Анализ работы факультета повышения квалификации

1. Анализ сертифицированных программ, в т.ч. по направлениям «Нашей новой школы» и другим приоритетным направлениям развития образования

Программы разрабатываются в соответствии с приоритетами модернизации образования, предложенными в рамках президентской инициативы "Наша новая школа":

· переход на новые образовательные стандарты -15 программ

· развитие системы поддержки талантливых детей – 22 программы

· совершенствование педагогического корпуса – 10 программ

· сохранение и укрепление здоровья школьников – 7 программ

Для внедрения современной системы оценки качества образования разработаны 4 программы повышения квалификации учителей.

Для реализации проблемы информатизации образования и внедрения информационных технологий предлагается 15 программ повышения квалификации разного уровня

2. Наличие программ по подготовке предпринимателей (количество обученных в разрезе программ)

Программа профессиональной переподготовки 504ч:

Предпринимательская деятельность в современных условиях

Программы повышения квалификации 72 часа:

· Инновационнй менеджмент

· Теория менеджмента

· Экономическая психология и психология предпринимательства

· Анализ рисков и ошибок при бизнес-планировании: антикризисные технологии

· Основы предпринимательской деятельности с использованием программно - имитационной модели малого предприятия

· Управление инновационным производством в период кризиса

· Технологии информации и коммуникации в работе предпринимателя

3. Наличие программ для высвобождающегося и незанятого населения (количество обученных в разрезе программ)

Всего сертифицировано 69 программ

4. Анализ реализованных и невостребованных программ

Анализ поступивших заявок свидетельствует о востребованности, актуальности и высоком качестве программ повышения квалификации, разработанных специалистами МГОУ

Количество поступивших заявок:

1480 - август 2010г.;

1433 - февраль 2011г.;

Наибольшее количество заявок поступает на программы повышения квалификации по проблемам:

- использования информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе;

- психологии и педагогики;

- преподавания физики и математики;

- подготовки школьников к сдаче ЕГЭ

Практически отсутствовали заявки на программы повышения квалификации для специалистов НПО, СПО, ВПО из-за недостаточно активной работы с данными категориями образовательных учреждений.

5. Анализ контингента слушателей, в т.ч. обучавшихся на внебюджетной основе; из числа сотрудников учреждений НПО, СПО; представителей среднего и малого бизнеса и др.)

Всего за 2010-2011 учебный год по программам дополнительного образования обучено

654 слушателя на бюджетной основе и 1585 слушателей на внебюджетной основе.

Из числа сотрудников учреждений НПО – 10 внебюджет, 9 - бюджет

СПО – 26 внебюджет; 78 - бюджет

Анализ практики студентов

1. Анализ договоров на прохождение практики, в т. ч. в учреждениях и организациях Московской области

По очной, очно-заочной, заочной формам обучения проводились педагогическая, производственная, научно-исследовательская и преддипломная практики

Педагогическая практика

Педагогическая практика служит связующим звеном между теоретическим обучением студента и его будущей самостоятельной работой в школе. Педагогическая практика призвана осуществлять подготовку студента к деятельности в качестве учителя-воспитателя, вооружать его комплексом умений и навыков, творчески осуществлять все виды учебно-воспитательной и общественной работы.

Педагогическая практика проводится в соответствии с учебным планом и программой о порядке проведения педагогической практики.

Педагогическая практика направлена на практическое освоение студентами различных видов педагогической деятельности. Студенты рядов факультетов заочного обучения: романо-германских языков, географо-экологического, биолого-химического, физико-математического, истории, политологии и права, русской филологии, технологии и предпринимательства, ИЗО и НР, физической культуры – проходят педагогическую практику в 6-11 классах базовых школ и гимназий города Москвы и Московской области в течение четырех недель во втором полугодии на 4 курсе и в первом полугодии на 5 курсе. Студенты дневного отделения проходят практику на протяжении всего учебного года, продолжительность практики составляет от двух до семи недель. Перед началом каждой практики проводятся установочные конференции, где перед студентами ставят цели и определяют задачи практики.

Со школами заключаются договора о прохождении практики, а также с учителями школ договора о возмездном оказании услуг. В договорах оговорены условия прохождения практики, программа практики, организационные и учебно-методический мероприятия, ознакомление с правилами охраны труда и внутреннего распорядка учреждения. По окончании педагогической практики учителя школ предоставляют письменный отчет о работе каждого студента. Согласно договору, Университет обязан своевременно принять и оплатить оказанные услуги, предоставить программу прохождения практики, информацию руководителей практики, направить студентов для прохождения практики в сроки, установленные приказом по ВУЗу.

Каждый студент-практикант проводит не менее 6-8 уроков по предмету с применением разнообразных средств и методов обучения, проводит факультативы, учувствует в методической работе учителей школ, а также проводит родительские собрания. В период практики студентами выполняются курсовые и дипломные работы.

По окончанию педагогической практики студенты сдают групповому руководителю следующую документацию:

· Характеристику из школы.

· Тематические паны уроков.

