Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время (тесты, задачи и т.д.)

Тесты.

Вариант 1.

1.Кто из отечественных учёных выявил морфофункциональные особенности дыхательного центра?

1) А.Н. Миславский;

2) А.А. Ухтомский;

3) И.П. Павлов.

2.Какой из отделов дыхательного центра обладает автоматией?

1) бульбарный;

2) область варолиева моста;

3) корковый отдел.

3.Возможно ли автономное дыхание у спинального животного?

1) да;

2) нет.

4.Где располагаются прессорный и депрессорный отделы СДЦ (сосудодвигательного центра)?

1) спинной мозг;

2) продолговатый мозг;

3) средний мозг;

4) ГПТ;

5) КБП.

5.Гладкая мускулатура бронхов преимущественно содержит

1) альфа – адренорецепторы;

2) бета – I – адренорецепторы;

3) бета – 2 – адренорецепторы;

4) холинорецепторы.

6.С каким уровнем дыхательного центра связывают паттерн дыхания?

1) спинальный,

2) область варолиева моста,

3) КБП.

7.В каких отделах ЦНС есть представительство дыхательного центра?

1) спинной мозг;

2) продолговатый мозг;

3) средний мозг;

4) варолиев мост;

5) мозжечок;

6) гипоталамус;

7) кора;

8) гипофиз;

9) лимбическая система.

8.Может ли человек сознательно регулировать функцию дыхания

1) да,

2) нет.

9.Как называется тип дыхания, являющийся признаком гипоксии мозга?

1) гаспинг,

2) Чейна – Стокса,

3) Биота.

10.У здорового человека в спокойном состоянии ведущим гуморальным фактором активности дыхательного центра является

1) гиперкапния;

2) гипоксемия;

3) ацидоз.

Вариант 2.

1.С активностью каких нейронов связано начало вдоха и где они располагаются?

1) α - инспираторные нейроны бульбарного отдела;

2) β – инспираторные нейроны бульбарного отдела

2.Активность каких рецепторов обеспечивается выдох?

1) хеморецепторов;

2) механорецепторов;

3) ирритантных рецепторов.

3.При каком напряжении О2 гипоксемия является ведущим фактором в регуляции дыхательного центра?

1) 80 – 85 мм рт ст;

2) 50 – 60 мм рт ст.

4.На каком уровне дыхательного центра формируется основной ритм дыхания? 1) спинальном;

2) С3 – С5;

3) бульбарном;

4) варолиева моста;

5) мезенцефальном;

6) промежуточном;

7) корковом.

5.Какой эффект вызывает рефлекс Геринга – Брейера?

1) инспираторно-тормозной;

2) инспираторно-возбуждающий;

3) экспираторно-тормозной.

6.С активностью каких рецепторов связывают одышку при отёке лёгкого?

1) ирритантные;

2) юкстакапиллярные;

3) механорецепторы.

7.При каком напряжении СО2 чувствительность дыхательного центра к нему снижается и ведущим фактором его активности будет гипоксемия?

1) гиперкапния от 20 и более мм рт ст;

2) гиперкапния от 50 и более мм рт ст;

3) гиперкапния от 70 и более мм рт ст;

8.Какие органы и функции внутреннего звена ФС, поддерживающей газовый состав крови, обеспечивают компенсацию дыхательной недостаточности?

1) сердечнососудистая система;

2) органы эритропоэза;

3) органы выделительной системы;

4) всё перечисленное верно.

9.Почему при рождении ребёнка необходимо сразу же отсосать содержимое носовых ходов?

1) возбуждаются механорецепторы слизистой носа;

2) исключается эффект «ныряльщика»;

3) раздражаются терморецепторы слизистой носа.

10.Виды центральных рецепторов, участвующих в регуляции дыхания … 1) механорецепторы дыхательных путей;

2) ирритантные рецепторы;

3) хеморецепторы;

4) барорецепторы.

Вариант 3

1.Перечислите ведущие факторы, влияющие на газообмен в лёгких

1) концентрационный градиент;

2) состояние аэрогематического барьера;

3) скорость гемодинамики в лёгких;

4) вентиляция лёгких;

5) всё перечисленное верно.

2.Что такое «альвеолярное дыхание»?

1) газообмен между альвеолами и внешней средой;

2) газообмен между альвеолами и кровью капилляров лёгких.

