Современные образовательные программы дошкольных образовательных учреждений.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 309–ФЗ внес в статью 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» новый пункт 6.2:

6.2. К структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, устанавливаются федеральные государственные требования (ФГТ).

Действующие Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ №655 от 23.11.2009 года); вступили в силу 16 марта 2010 года.

ФГТ повышают ответственность ДОУ за качество и конечный результат образовательной работы – (итоговые и промежуточные результаты освоения Программы) -уровень развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, значимых для семьи, общества и государства и обеспечивающих преемственность основ дошкольного и начального общего образования.

Концептуальные основы ФГТ:

  • Развивающее образование; единство воспитательных, развивающих и обучающих задач;
  • Научная обоснованностьи практическая применимость (соответствие фундаментальным основам возрастной психологии и дошкольной педагогики; культурно-исторический, деятельностный, личностно-ориентированный подходы к развитию ребенка);
  • Интеграция образовательных областей (взаимодействие содержания образовательных областей для обеспечения целостности образовательного процесса);
  • Комплексно-тематический принциппостроения образовательного процесса (доступность тем, мотивация);
  • Организация образовательного процесса на адекватных возрасту формах и видах деятельности (ведущий вид деятельности – игра);
  • «Цементирующей» основой содержания дошкольного образования в условиях его вариативности определены 4 направления, соответствующие основным линиям развития ребенка:

- физическое;

- познавательно-речевое;

- социально-личностное;

- художественно-эстетическое.

Таким образом, ФГТ являются первым документом, разработанным в соответствии с законом РФ «Об образовании» и который на Федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения, какие она определяет цели, содержания образования и как организован образовательный процесс.

Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребёнку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и сохраняется сама природа дошкольника. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно положителен, так как в настоящее время на первом месте стоит занятие.

Основная общеобразовательная программа ДОУ -это нормативно-управленческий документ дошкольного учреждения, характеризующий специфику содержания образования, особенности организации воспитательно-образовательного процесса, характер оказываемых образовательных и медицинских услуг.

Программа строится на основании следующих принципов:

  • Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка.
  • Принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования).
  • Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
  • Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.

Структурно основная общеобразовательная программа должна состоять из двух частей:

  • обязательной части, разработка которой обеспечивается уполномоченным федеральным государственным органом;
  • вариативной части, формируемой участниками образовательного процесса.

В условиях вариативности российского образования, закрепленного в Законе «Об образовании РФ», для дошкольных образовательных учреждений разработаны и разрабатываются новые, альтернативные программы.

Любая программа, рекомендованная к использованию Министерством образования РФ, является государственным документом, определяющим цели, задачи и содержание учебно-воспитательной деятельности с детьми в ДОУ.

В методических рекомендациях к составлению образовательной программы дошкольного образовательного учреждения (в соответствии с ФГТ) представлен перечень комплексных вариативных программ, технологий и пособий по каждой образовательной области.

Первая официальная программа для детского сада была создана в России в 1932 г. и совершенствовалась до 1962 г., когда была утверждена и получила название «Программа воспитания в детском саду» как основной государственный документ для дошкольных работников.

В 1978 г. в программу было внесено ряд существенных изменений и дополнений, после чего она была вновь утверждена Министерством просвещения РСФСР, а ее новая редакция называлась «Типовая программа». Именно с появлением Типовой программы была обеспечена преемственность в обучении и воспитании дошкольников разных возрастных групп.

В 1984 г. под ред. Р.А.Курбатовой и Н.Н.Поддьякова была создана новая «Типовая программа воспитания и обучения в детском саду», которая опиралась на новое социальное состояние российского общества.

В настоящее время, учитывая изменения, произошедшие в современном мире, Типовая программа не может отвечать требованиям обучения и воспитания дошкольников нового поколения, т.к. она излишне идеологизирована и включает в себя темы, которые не доступны пониманию ребенка XXI века. Именно поэтому научными коллективами России были разработаны новые варианты программ по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста.