· Развернутые планы-конспекты зачетных уроков.

· Психолого-педагогическую характеристику учащегося или класса.

· Отчет о педагогической практике.

Таким образом, в процессе педагогической практики студенты овладевают системой учебно-воспитательной деятельности учителя и классного руководителя.

Оценка по педагогической практике выставляется в ведомость групповым руководителем. При этом учитывается научно-методическая сторона учебной работы студента, умение проводить внеклассные мероприятия по предмету, коллективные, творческие мероприятия.

Заключительная конференция по итогам педагогической практики проводится в школах и отчетная конференция в университете.

Таблица 1. Сведения о прохождении педагогической практики студентами в Москве и Московской области (заочное отделение)

Специальность Общее кол-во студентов Кол-во студ-ов Москва % Кол-во студ-ов Московская область %
1. Технология и предпринимательство
2. Теория и методика преподавания иностранных языков и культур         -   -  
3. Информатика
4. Математика
5. Логопедия
6. Олигофренопедагогика
7. Специальная психология
8. История
9. Политология - -
10. Биология
11. Филология
12. Русский язык и литература
13. Физическая культура
14. География
15. Изобразительное искусство
16. Социальная педагогика - -
ИТОГО:

Наибольшее количество студентов в процентном содержании от общего числа, проходящих педагогическую практику в Московской области, приходится на специальности: технология и предпринимательство (г. Мытиши, г. Раменское, г. Люберцы, г. Долгопрудный, г. Лобня, г. Одинцово, п. Красково Люберецкий р-он, Талдомский р-он, Сергиево-Посадский р-он, Подольский р-он), математика (г. Мытиши, г. Ногинск, г. Люберцы, г. Балашиха, г. Электросталь), специальная психология (г. Лобня, Талдомский р-он, г. Железнодорожный, г. Солнечногорск, Павлово-Пасадский р-он), физическая культура (г. Мытищи, г. Королев, г. Дмитров, г. Клин, г. Краснознаменск, г. Сергиев-Посад, г. Серпухов), география (г. Чехов, г. Мытищи, г. Троицк, г. Наро-Фоминск, г. Лобня, г. Луховицы), изобразительное искусство (г. Мытищи), социальная педагогика (г. Чехов, г. Климовск, г. Солнечногорск. г. Истра, г. Дубна).

Сведения о прохождении педагогической практики студентами в Москве и Московской области (дневное отделение)

Специальность Общее кол-во студентов Кол-во ст-ов (проходивших практику в Москве) % Кол-во ст-ов (проходивших практику в Московской области) %
Русский язык и литература с дополнительной специальностью           - -
Бакалавр филологического образования 49,2 50,8
История с дополнительной специальностью юриспруденция 53,2 46,8
Социально-экономическое образования. Профиль история 46,9 53,1
Физическая культура - -
Безопасность жизнедеятельности   - -    
Художественное образование - -
Социально-экономическое образование       3.3     4.4
Государственное и муниципальное управление - -
Математика
Физика 41,2 58,8
Информатика 36,7 63,3
Биология и химия 64,3 35,7
Биология - -
Биоэкология 29,6 70,4
Естественнонаучное образования
Технология и предпринимательство 77,5 22,5
Теория и методика преподавания иностранных языков и культур         -   -
Психология 58,3 41,7
Логопедия 61,7 38,3
Олигофренопедагогика 73,2 26,8
Специальная психология
ИТОГО: 47,2

Наибольшее количество студентов, проходивших педагогическую практику в Московской области, приходится на специальности: физическая культура, безопасность жизнедеятельности, изобразительное искусство, география, биология (г. Мытищи, г. Королев).

Производственная, научно-исследовательская и преддипломная практики.

Производственная, научно-исследовательская и преддипломная практики проводятся на следующих классических специальностях заочного отделения: юриспруденция, управление персоналом, государственное и муниципальное управление, менеджмент организации, дизайн, политология, психология, социальная работа. Производственная, научно-исследовательская и преддипломная практики проводятся на следующих факультетах дневного отделения: истории, политологии и права; ИЗО и НР; юридический; экономический; физико-математический; биолого-химический; географо-экологический; лингвистический, ФТП. Практики проходят на протяжении всего учебного года, продолжительность практик от двух до десяти недель.

Во исполнение учебного плана, на основании приказа, студенты проходят производственную практику на предприятиях города Москвы и Московской области под руководством групповых руководителей

Таблица 2. Сведения о прохождении производственной практики студентами в Москве и Московской области (заочное отделение)

Специальность Общее кол-во студентов Кол-во студ-ов Москва % Кол-во студ-ов Московская область %
1. Управление персоналом
2. Государственное и муниципальное управление
3. Менеджмент организации
4. Социальная работа - -
5. Дизайн
6. Юриспруденция
7. Политология - -
8. Психология
ИТОГО:  
           

Наибольшее количество студентов в процентном содержании от общего числа, проходящих производственную практику в Московской области, приходится на специальности: государственное и муниципальное управление (г. Серпухов, подольский р-он, г. Чехов, г. Мытищи, г. Раменские), дизайн (г. Королев), психология (Г. Мытищи, г. Лыткарино, г. Люберцы).

