Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время
8.1.На примере исторического феномена культуры показать действие принципов историзма и объективности (один по выбору)
Соотнесите определения культуры с автором высказывания:
1. Культура – есть совершенствование разума человека.
2. Культура – это вторая природа человека.
3. Культура – это историческая ступень в развитии общества и человека.
Авторы – а) И. Гердер
б) И. Кант
в) Г. Гегель
Ориентировочная основа действия (ООД) для проведения самостоятельной работы студентов в учебное время (выполнение тестового контроля и творческого задания).
9.1. Утверждения, характерные для символического направления культурологии
1) Культура теряет непосредственную связь с предметами, образуя знаково-символическую систему.
2) В разных типах культур, в многообразных проявлениях одной и той же культуры проявляется некое универсальное начало –генотип социального опыта.
3) Основное условие существования цивилизации – гармония социальных институтов.
+4) Культура – сложная система символов и норм, которые постоянно изменяются людьми в сторону их совершенствования.
9.2. Элементы, относящиеся к предмету изучения культурологии
1) универсальные свойства, характерные для каждой культуры
2) закономерности научно-технического прогресса
3) способности людей психологически воздействовать друг на друга в процессе трудовой деятельности
4) деятельностно-реализованные силы и способности людей (умения, навыки, постижение чего-либо, процессы социокультурной динамики, стереотипы культурного флагирования)
5) уровень экономических достижений мировой цивилизации памятники прошлых геологических эпох
6) уровень достижений мировой культуры и отдельных сообществ, памятники культуры как предметные результаты материальной и духовной деятельности людей
9.3. Верное суждение о культуроведении
1) является методологией по отношению к культурологии
2) совокупность частных научных дисциплин, изучающих отдельные подсистемы культуры
3) культуроведение и культурология – тождественные понятия
4) интегративное знание о целостном феномене культуры
9.4. Утверждения, характерные для психоаналитической школы в культурологи
1) Культура подавляет в человеке многие творческие задатки, создавая “среднего человека”
2) Культура сдерживает инстинкты, разрушительные силы человеческого бессознательного
3) Исторический процесс идет не по прямой, а как “циклическая флуктуация” – идущая законченными циклами смена перетекающих друг в друга типов культуры
4) Всемирно – историческое развитие предстает в виде движения от локальных культурных общностей к единой общечеловеческой культуре
9. 5. Утверждение, характерное для социологического направления культурологии
1) История – это смена целостных социокультурных сверхобщностей, внутренне связанных определенным единством ценностей и значений
2) Культурный процесс имеет иррациональную основу. Возрастание роли интеллекта ослабляет первичные инстинкты человека, ощущение его слитности с миром
3) Всемирно – историческое развитие предстает в виде движения от локальных культурных общностей к единой общечеловеческой культуре
4) Культура – совокупность знаковых систем, важнейшей из которых является язык. Скрытым закономерностям этих систем бессознательно подчиняется человек
Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время.
(Прочтите текст и определите, какое задание относится к: истории мировой и отечественной культуры, истории культурологического учения, философии культуры, культурной антропологии, социологии культуры, психологии культуры)
Задание №1.
Вильгельм Гумбольдт однажды сформулировал такой парадокс:
"Человек является человеком только через язык, но чтобы достичь языка, он у же должен был быть человеком". Это относится и ко всей культуре. С неспециализированными органами и редуцированными инстинктами человек просто не смог бы выжить без культуры. Но как возможно бытие существа, которое психосоматически уже является человеком, но еще не располагает культурой? Так как у человека нет возможности передавать культуру биологически, он изначально должен был передавать ее по традиции. Иначе говоря, нет человека до культуры, какого-то "дикого человека" без языка, орудий, воспитания и т. п., одним словом, без культуры.Ландманн обращает внимание на то, что уже в процессе эволюции культура играла немалую роль, воздействовала на формирование человеческого тела. Мозг австралопитека еще в 2-3 раза меньше, чем у homosapiens, но австралопитек (или homohabilis) уже использует орудия, а синантроп пользуется огнем в борьбе за существование. Последние стадии биологического развития человека находятся под влиянием первых стадий развития культуры. Человеческая природа сформирована культурой.
Задание № 2.
Таковы, например, расхождения между пониманием личности в восточной (например, японской) и западной культурах. В японской культуре делается гораздо меньший упор на уникальность и автономность личности. Интенция понятия личности обращена вовне, на другого, на группу лиц, на общество. Тогда как западноевропейская специфика предполагает направленность личность вовнутрь — сосредоточенность на внутреннем мире человека. Всякое “Я” в японской культуре ничего не значит вне обязанностей перед обществом. Я определяется только во взаимодействии с другими людьми, Взаимоотношения с людьми определяют тебя и дают возможность определить других.
Задание № 3.
Задачи, стоящие перед этой наукой, — описание существующих культур (их языка, обычаев, социальных норм, поведения и психологии и др.), культурного взаимодействия, динамики культуры, происхождение культур, углубление понимание собственной культуры; в комплексе с социологией — изучение общественных институтов и их культурных функций с точки зрения динамики целого и частей, его самоорганизации и адаптации (функционализм); попытки вычленить некую структуру, лежащую в основе широкого спектра социальных явлений, а также решение таких философских вопросов, как влияние языка на мышление, культуры на систему ценностей индивида.