Характеристика современных образовательных программ (до утверждения ФГТ):

  • Учебные программы (нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение) –

«Примерная образовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста» (под ред. Л.А.Парамоновой);

«Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. В.В.Васильевой).

  • Основные программы (разработаны на основе требований Государственного образовательного стандарта и утверждены Минобразования РФ. В них представлены общие рекомендации методического характера с перечислением средств и приемов обучения, служат основанием для составления рабочих и авторских программ) –

Они, в свою очередь, делятся на:

- комплексные (общеразвивающие) –включают все основные направления воспитательно-образовательной работы ДОУ – «Радуга»;

«Детство»;

«Истоки»;

«Развитие»;

«Детский сад – дом радости».

- специализированные (парциальные) –включают одно или несколько направлений, реализующихся в рамках основной образовательной деятельности ДОУ – «Семицветик»;

«Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы

с детьми 4-7 лет»;

«Наш дом – природа»;

«Здоровье»;

«Здоровый дошкольник».

  • Дополнительные программы (отражают национально-региональный компонент, учитывают возможности методического потенциала педагогов, а также уровень подготовленности воспитанников и служат для оказания дополнительных образовательных услуг).
  • Авторские учебные программы (разрабатываются педагогами-новаторами на основе собственного опыта и используются для преподавания специального курса).

Характеристика современных образовательных программ (в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами):

Виды образовательных программ Характерные признаки
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования 1) Полное соответствие ФГТ. 2) Обязательность реализации каждым ДОУ. 3) Разработка (на основе выбранной примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования); утверждение и реализация данного вида программы — полномочия и ответственность самого ДОУ. 4) Наличие двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования 1) Полное соответствие ФГТ. 2) Является основой для разработки основной общеобразовательной программы дошкольного образования ДОУ. 3) Определяет только обязательную часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования. 4) Реализуется ДОУ с учетом приоритетных направлений деятельности (если они есть) и специфики условий осуществления образовательного процесса, то есть вкупе с частью, формируемой участниками образовательного процесса. 5) Разработка данного вида программы обеспечивается федеральным уполномоченным органом в сфере образования, то есть не является полномочиями и ответственностью самого ДОУ.
«Необходимые для осуществления воспитательно-образовательного процесса программы, технологии, методические пособия», в том числе комплексные, базисные и парциальные программы, не являющиеся примерными основными образовательными программами дошкольного образования 1) Полное или частичное соответствие ФГТ. 2) Полное или частичное использование ДОУ. 3) Преимущественное использование для разработки части основной общеобразовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательного процесса.

Таким образом, «главным делом» для каждого ДОУ становится разработка, утверждение и реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе выбранной примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования, разработку которой, в свою очередь, обеспечивает федеральный уполномоченный орган.

При разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования каждое ДОУ вправе также использовать в том или ином объеме и другие программы (комплексные, базисные, парциальные), методики и технологии, в первую очередь, для разработки части, формируемой участниками образовательного процесса.

· Разработана Федеральная программа дошкольного образования. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех» (Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ № 03-13 от 22.07.2010. «О примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования»).

Данная программа определяет обязательную часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей от 3 до 7 лет, обеспечивающую достижение воспитанниками физической и психологической готовности к школе.

Это образовательная программа нового поколения; в ней впервые учитываются особенности гендерного воспитания, основной целью которого является овладение способами общения и взаимодействия со сверстниками противоположного пола, а также формирование собственной гендерной идентичности (осознание себя в качестве представителя определенного пола).

Программа полностью меняет характер взаимоотношений между педагогом и воспитанниками. Они — партнеры по интересным, занимательным делам. И хотя это партнерство не предполагает установления полного равноправия (взрослый все-таки остается более опытным и мудрым «партнером»), оно исключает манипулирование ребенком, потому что ребенок — это не объект управления, а равноценный, развивающийся человек.