3.В каком соотношении находятся газообмен в лёгких и толщина аэрогематического барьера?

1) прямопропорциональном;

2) обратнопропорциональном.

4.Какие структуры лёгкого не участвуют в газообмене?

1) невентилируемые и неперфузируемые альвеолы;

2) бронхи;

3) терминальные бронхиолы.

5.Почему при снижении вентиляции лёгких уменьшается газообмен в них?

1) увеличивается градиент концентрации газов;

2) уменьшается концентрационный градиент.

6.Диффузионная способность воздушно – кровяного барьера выше для

1) кислорода;

2) углекислого газа.

7.Перечислите факторы, влияющие на эффективность транспорта газов кровью

1) количество эритроцитов;

2) степень их насыщения Hb;

3) степень сродства Hb к О2;

4) скорость гемодинамики;

5) всё перечисленное верно.

8.Каким способом осуществляется транспорт О2 кровью?

1) в виде соединения карбоксигемоглобин;

2) в виде соединения оксигемоглобин.

9.В чём физиологический смысл эффекта Бора?

1) зависимость степени сродства Hb к О2 от напряжения этого газа в плазме;

2) зависимость сродства Hb к О2 от Ph крови;

3) зависимость сродства Hb к О2 от напряжения СО2 в плазме.

10.Как можно оценить эффективность функции дыхания на этапе транспорта газов?

1) определив КУК;

2) рассчитав КЁК.

Задачи

1. Грозным признаком агонального состояния больного является появление дыхания Чейн-Стокса, называемое - периодическим. Оно проявляется в том, что дыхание перестаёт быть постоянным. После нескольких вдохов наступает пауза, затем снова несколько вдохов и пауза и т. д. Паузы удлиняются и, в конечном итоге, дыхание останавливается. Объясните сущность этого явления.

2. В результате игнорирования техники безопасности при ремонте здания рабочий сорвался со строительных лесов, следствием чего явилось повреждение позвоночника с разрывом спинного мозга на уровне 1 грудного позвонка. Как это отразится на дыхании?

3. Если у новорождённого при перевязке пуповины затягивать лигатуру очень медленно, то первый вдох может не наступить, и ребёнок погибнет. Почему это произойдёт?

4. В атмосферном воздухе обнаружено повышенное содержание СО2. Как это отразится на состоянии здоровья человека? Какие изменения будут со стороны дыхания? Объясните механизм.

Учебно-материальное обеспечение:

Литература.

Обязательная:

1. Нормальная физиология. / Под ред. В.М. Смирнова / Учебник. М.: Академия», 2012

2. Нормальная физиология. Учебник. / Под ред. А.В, Завьялова. В.М. Смирнова.- М.: «Медпресс-информ», 2009

3. Физиология человека. Учебник./ Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько.- М.: Медицина, 2003

4. Физиология человека. Учебник./ Под ред. Н.А. Агаджаняна, В.И. Циркина.-СП.: СОТИС, 2002

5. Нормальная физиология. Учебник. / Под ред. Р.С. Орлова, А.Д. Н Орлова. М. Издателькая группа «ГЭОТАР-Медиа», 2005

6. Нормальная физиология. Учебник. / Под ред.В.Н. Яковлева. М.: Издательский центр «Академия», 2006

7. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии. / Под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. М.: Издательский центр «Академия», 2005

Дополнительная:

1. Руководство к практическим занятиям по физиологии / Под ред. К.В.Судакова М.: Медицина, 2002

2. Нормальная физиология. Учебник. / Под ред. К.В. Судакова – М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2012

3. Физиология человека: атлас динамических систем /К.В. Судаков, В.В. Андрианов, Ю.Е. Вагин, И.И. Киселёв - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009

Материальное обеспечение:

1. Наглядные пособия:

а) таблицы:

1. «Роль различных структур дыхательного центра в акте дыхания»;

2. «Механизм газообмена»;

2. «Кривая диссоциации оксигемоглобина».

б) видеофильмы:

1. «Перенос газов кровью»;

2. «Методика исследования дыхательной функции спортсмена».

2. Технические средства обучения: ТV, DVD.

Оценивание уровня сформированности компетенций обучающихся проводится по балльно – рейтинговой системе.

Наши рекомендации