Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ (группы)

ЛЕКЦИЯ

Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ (группы)

ФГОС ДО

Требования к развивающей предметно-пространственной среде.

3.3.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

реализацию различных образовательных программ;

в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;

учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

3) Полифункциональность материалов предполагает:

возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

полифункциональность среды: предметная развивающая среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.

4) Вариативность среды предполагает:

наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

вариативность, сообразно которому характеру современного образовательного процесса должен быть представлен рамочный (стержневой) проект предметной развивающей среды, конкретизирующие его модельные варианты для разных видов дошкольных образовательных учреждений как прототипы для конкретных вариантов среды, разрабатываемых уже самими педагогами практиками

5) Доступность среды предполагает:

доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

3.3.5. Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.

Основные понятия

«Предметная развивающая среда»-система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

«Сертификация»- наличие санитарно-эпидемиологического заключения (сертификата), который подтверждает безопасность материалов и оборудования.

«Безопасность материалов и оборудования»— обеспечение ребенка такими материалами и оборудованием, при использовании которых его физическому и психическому здоровью не угрожает опасность.

«Детская игра» - вид непродуктивной деятельности ребенка, где основной мотив находится непосредственно в процессе самой деятельности. В соответствии с их специфическими характеристиками выделяются два основных вида игры - сюжетная и игра с правилами

«Сюжетная игра» - выполнение условных действий в воображаемой ситуации. Различается ролевая режиссерская сюжетная игра.

«Игра с правилами» – тип детской игры, характеризующийся наличием состязательных отношений, критериев установления выигрыша, неизменной повторяемостью, цикличностью завершаемого процесса деятельности. Для детей дошкольного возраста выделяются следующие культурные формы: игры на физическую или умственную компетенцию и шансовые (на удачу).

«Игрушка» - предмет, используемый или специально изготовленный для игры. Классифицируются как в соответствии с сюжетообразующей функцией: атрибуты, обозначающие игровую роль (или фигурки-персонажи), предметы оперирования (обозначающие события-действия персонажа), маркеры пространства (обозначающие игровое пространство), так и с мерой условности (реалистические, прототипические и условные).

«Эргономика» -научная дисциплина, выявляющая закономерности создания оптимальных условий высокоэффективной жизнедеятельности.

«Продуктивные виды детской деятельности» -рисование, лепка, аппликация, конструирование и создание разного рода поделок, макетов из различных материалов.

«Объекты для исследования в реальном действии (экспериментирования и упорядочивания)» -широкий диапазон материалов, от специально созданных для развития ребенка до естественных природных и культурных объектов.

«Образно-символический материал»- так называемые "наглядные пособия", репрезентирующие мир вещей и событий, расширяющие круг представлений ребенка, способствующие поиску сходства и различия, классификационных признаков, установлению временных последовательностей, пространственных отношений.

«Нормативно-знаковый материал» -материал языковых и числовых знаков, вводящий детей в новую форму репрезентации мира. Это разнообразные наборы букв и цифр, приспособления для работы с ними, алфавитные таблицы и т.п.

"Предметы оперирования" - это игрушки, имитирующие реальные предметы, - орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздавать смысл настоящего действия (например, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль и т.п.).

"Игрушки-персонажи" - это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же по функциям в игре относится игровой материал, представляющий ролевые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли), например, белая шапочка врача, каска пожарника, красочный ремень ковбоя и т.п.

"Маркеры (знаки) игрового пространства" - это игрушки (игровой материал), указывающие на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т.п.).

Область применения.

Требования ФГОС ДО к созданию развивающей предметно-пространственнойсреды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны быть обязательными для применения и соблюдения всеми образовательными учреждениями (дошкольными образовательными группами), имеющими государственную аккредитацию, независимо от их организационно-правовых форм.

