обеспечить в детских садах таким детям,— это индивидуальные, дифференцированные по содержанию и методам, полноценные по времени коррекционно-развивающие занятия в удобное для ребенка и его семьи время, занятия, на которых специалисты могли бы уделить достаточно внимания и детям, и родителям, обучая их способам взаимодействия с ребенком, имеющим нарушение в развитии.

Предложить родителям такие варианты дошкольного образования детей с отклонениями в развитии детские сады смогут, если освоят гибкие организационные формы коррекционно-педагогической деятельности, в частности возможность пребывания ребенка в детском саду неполный день — только для занятий со специалистами, для формирования навыков общения и социального поведения.

Опыт организации кратковременного пребывания детей в ДОУ в регионах имеется, и наиболее инициативные руководители уже активно решают проблему широкого охвата дошкольников коррекционной помощью. В то же время многие детские сады для внедрения новых форм работы хотели бы иметь федеральный документ — инструкцию или письмо Минобразования России.

Инструктивно-методическое письмо «Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии» от 29.06.99 № 129/23-16 подчеркивает актуальность разработки проблемы свободного пребывания детей в ДОУ и дает общие рекомендации по осуществлению одного из путей решения этой проблемы. Это письмо подготовлено по инициативе сотрудников Института коррекционной педагогики (ИКП) РАО доктора пед. наук Е. А. Стребелевой, доктора пед. наук Л. И. Плаксиной и кандидата пед. наук Н. Д. Шматко в сотрудничестве с ДОУ № 154, 1365. 1513 и 2022 Москвы. Органы управления образованием субъектов Российской Федерации могут взять этот документ за основу при разработке территориальных положений или иных локальных актов (писем, распоряжений и пр.) о специальных коррекционных (компен­сирующих) группах кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии, а которых будут конкретизироваться региональные особенности организации и функциониро­вания таких групп. Подобные документы послужат основанием для внесения соответствую­щих изменений в уставы ДОУ договоры между ДОУ и учредителями. ДОУ и родителями.

Все основные положения, заложенные в указанном письме, основаны на реальном практическом опыте, анализ которого показывает следующее.

В состав одной группы могут быть включены дети разного возраста, имеющие разную степень выраженности нарушений в развитии (от латентных проявлений до выраженных, тяжелых, так как занятия проводятся в основном в индивидуальном режиме. Однако нежелательно включать в группу детей с разными нарушениями в развитии, поскольку для работы с таким смешанным контингентом требуются специалисты широкого профиля. В детских садах же в должности учителя-дефектолога, как правило, работают специалисты узкой квалификации (например, олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог и др.) Исключением могут быть случаи, когда в группе работает учитель-дефектолог, прошедший подготовку по специальности «Коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная)».

Педагогический коллектив группы кратковременного пребывания, как правило, такой же, как в традиционных компенсирующих группах: учитель-дефектолог (1 ставка), педагог-психо­лог (если он есть в ДОУ то в его обязанности войдет и работа в указанной группе), учитель-логопед (1 ставка в логопедической группе; 0.25 ставки, если эта должность вводится дополнительно к должности учителя-дефектолога), музыкальный руководитель (0,25 ставки), воспитатель/инструктор по физической культуре (0,25 ставки), воспитатель и/или помощник воспитателя, который поддерживает порядок в помещении группы и находится с ребенком в то время, когда педагог работает с родителями (0,5 ставки). При наличии в штате ДОУ медицинских работников детям может оказываться специализированная медицинская помощь.

На начальном этапе могут возникать трудности при составлении расписания занятий, поскольку руководители, с одной стороны, идут навстречу пожеланиям родителей, а с другой стороны, должны обеспечить приемлемые условия для работников детского сада. Однако постепенно этот механизм отрабатывается: решаются вопросы о том, сколько раз в неделю и на какое время родители с ребенком приходят в детский сад. о соотношении количества и продолжительности занятий с разными специалистами, о схеме оповещения педагогов о неявке ребенка, чтобы была возможность осуществить замену, пригласить на это время другую семью и т. д. В решении этих вопросов ДОУ должно проявить гибкость и самостоятельность.

Оптимальная продолжительность занятий с ребенком зависит не только от его возраста, но и от индивидуальных возможностей (работоспособности, устойчивости внимания, утомляемости и т. д.) и определяется, как правило, уже в процессе обучения. При определении общей продолжительности занятия нужно планировать время на работу непосредственно с ребенком, на «обучение» и консультирование родителей, на заполнение тетрадей «домашних заданий» и иной документации, что в целом составит от 30 до 60 минут на одно занятие у каждого специалиста.

Очевидно, что в ряде территорий семьи, воспитывающие детей с отклонениями в развитии, могут проживать достаточно далеко от ДОУ и не иметь возможности посещать занятия еженедельно. По мнению сотрудников ИКП РАО, в этих случаях целесообразно приглашать родителей с ребенком 2—4 раза в год на одну—две недели, в течение которых они поселятся вблизи детского сада, и занятия с ребенком будут проводиться ежедневно. В заключение такого цикла занятий родители получают «домашнее задание», содержащее рекомендации педагогов по дальнейшему семейному воспитанию ребенка.

Эффективность работы групп кратковременного пребывания в значительной мере зависит от степени участия семьи в воспитательно-образовательном процессе. Став партнерами, педагоги и родители вместе поведут ребенка по нелегкому пути компенсирующего обучения и социализации. Поэтому формы взаимодействия с семьями воспитанников таких групп педагогическому коллективу дошкольного образовательного учреждения желательно проду­мать заранее.

Остановимся еще на одном важном аспекте проблемы — финансово-экономическом. Известно, что в условиях социально-экономического кризиса всей системы образования произошло, в частности, сокращение сети дошкольных образовательных учреждении. Эта негативная тенденция, несмотря на усилия всех структур и звеньев образования, продолжается. Для сохранения сети ДОУ на первый план сегодня выступает поиск новых. менее затратных, по сравнению с традиционными, форм организации дошкольного образования. Что касается модели кратковременного пребывания, она экономически целесообразна, хорошо вписывается в современные социально-экономические условия. Внедрение этой модели будет способствовать и развитию сети, и обеспечению педагогов рабочими местами, и более эффективному использованию материальной базы.

В заключение хочется пожелать детским садам успехов в освоении новой Формы работы и выразить уверенность в том. что создание таких групп позволит расширить возможности выбора адекватных и эффективных форм педагогического воздействия, которые будут отвечать интересам как ребенка с отклонениями и развитии, так и ого семьи.

Ю. МОРОЗОВА.

главный специалист Управления дошкольного образования
Министерства образования Российской Федерации

Наши рекомендации