Задание № 4.
По мнению, П. А. Сорокина современная западная культура, — преимущественно чувственная, а ее сегодняшний кризис заключается в разрушении свойственных ей идеалов и норм, в иррационализации жизни и маргинализации культуры. Психологические типы культуры могут отличаться от ее, например, исторических, социологических или политических квалификаций глобальными масштабами времени. Он подчеркивает, что переход от монархии к республике, от капитализма к коммунизму совершенно незначителен по сравнению с заменой одного фундаментального психологического типа культуры на другой. По мнению П.Сорокина, единство всякой великой культуры заключается в ее главной ценности. Бог, в частности, составлял главную ценность, на которой основывалась западноевропейская культура Средних веков. Все значения Средневековой культуры прямо или косвенно выражали фундаментальный религиозно-ценностный принцип. Господствующие нравы и обычаи, образ жизни и структуры сознания— во всем ощущался пиетет божественных ценностей и отрицательного отношения к чувственному миру человека, его телу, богатству, радостям жизни и т.п. Психическая ткань явлений Средневековой культуры пропитана сверхчувственностью и сверхрациональностью опыта веры, мистического опыта. Переход к Новому времени сопровождался разрушением психологических оснований идеациональной, сверхчувственной культуре Средневековья и формированием психологии новой культуры. Чувственная культура Нового времени возникает на психологии чувств как светская культура, противоположная религиозной. Чувственное отношение к миру определило ценностные приоритеты новой культуры. Реально только то, что мы видим, слышим, осязаем с помощью наших органов чувств. Сверхчувственная реальность уступила место чувственной реальности природы. Согласно П.А.Сорокину, психологические типы сверхчувственной и чувственной культур можно обнаружить в любых цивилизациях и в любых исторических периодах и обществах.
Задание № 5.
Социальной базой формирования субкультуры могут быть возрастные группы (молодежная субкультура), крупные неформальные группы (хиппи, панки и т.п.), территориальные общности (горожане, сельские жители, население малых городов), конфессиональные группы (православные, иудеи, протестанты, католики), национально-этнические образования (англосаксы, славяне, монголоиды) и т.д. Носители субкультуры, как правило, не отрицают культуры целого, но все же существенно отличаются от нее.
Задание № 6.
Проблематика впервые осознаётся софистами, сформулировавшими антиномию природного и нравственного (отождествляемого с культурой): так, согласно Гиппию, человеческие установления (обычаи, законы)... насилуют нас часто вопреки природе. Киники (Антисфен, Диоген Синопский) развили это противопоставление до вывода о необходимости возврата к природе, к простоте первобытночеловеческого существования, выступив одними из первых критиков культуры. Киническая критика искусственности и испорченности общественного состояния, воспринятая в ослабленном виде стоицизмом, составила неотъемлемый элемент той духовной атмосферы, в которой развивалась общественная мысль раннего христианства и его "теология культуры".
В новое время проблематика получает особое развитие у Дж. Вико, Ж. Ж. Руссо, Ф. Шиллера (учение о "наивной" и "сентиментальной" поэзии как двух фазах в развитии культуры), И. Г. Гердера и йенских романтиков (идея индивидуального своеобразия национальных культур и отдельных исторических ступеней культурного развития).
Задание № 7.
Можно датировать существование в узком смысле - как осмысления разных стадий эволюции человеческой культуры. Центр тяжести сосредоточивается теперь на противопоставлении культуры как органической целостности - цивилизации как проявлению механического и утилитарного отношения к жизни. У Данилевского и Шпенглера эта идея сочетается с постулатом об абсолютной замкнутости и взаимной непроницаемости различных (национальных или исторических) культур, что сопровождалось отрицанием общечеловеческого значения культуры. Стремление избавиться от релятивизма и скептицизма в осмыслении культуры привело А. Тойнби к возрождению религиозно-философских идей Августина. С. Л. Франк попытался представить культуру и цивилизацию в качестве различных, одновременно присутствующих необходимых уровней в развитии культуры.
11. Учебно-материальное обеспечение:
11.1. Литература:
а) обязательная
1. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е., Самыгин С.И. Культурология: Учебное пособие. – М., Издательский центр «МарТ», 2004.
2. Культурология. Под ред.Солонина Ю.Н., Кагана М.С. М.: Высшее образование, 2007.
3. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. СПб.: Питер, 2006.
б) дополнительная
1. Никитич Л.А. Культурология. Теория. Философия. История культуры. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
12. Материальное обеспечение:
а) наглядные пособия (схемы структуры культурологического знания, слайды, и т.п.)
б) технические средства обучения (проектор, компьютер, презентация и т.п.)
Оценивание уровня сформированности компетенций обучающихся проводится по балльно – рейтинговой системе.
Задания | Количество баллов (верхний порог) | |
Составление презентации «Основатели теоретической культурологии» | ||
Написание эссе | ||
Устное выступление | ||
Решение тестов (обязательное для всех студентов) | ||
Установление соответствия- см.8,1 | ||
Знание терминов (обязательное для всех студентов) | ||
Премиальный балл за активность-задание вопросов, ответы на дополнительные вопросы, дополнения устных ответов. | ||
Конспект подготовки к семинарскому занятию тезисы по вопросам семинара (без выступления, обязательный для всех студентов) | ||
Научный реферат | ||