Образовательная работа осуществляется не на традиционных учебных занятиях, а в ходе организации детских видов деятельности. Значимость и интерес к данным видам деятельности обеспечиваются построением образовательного процесса на основе календаря праздников (событий). Ведь события, в отличие от учебных занятий, можно с нетерпением ждать, готовиться к ним, проживать их вместе со своей семьей, сверстниками, воспитателями.

Игре в программе «Успех» отводится самое продуктивное время в первой половине дня, потому что игра (сюжетная, с правилами) — ведущая деятельность дошкольного возраста. При этом программа в полном объеме обеспечивает формирование предпосылок будущей учебной деятельности, решение таких сложных задач, как формирование целостной картины мира, кругозора современных дошкольников.

Программа построена таким образом, чтобы педагог имел возможность в ходе повседневной образовательной работы учитывать индивидуальные особенности и темпы индивидуального развития детей.

Программа направлена на то, чтобы каждый ребенок в детском саду чувствовал себя успешным. Успех — это и признание окружающих, и одобрение достижений. Успех — это еще и результат правильно организованного, полноценного развития детей.

  • От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- М., 2010.

Данная программа разработана уже в соответствии с действующими ФГТ.

8. Режим жизни детей в ДОУ: физиологические основы и педагогические требования.

Большое значение для здоровья и физического развития де­тей имеет режим дня. Постоянное время для еды, сна, прогулок, игр и занятий - то, что И.П.Павлов называл внешним стереотипом, - обязательное условие правильного воспитания ребенка.

Режим дня - это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей.

Бодрое, жизнерадостное, и в то же время, уравновешенное настроение детей в большой мере зависит от строгого выполнения режима. Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют ап­петит, плохо засыпают и спят беспокойно.

Режим должен обеспечить благоприятные условия для развития, поэтому необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности, учитывать здоровье ребенка и уровень его психического развития.

Основной особенностью режима является то, что смена деятельности происходит ритмично, последовательно и постоянно.

Требования к организации режима дня:

  • постоянство режима и его ритмичность;
  • учет состояния здоровья и уровня психического развития детей;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • учет особенностей труда взрослых, быта семьи и учреждения.

Типовой режим рассчитан на 12-часовое пребывание детей в дошкольном учреждении; дополнительно указан распорядок жизни дома.

В зависимости от сезона, климатических и местных условий, характера работы родителей руководители детского сада могут вносить в типовой режим некоторые изменения. Однако количество времени, отведенное на игры, занятия, прогулки, а также чередование различных видов деятельности при этом не меняются. После игр и занятий, требующих значительного умственного и волевого напряжения, относительной неподвижности, детям нужна деятельность подвижного характера, не связанная с большими усилиями. После энергичных движений, сильного возбуждения отдыхом для детей будут спокойные игры.

Ребенок не сразу привыкает к определенному режиму дня: от воспитателей и родителей здесь требуется большая выдержка и терпение. При этом важно учитывать не только возрастные, но и индивидуальные особенности детей, их прошлый жизненный опыт, состояние здоровья и нервной системы. Строгое соблюдение режима приучает детей к порядку, дисциплинированности.

9. Умственное воспитание дошкольников: основные понятия и особенности; задачи и средства.

Умственное воспитание – специально организованный педагогический процесс, направленный на формирование системы знаний, умений и способ умственной деятельности, а также развития познавательной активности детей.

В работах отечественных ученых (Л.А.Венгер, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Поддъяков, А.П.Усова, Д.Б.Эльконин и др.) дошкольное детство определяется как период, оптимальный для умственного развития и воспитания детей.

Умственное развитие – совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка.

Следует отметить, что на умственное развитие оказывают влияние и биологические факторы: строение мозга, состояние анализаторов, изменения нервной деятельности, наследственный фонд задатков и др.