Сведения о прохождении производственной практики студентами в Москве и Московской области (дневное отделение)

Специальность Общее кол-во студентов Кол-во ст-ов (проходивших практику в Москве % Кол-во ст-ов (проходивших практику в Московской области) %
Политология 64,5 35,5
Дизайн 67,6 32,4
Декоративно-прикладное искусство - -
Юриспруденция
Физика - -
Биология и химия 33,3 66,7
Геоэкология 40,5 59,5
Теоретическая и прикладная лингвистика 21,3 78,7
Перевод и переводоведение 12,3 87,7
Психология 80,7 19,3
Социальная работа 70,6 29,4
Технология и предпринимательство 71,8 28,2
ИТОГО: 53,2 46,8

Наибольшее количество студентов, проходивших производственную практику в Московской области, приходится на специальности: декоративно-прикладное искусство, юриспруденция, теоретическая и прикладная лингвистика, перевод и переводоведение.

Таблица 3. Сведения о прохождении научно-исследовательской практики студентами в Москве и Московской области (заочное отделение)

Специальность Общее кол-во студентов Кол-во студ-ов Москва % Кол-во студ-ов Московская область %
1. Психология
ИТОГО:

В 2010-2011 учебном году студенты проходили научно-исследовательскую практику в центрах Психолого-педагогической реабилитации детей и подростков города Мытищи, г. Лыткарино, г. Москвы.

Сведения о прохождении научно-исследовательской практики студентами в Москве и Московской области (дневное отделение)

Специальность Общее кол-во студентов Кол-во ст-ов (проходивших практику в Москве) % Кол-во ст-ов (проходивших практику в Московской области) %
Государственное и муниципальное управление 36,4 63,6
Социально-экономическое образование
Физика - -
Геоэкология 42,9 57,1
Теоретическая и прикладная лингвистика 21,3 78,7
Перевод и переводоведение 12,3 87,7
Психология 80,8 19,2
Социальная работа 70,6 29,4
Технология и предпринимательство 71,8 28,2
ИТОГО: 56,3 43,7

Наибольшее количество студентов, проходивших научно-исследовательскую практику в Московской области, приходится на специальности: теоретическая и прикладная лингвистика, перевод и переводоведение.

Таблица 4. Сведения о прохождении преддипломной практики студентами в Москве и Московской области (заочное отделение)

Специальность Общее кол-во студентов Кол-во студ-ов Москва % Кол-во студ-ов Московская область %
1. Юриспруденция
ИТОГО:

В 2010-2011 учебном году студенты проходили преддипломную практику по месту работы под контролем руководителя практики в городах Московской области: г. Чехов, г. Люберцы, г. Егорьевск, г. Черноголовка, г. Ногинск, г. Раменское, г. Климовск, г. Наро-Фоминск, г. Железнодорожный, г. Балашиха и др.

Сведения о прохождении преддипломной практики студентами в Москве и Московской области (дневное отделение)

Специальность Общее кол-во студентов Кол-во ст-ов (проходивших практику в Москве) % Кол-во ст-ов (проходивших практику в Московской области %
Дизайн 25,6 74,4
Декоративно-прикладное искусство - -  
Живопись - -
Менеджмент организации 80,2 19,8
Государственное и муниципальное управление 31,3 68,7
Управление персоналом 30,2 69,8
Биоэкология 47,8 52,2
Геоэкология
Психология
Социальная педагогика
Социальная работа 55,5 44,5
ИТОГО: 47,7 52,3

Наибольшее количество студентов, проходивших преддипломную практику в Московской области, приходится на специальности: дизайн, декоративно-прикладное искусство, государственное и муниципальное управление.

2. Трудоустройство выпускников по месту прохождения практики, в т. ч. в учреждениях и организациях Московской области

Большинство студентов педагогических специальностей проходят практику по месту жительства – в тех образовательных учреждениях, куда они планируют пойти работать, что подтверждают руководители муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений. Как правило, студенты педагогических специальностей, практикующиеся в образовательных учреждениях по месту жительства, оставляют свои личные контакты и поддерживают связь с руководством образовательных учреждений. В свою очередь, руководство образовательного учреждения в подобной ситуации имеет возможность оценки способностей и мотивов практикующегося студента как будущего педагога.

Студенты непедагогических специальностей зачастую на V курсе уже имеют работу, что связано с существующими реалиями жизни в условиях рыночной экономики. В основном студенты имеют временную занятость или свободный график на своем месте работы, а после окончания закрепляются там на условиях уже постоянной занятости – подобная практика подтверждает рациональность деятельности Центра по привлечению работодателей, предлагающих вакансии временного трудоустройства и трудоустройства со свободным графиком работы. Кроме этого существует также закономерность, определяющая связь практики с будущим трудоустройством, в том, что студенты выбирают тему дипломного проектирования и исследуемую организацию, исходя из предполагаемого места работы.

Наши рекомендации