Основными пользователями требований к созданиюразвивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, являются:

• педагогические коллективы образовательных учреждений (дошкольных образовательных групп), ответственные за качественную разработку и реализацию основных общеобразовательных программ – образовательных программ дошкольного образования;

• родители (законные представители) воспитанников, являющиеся первыми педагогами детей дошкольного возраста и ответственные за воспитание, охрану и укрепление физического и психического здоровья, развитие индивидуальных способностей детей;

• органы управления образованием всех уровней управления, руководители образовательных учреждений, реализующих основную общеобразователь­ную программу дошкольного образования, ответственные за организацию и предоставление доступного и качественного дошкольного образования в пределах своей компетенции и полномочий;

• организации и учреждения, обеспечивающие разработку примерных основных общеобразовательных программ дошкольного и начального общего образования по поручению уполномоченного федерального органа исполнительной власти, а также осуществляющие разработку вариативных образовательных программ в сфере дошкольного образования;

• органы, обеспечивающие финансирование дошкольного образования;

• уполномоченные органы исполнительной власти, осуществляющие государственную аккредитацию и контроль качества дошкольного образования;

• уполномоченные органы исполнительной власти, обеспечивающие надзор и контроль соблюдения законодательства в сфере дошкольного образования;

• организации и учреждения, осуществляющие подготовку специалистов дошкольного и начального общего образования в системе среднего и высшего профессионального образования;

• организации и учреждения, осуществляющие повышение квалификации работников дошкольного образования.

4. Функции требований

Основными функциями требований ФГОС к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, являются:

• Функция сохранения единого образовательного пространства в условиях содержательной и организационной вариативности дошкольного образования.

• Функция гуманизации дошкольного образования, ориентирующая на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве.

• Функция защиты ребенка от некомпетентных педагогических воздействий в условиях вариативности дошкольного образования.

• Функция повышения эффективности и качества дошкольного образования.

• Критериально - оценочная функция.

5. Психолого – педагогические условия создания предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов..

Традиционные материалы и материалы нового поколения должны подбираться сбалансировано, сообразно педагогической ценности (среда не должна быть архаичной, она должна быть созвучна времени, но и традиционные материалы, показавшие свою развивающую ценность, не должны полностью вытесняться в угоду «новому» как ценному самому по себе).

Материалы и оборудованиедолжны иметь сертификат качества и отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

Наиболее педагогически ценными являются игрушки, обладающие следующими качествами:

• Полифункциональностью. Игрушки могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях. Тем самым игрушка способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления и др.;

• Возможностью применения игрушки в совместной деятельности. Игрушка должна быть пригодна к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициировать совместные действия – коллективные постройки, совместные игры и др.;

• Дидактическими свойствами. Такого рода игрушки несут в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой и пр., могут содержать механизмы программированного контроля, например некоторые электрифицированные и электронные игры и игрушки;

• Принадлежностью к изделиям художественных промыслов. Эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусства и знакомят его с народным художественным творчеством[1].

В данных требованиях материалы классифицируются по типам. Принципом разделения на типы является структура и развивающее значение каждого вида деятельности.

При подборе материалов и определении их количества педагоги должны учитывать условия каждого детского сада: количество детей в группах, площадь групповых и подсобных помещений.

Подбор материалов и оборудования должен осуществляется исходя из того, что при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования основной формой работы с детьми является игра, которая в образовательном процессе задается взрослым в двух видах: сюжетная игра и игра с правилами (Приложение 1).

Материал для сюжетной игры классифицируется исходя из его сюжетообразующей функции, и должен включать предметы оперирования, игрушки – персонажи и маркеры (знаки) игрового пространства.

Материал для игры с правилами должен включать материал для игр на физическое развитие, для игр на удачу (шансовых) и игр на умственное развитие.

Материалы и оборудование для продуктивной деятельности должны быть представлены двумя видами: материалами для изобразительной деятельности и конструирования, а также включать оборудование общего назначения (Приложение 2).

Наборматериалов и оборудования для продуктивной (изобразительной) деятельности включает материалы для рисования, лепки и аппликации.

Материалы для продуктивной (конструктивной) деятельности включают строительный материал, детали конструкторов, бумагу разных цветов и фактуры, а также природные и бросовые материалы.