Основная особенность умственного развития ребенка дошкольного возраста – преобладание образных форм познания (восприятия, образного мышления и воображения).

В ходе умственного воспитания, осуществляемого в процессе обучения и специально организованной свободной деятельности, у дошкольников формируется интеллектуальная культура.

Основная функция умственного воспитания дошкольников –формирование познавательной деятельности.

Основные задачи умственного воспитания дошкольников:

  • Сенсорное воспитание (развитие);
  • Развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями);
  • Становление речи и расширение словарного запаса;
  • Воспитание любознательности, познавательных интересов и познавательных потребностей;
  • Формирование системе элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни как условие умственного роста;
  • Развитие эрудиции, интеллектуальной свободы личности и расширение кругозора;
  • Развитие элементарных математических представлений и конструирование.

Средства умственного воспитания дошкольников:

  • Деятельность дошкольников – бытовая; пространственные ориентировки (право, лево, впереди и т.п.); учебная деятельность; игровая деятельность (подвижные, дидактические, творческие игры); продуктивные виды деятельности (трудовая, конструктивная, изобразительная);
  • Произведения духовной и материальной культуры – разнообразные игры, игрушки, пособия, книги; произведения живописи, архитектуры, скульптуры; произведения национальной культуры (народные песни, танцы, фольклор, праздники, народные обычаи и традиции); музеи (краеведческие, художественные, исторические).

Особенности, содержание и методы сенсорного воспитания дошкольников.

Сенсорное воспитание – специально организованный процесс ознакомления ребенка с сенсорной культурой человечества с целью развития ощущений, восприятия и представлений о внешних свойствах предметов.

Отечественная система сенсорного воспитания опирается на теорию восприятия, разработанную Л.А.Венгером, Л.С.Выготским, А.В.Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, С.Л.Рубенштейном и др.

У истоков сенсорного воспитания стояли Ф.Фребель, М.Монтессори, Е.И.Тихеева и др.

Познания младенца начинается с чувственного ознакомления с предметами и явлениями окружающего его мира с ощущений и восприятия.

Ощущение и восприятие представляют собой особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета и его особенностей.

Развитие анализаторов ребенка-дошкольника позволяет обучать его действиям обследования предмета – перцептивные действия.

С 6-ти месяцев у ребенка формируются сенсомоторные предэталоны (отображение отдельных свойств предметов, которые имеют существенное значение для его движений).

В дошкольном возрасте используются предметные эталоны (образцы свойств предметов соотносятся с определенными предметами: зеленый цвет – «как огурец», круг – «как солнышко» и т.п.).

В старшем дошкольном возрасте соотносятся качества предметов с освоенными общепринятыми эталонами: «книга как прямоугольник», «блюдце как круг» и т.п.

Особенности сенсорного развития в дошкольном возрасте:

· Зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим;

· Возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия;

· С установлением взаимосвязей с речью и мышлением интеллектуализируется восприятие;

· Осваиваются сенсорные эталоны (обобщенные сенсорные знания и сенсорный опыт, накопленные человечеством за всю историю своего развития).

Содержание сенсорного воспитания:

  • Развитие зрительных ощущений (детей учат различать и называть цвета; формируют у них представление об оттенках; развивают способность при рассматривании картины видеть, как с помощью цвета достигается художественная выразительность изображения);
  • Развитие тактильной чувствительности (умение различать на ощупь качество предметов и правильно их называть – дети оперируют такими понятиями, как гладкий, мягкий, пушистый, твердый и т.п.);
  • Развитие слуховой чувствительности (умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха);
  • Развитие обонятельных и вкусовых ощущений;
  • Ориентировка во времени (усвоение ребенком представлений о частях суток, днях недели, месяцах, годе и текучести времени).

Методика сенсорного воспитания предусматривает обучение детей обследованию предметов, формирование представлений о сенсорных эталонах.

Этапы обследования предметов («от общего к частному»):

Наши рекомендации