Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время. 1. В фильтрации участвует отдел нефрона
Тесты
1. В фильтрации участвует отдел нефрона …
1) капсула Шумлянского – Боумена; капилляры Мальпигиева клубочка;
2) петля Генле; проксимальный извитой каналец;
3) собирательные трубочки.
2.За сутки клубочками фильтруется:
1) 10 л;
2) 50 л;
3) 180 л.
3.Причиной снижения клубочковой фильтрации может являться:
1) снижение среднего гидростатического давления в клубочке; повышение ретроградного давления (давление ультрафильтрата) в почке вследствие нарушения проходимости в лоханке почки;
2) снижение белков плазмы крови ниже 6 г %;
3) увеличение реабсорбции воды в нисходящем отделе петли Генли.
4.Движущей силой клубочковой фильтрации является:
1) артериальное давление;
2) онкотическое давление;
3) фильтрационное давление.
5.Скорость клубочковой фильтрации определяют факторы:
1) гидростатическое давление крови; коллоидно-осмотическое давление плазмы; проницаемость почечного фильтра; число функционирующих клубочков и капилляров в них;
2) количество эритроцитов;
3) число функционирующих клубочков и капилляров в них.
6. Эффективное фильтрационное давление – это:
1) давление внутри капсулы клубочка;
2) разница между гидростатическим давлением в капиллярах и внутрикапсулярным давлением;
3) разница между гидростатическим давлением капилляров и суммой внутрикапсулярного и онкотического давления крови.
7. В реабсорбции участвуют отделы нефрона …
1) клубочек капилляров; проксимальный извитой каналец; нисходящий отдел петли Генле;
2) проксимальный извитой каналей; нисходящий отдел петли Генле; восходящий отдел петли Генле; дистальный извитой каналец;
3) клубочек капилляров; нисходящий отдел петли Генле.
8. В каком отделе нефрона гипертоническая моча?
1) в просвете клубочка;
2) в восходящем отделе петли Генле;
3) в нисходящем отделе петли Генле.
9. В дистальных канальцах нефрона происходит реабсорбция:
1) 75% калия;
2) ионы НСО- ; иона Н+;
3) иона натрия.
10. Реабсорбция натрия осуществляется:
1) пассивно;
2) первично активным транспортом;
3) облегченной диффузией.
11. Пассивной реабсорбции в канальцах нефрона подвергаются вещества:
1) глюкоза; белки; липиды;
2) вода; хлор;
3) мочевина.
Задачи
1.Чем объяснить, что у грызунов, обитающих в пустыне, толщина коркового вещества почек больше, чем мозгового?
2.Физическая работа приводит к снижению кровотока (при ходьбе со скоростью 5,6 км/час в течение 32 мин. — падение кровотока на 43%). Как при этом изменяется диурез?
3.У студентов, работающих на уборке урожая, после употребления немытых овощей развились диспепсические явления: тошнота, рвота, жидкий частый стул. Как и почему при этом изменится диурез?
4.В сутки с мочой выводится около 1 г мочевой кислоты, образующейся из пуриновых нуклеиновых кислот и др. соединений. Объясните причины увеличения содержания мочевой кислоты в моче при а) употреблении томатов, кофе, печени и др. продуктов; б) при похудании; в) физиологическом гемолизе новорожденных?
Учебно-материальное обеспечение:
Обязательная:
1. Нормальная физиология. / Под ред. В.М. Смирнова / Учебник. М.: Академия», 2012
2. Нормальная физиология. Учебник. / Под ред. А.В, Завьялова. В.М. Смирнова.- М.: «Медпресс-информ», 2009
3. Физиология человека. Учебник./ Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько.- М.: Медицина, 2003
4. Физиология человека. Учебник./ Под ред. Н.А. Агаджаняна, В.И. Циркина.-СП.: СОТИС, 2002
5. Нормальная физиология. Учебник. / Под ред. Р.С. Орлова, А.Д. Н Орлова. М. Издателькая группа «ГЭОТАР-Медиа», 2005
6. Нормальная физиология. Учебник. / Под ред.В.Н. Яковлева. М.: Издательский центр «Академия», 2006
7. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии. / Под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. М.: Издательский центр «Академия», 2005
Дополнительная:
1. Руководство к практическим занятиям по физиологии / Под ред. К.В.Судакова М.: Медицина, 2002
2. Нормальная физиология. Учебник. / Под ред. К.В. Судакова – М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2012
3. Физиология человека: атлас динамических систем /К.В. Судаков, В.В. Андрианов, Ю.Е. Вагин, И.И. Киселёв - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009
Материальное обеспечение:
Наглядные пособия:
а) таблицы по физиологии мочеобразования и мочевыделения;
б) видеофильм «Мочеобразование»;
Технические средства обучения: TV, DVD
Оценивание уровня сформированности компетенций обучающихся проводится по балльно – рейтинговой системе.