Наличие оборудования общего назначения (доска для рисования мелом и маркером, фланелеграф, доска для размещения работ по лепке и др.) являются обязательными и используются при реализации основной общеобразовательной программы.

Материалы и оборудование для познавательно - исследовательской деятельности должны включать материалы трех типов: объекты для исследования в реальном действии, образно-символический материал и нормативно-знаковый материал (Приложение 3).

Материалы, относящиеся к объектам для исследования в реальном времени должны включать различные искусственно созданные материалы для сенсорного развития (вкладыши – формы, объекты для сериации и т.п.). Данная группа материалов должна включать и природные объекты, в процессе действий с которыми дети могут познакомиться с их свойства и научиться различным способом упорядочивания их (коллекции минералов, плодов и семян растений и т.п.).

Группа образно-символического материала должна быть представлена специальными наглядными пособиями, репрезентирующими детям мир вещей и событий.

Группа нормативно-знакового материала должна включать разнообразные наборы букв и цифр, приспособления для работы с ними, алфавитные таблицы и т.п.

Материалы и оборудование для двигательной активности должны включать следующие типы оборудования: для ходьбы, бега и равновесия; для прыжков; для катания, бросания и ловли; для ползания и лазания; для общеразвивающих упражнений (Приложение 4).

При создании предметной развивающей среды педагоги должны руководствоваться принципом информативности, предусматривающем разнообразие те­матики материалов и оборудования и активности детей во взаимодействии с предметным окружением.

Предметная развивающая среда группового помещения должна отвечать принципу вариативности, определяющейся типом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностям.

Соблюдение принципа комплексирования и гибкого зонирования предполагает при создании предметной развивающей среды легкость трансформирования оборудования, полифункциональность его ис­пользования.

При создании предметной развивающей среды педагогам необходимо соблюдать принцип стабильности и динамичности предметного окружения, обеспечивающий сочетание привычных и неординарных элементов эстетической организации среды; индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка.

Систематически проводить анализ состояния предметной развивающей среды с целью приведения ее в соответствие с гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями (единство стиля, гармония цвета, использование при оформлении произведений искусства, комнатных растений, детских работ, гармоничность, соразмерность и пропорциональность мебели и т.п.)

При проектировании предметной развивающей среды необходимо учитывать следующие факторы[2]:

Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые:

• провоцируют ребенка на агрессивные действия;

• вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игры - людям и живот­ным), роли которых исполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый);

• вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игр, в качестве кото­рых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайчики и др.);

• провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;

• вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.

Антропометрические факторы, обеспечивающие соответствие росто-возрастных характеристик параметрам предметной развивающей среды. Мебель должна находиться в соответствии с ГОСТ 19301.2-94.

Психологические факторы, определяющие соответствие параметров предметной развивающей среды возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики ребенка.

Психофизиологические факторы обусловливают соответствие объектов предметной развивающей среды зрительным, слуховым и другим возможностям ребенка, условиям комфорта и ориентирования. При проектировании предметной развивающей среды необходимо учитывать контактные и дистантные ощущения, формирующиеся при взаимодействии ребенка с объектами предметной развивающей среды.

Зрительные ощущения. Учитывать освещение и цвет объектов как факторы эмоционально-эстетического воздействия, психофизиологического комфорта и информационного источника. При выборе и расположении источников света должны учитываться следующие параметры:уровень освещенности, отсутствие бликов на рабочих поверхностях, цвет света (длина волны)

Слуховые ощущения. Учитывать совокупность звучания звукопроизводящих игрушек.

Тактильные ощущения. Материалы, используемые для изготовления объектов предметной развивающей среды не должны вызывать отрицательные ощущения при контакте с кожей ребенка

Физиологические факторы призваны обеспечить соответствие объектов предметной развивающей среды силовым, скоростным и биомеханическим возможностям ребенка.

