Развивающая предметно – пространственная среда и система работы по нравственно – патриотическому воспитанию в ДОУ
Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и к отдельным личностям. Изменилось отношение людей к Родине. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо в любое время. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Тем более что нам есть чем гордиться.
К.Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства».
Понимая важность этого вопроса мы проводим работу по нравственно-патриотическому воспитанию не только старших дошкольников, но и вводим начала социально-нравственного воспитания в младшем и среднем возрасте.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к своей семье, родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей, как педагогов является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городе; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: образовательной, в играх, в труде, в быту.
Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Реализовать работу по нравственно-патриотическому воспитанию помогает развивающая среда в группах, создаваемая педагогами детского сада. Правильно организованная развивающая предметно – пространственная среда в группах позволит каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научится взаимодействовать с педагогами сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.
Содержание предметно-развивающей среды должно соответствовать интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, постоянно обогащается, обеспечивая «зоны ближайшего развития» детей.
Расположение предметов и организация развивающей среды в различных возрастных группах имеют отличительные признаки.
В группах младшего возраста в уголке размещен материал по социально-нравственному воспитанию:
взрослые люди — родовые характеристики, профессии, действия, внешний
вид — иллюстрации, тематические папки, дидактические игры;
семья — подбор иллюстраций, тематических папок, изображающих
семью, членов семьи в отдельности;
показывающих взаимоотношение членов семьи — заботливое отношение, совместные действия, семейный фотоальбом группы;
дом, в котором ты живёшь, - фотографии, иллюстрации архитектурных строений, раза размеру, внешнему виду, материалу, назначению;
эмоциональные состояния - тематические папки, иллюстрации, показывающие различные эмоциональные состояния взрослых и детей;
поведение детей – тематические папки, иллюстрации, дидактические игры, книги, рассказывающие о правилах поведения детей в общественных местах, иллюстрации по типу «хорошо - плохо», «так можно делать, а так — нельзя», этикет
Материал для знакомства детей «малой родиной» (детским садом,
ближайшими улицами, родной станицей) - фотоматериалы, иллюстрации, подбор открыток, альбомов, тематических папок, различные макеты – группы, детского сада, улицы или микрорайона, на котором расположен детский сад.
Материалы по приобщению детей к истокам русской народной культуры — предметы старины, русские игрушки (различные куклы - закрутки из соломы, ткани разных видов, ниток , кожи и т д.: куклы из деревянных чурбачков, обереги), предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрёшки, дымковские игрушки, кожлянские игрушки, городецкая роспись, гжель, хохлома, вышивка, работа по дереву и пр.), куклы в национальных костюмах. Художественная литература по фольклору (песенки, потешки, сказки).
В группах среднего возраста – уголки социально-нравственного воспитания. Работа ведется по направлениям: семья, мой детский сад, мой город, , достопримечательности, знаменитые земляки, приобщение к истокам русской культуры.
Уголки пополняется материалом по социально - нравственному воспитанию: фотографиями семейных праздников и традиций, художественной литературой, материалом нравственной тематики (см. требования к оформлению уголка в младших группах), материалом для знакомства детей с «малой родиной» — детским садом, природой, транспортом, архитектурой, профессиями. Сравнение понятий «город — село». Это могут быть фотоматериалы, иллюстрации, альбомы, набор открыток, тематических папок, различные макеты — группы, детского сада, улицы или микрорайона, в котором расположен детский сад. Могут быть представлены материалы об истории города.
Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры — предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно-прикладного искусства, различные макеты (крестьянской избы, комнаты-горницы, крестьянского подворья), куклы в национальных костюмах.
- Художественная литература по фольклору — сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д.
-Элементы государственной символики — флаг, герб.
-Элементы краевой символики — флаг, герб.
-Материал для ознакомления с защитниками Отечества - подбор
иллюстраций, тематические папки.
В старшем возраста созданы уголки нравственно-патриотического воспитания и психологического отдыха. В каждой возрастной группе продумывается рациональная и целесообразная расстановка мебели с выделением различных уголков.