Наполняемость предметной развивающей среды должна обеспечивать разностороннее развитие детей, отвечать принципу целостности образовательного процесса (если предметная развивающая среда одной из образовательных областей выпадает, то данная среда не отвечает настоящим федеральным требованиям), так как не соответствует основным направлениям развития ребенка: физическому, социально-личностному;- познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию.

Предметная развивающая среда должна способствовать реализации образовательных областей в образовательном процессе, включающем:

1) совместную партнерскую деятельность взрослого и детей;

2) свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметной развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Организационные требования к созданию предметной развивающей в различных моделях и формах дошкольного образования.

При реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в различных организационных моделях и формах дошкольного образования предметная развивающая среда должна в обязательной части полностью соответствовать требованиям ФГОС ДО.

В соответствии с ФГОС ДО при реализации части программы формируемой участниками образовательных отношенийпредметная развивающая среда должна отражать специфику социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий осуществления образовательного процесса, индивидуальные потребности, интресы детей.

При реализации обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования в различных организационных моделях и формах предметная развивающая среда должна отвечать:

• критериям оценки материально-технических и медико-социальных условий пребывания детей в ДОУ, в которых определено наличие специально выделенных помещений для работы с детьми и определены требования к условиям для развития детей в соответствии с видовым разнообразием;

• санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и режиму воспитания и обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии количественными и качественными требованиями к оборудованию и инвентарю для игр и физкультурных занятий на открытом воздухе, при проведении физкультурных занятий, при проведении занятий с детьми в бассейне;

• содержанию вариативной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования, разработку которой обеспечивают субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления, образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

• требованиям, которые предъявляются к общему примерному объему образовательной нагрузки части Программы, формируемой участниками образовательных отношений в блоке совместной образовательной деятельности взрослого и детей.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА

Право на игру зафиксировано среди дру­гих жизненно важных прав в Конвенции о пра­вах ребенка, - подчеркнула Елена Олеговна. 31 статья Конвенции гласит, что каждый ребенок имеет право на игру, и взрослые го­сударственные структуры ответственны за соб­людение этого права. Они должны обеспечить детям все возможности для свободной и само­стоятельной активности, которую сами дети выбирают. Вместе с тем, именно это право на­рушается гораздо чаще других прав ребенка. Хотя большинство педагогов, педиатров, пра­возащитников, психологов и нейрофизиологов доказывают на конкретных фактах жизненно важную роль игры в развитии человека, в пос­леднее время продолжают усиливаться тенден­ции вытеснения игры из системы образования. Игра рассматривается как избыточный эле­мент, как пустая трата времени. Игра рассмат­ривается либо как развлечение, то есть просто досуг, либо как средство обучения, средство образования.

Существует масса определений игры, и в то же время это определение все время усколь­зает. В широком смысле определение слова игра противостоит работе - это не практиче­ская продуктивная деятельность, игра не имеет какого-либо продукта. Под игрой мо­жет пониматься любое обучение, обучающеезанятие или дидактическое средство. Можно ли сказать, что ребенок играет, если он повто­ряет игровые действия за взрослым? Или если он полностью подчиняется каким-то требова­ниям в игре, исходящим от другого? Все чаще педагоги сталкиваются с феноменом пассив­ного ожидания детьми указаний взрослого, и на предложение поиграть они садятся за стол с пазлами или с дидактическими игрушками. Мы много раз с этим сталкивались, когда пы­тались поймать свободную игру. Говорили де­тям: «Играйте, делайте все, что хотите». Они берут какие-то дидактические наборы, соби­рают пазлы, но свободной игры нет.Игра - это свободная активность, лишенная принуждения и контроля со стороны взросло­го. Взрослые не могут и не имеют права вме­шиваться в игру, запрещать ее и прерывать, они могут только наблюдать и участвовать в ней или отзываться на просьбы детей. То есть это свободная от принуждений деятель­ность. Контролировать и вести ее взрослые не должны.

Следующий признак игры - это деятель­ность, которая приносит эмоциональный подъ­ем, которая связана с позитивными эмоциями. Причем источником позитивных эмоций явля­ется не результат, а процесс деятельности, не оценка, не поощрение и не избежание наказа­ний взрослого, а именно сам процесс игры дол­жен приносить удовлетворение, удовольствие.

Игра - это всегда спонтанное, непредсказу­емое, активное пробование себя или предмета игры, это всегда какая-то загадка, импровиза­ция, неожиданность, сюрприз. Если даже эта игра по строго обозначенным правилам, все равно, кто выиграет, непонятно, и интрига игры

Что такое игра

Одной из основных характеристик игры является то, что ее мотив лежит в самом процессе игры, а не задается каким-то определенным продуктом. В этом смысле необходимо отличать игру как таковую от игровых методов обучения или игровых приемов, используемых в разные моменты организации жизни детей. Эти игровые методы, безусловно, выполняют полезные задачи, но эти задачи определяются педагогом, а не детьми.

Приведем примеры игровых приемов, используемых педагогами для обучения или организации жизни детей.

• Воспитатель носит на шее специальный «волшебный» карандаш, который он использует, когда нужно что-нибудь написать или нарисовать. Когда у одного из детей не получается что-то написать или нарисовать, воспитатель снимает с шеи карандаш, произносит «волшебное» заклинание и вручает карандаш ребенку, объясняя, что при помощи этого карандаша он сможет написать или нарисовать все, что ему хочется.

• Дети увлечены игрой в «цирк» на улице и не хотят идти назад в помещение. Воспитатель предлагает детям поиграть в лошадок, которые сначала бегают по кругу, а потом убегают «за кулисы».

• Во время свободного выбора дети выбирают все центры активности кроме центра грамотности, хотя воспитатель поместил в центр много интересных книжек с картинками и других печатных материалов. Воспитатель решает добавить в центр кукольные кроватки и кукол, объявив детям, что теперь в этом центре будет «детская» и дети, играющие в центре, смогут укладывать малышей спать и читать им книжки. Популярность центра грамотности после этого существенно возрастает.

Применение игровых приемов в неигровой деятельности обычно повышает интерес детей к этой деятельности и способствует поддержанию этого интереса дольше, чем было бы без применения игровых приемов.

Однако следует помнить, что даже обширное применение игровых приемов не заменяет свободной игры детей, в которой игра не ставится на службу каким-либо иным задачам, а подчиняется своей собственной логике. Следует также отметить, что эффективность применения игровых приемов педагогом зависит от того, насколько высок уровень игры, сложившийся у детей к этому моменту: если ребенок не умеет играть, ему трудно будет принять игровую ситуацию, заданную взрослым. Сказанное также относится к использованию игр, предназначенных для детей старшего дошкольного возраста, включая настольные и компьютерные игры.

Эффективность использование этих игр в обучающих целях также зависит от того, насколько высок к этому времени уровень развития игровых умений у детей.

В какие игры играют дети

Термин «игра» включает в себя разнообразные категории игр в том числе

• Подвижные игры

• Игры с предметами

• Строительные игры

• Компьютерные и видео игры

• Настольные игры

• Игры с правилами

• Сюжетно-ролевые игры

Эти категории различаются по тому, какое именно влияние игра оказывает на развитие ребенка. Кроме того, развивающее влияние игры зависит от возраста ребенка. Так, например, игры с предметами, состоящие по преимуществу из обследования предметов и манипулирования ими, крайне важны для развития детей раннего возраста. Однако если такой вид игры остается доминирующим у старших дошкольников, эти дети могут не полностью развить компетенции (например, коммуникативные), которые наиболее успешно поддерживаются другими видами игры.

Сюжетная игра

Цель: овладения ребенком двойной системой средств построения игровой деятельности.

Задачи: поэтапная передача детям постепенно усложняющихся способов построения игры.

Специфика игровой деятельности (ее «замещающий» характер) требует одновременного овладения ребенком двойной системой средств ее построения. Ребенок должен научиться не только совершать условное игровое действием, но и обозначать воображаемое явление или событие. Формирование игровой деятельности предполагает поэтапную передачу детям постепенно усложняющихся способов построения игры. В младшем дошкольном возрасте это ролевое поведение, а в старшем – сюжетосложение. Передача детям способов построения игры осуществляется в их совместной игре со взрослым, где последний выступает партнером, живым носителем формируемого способа во всей его целостности.

Процесс игры не представляет собой непрерывное движение ребенка в условном плане. Построение сюжета игры представляет собой постоянный переход из совершения условных игровых действий к обозначению смысла этих действий и обратно. Такие поясняющие действия органично входят в процесс игры, выполняя функции планирования ребенком индивидуального плана развертывания сюжета и согласования их с намерениями других играющих. Указанные способы постепенно изменяются (усложняются) на протяжении всего дошкольного детства.

Выделены три основных способа построения сюжета в раннем и дошкольном возрастах. Первичным и наиболее простым является обозначение и развертывание действий с предметами в игре. Следующий способ – ролевое поведение реализуется за счет обозначения и осуществления условной ролевой позиции. Условные предметные действия при этом становятся вторичны, и подчиняются роли. Третьим способом является сюжетосложение (игра-фантазирование), который заключается в развертывании в игре целостных, связанных друг с другом ситуаций, характеризующихся сложным и многообразным содержанием, и которые могут строиться различным образом.

В настоящее время, сюжетная игра для полноценного развития нуждается в формирующих воздействиях со стороны взрослого. Являясь особой субкультурой детства, образцы способов построения сюжета передавались от старших поколений детей к младшим в естественном процессе их совместной игры. В настоящее время по ряду причин взаимодействие детей в разновозрастных группах затруднено, и функция передачи способов игры перешла к взрослому, который и демонстрирует ребенку образцы игровых действий. Успешность подобных культурных воздействий может быть успешна только в том случае, если взрослому удастся сохранить естественность детской игры.

Игра с правилами

Цель: овладения ребенком системой средств построения игровой деятельности.

Задачи: поэтапная передача детям постепенно усложняющихся способов построения игры.

Игра с правилами также имеет свои культурные формы, классифицируемые по кругу задействованных в них компетенций. Игра на физическую компетенцию, подразумевающая конкуренцию на подвижность, ловкость, выносливость; игра на умственную компетенцию (внимание, память, комбинаторика); игры на удачу, где исход игры определяется вероятностью, и не связан со способностями играющих.

Также как и сюжетная игра, игра с правилами во всей своей полноте (соблюдение формализованных правил, ориентация на выигрыш) складывается у ребенка не сразу, а постепенно, на протяжении всего дошкольного детства. В возрасте 2-4 лет ребенок начинает осваивать действия по правилу, затем, в возрасте 4-5 лет у него появляются представления о выигрыше в рамках игры, построенной на готовых правилах, и в возрасте 6-7 лет ребенок приобретает способность видоизменять правила по предварительной договоренности с другими играющими. Реализация всех указанных этапов возможна только в том случае, если взрослый своевременно будет знакомить ребенка с характерными для дошкольного детства культурными формами игр с правилами. Сначала это должны быть простейшие подвижные игры и игры на ловкость, затем игры на удачу, способствующие ориентации ребенка на выигрыш, и, в завершении дошкольного детства – игры на умственную компетенцию.

Игра с правилами на удачу

Представлении о критериях выигрыша, и установки на него формируется на основе игры с наиболее простой и понятной схемой, где правила не «заслонены» для ребенка сюжетом, и где выполнение игровых действий не представляет труда для всех участников, т.е. не требует физической и умственной компетенции. Это игры на удачу, типа «лото» и «гусёк».

Для понимания субъективной ценности выигрыша, он должен быть выделен для детей как результат отдельного игрового цикла. Для этого необходима однозначные для всех критерии успеха в игре. Так, в лото, победитель – тот кто «накрыл» раньше свою карту, в гуське – тот, кто «пришел» р<

Наши рекомендации