Анализ работы факультета повышения квалификации
1. Анализ сертифицированных программ, в т.ч. по направлениям «Нашей новой школы» и другим приоритетным направлениям развития образования
Программы разрабатываются в соответствии с приоритетами модернизации образования, предложенными в рамках президентской инициативы "Наша новая школа":
· переход на новые образовательные стандарты -15 программ
· развитие системы поддержки талантливых детей – 22 программы
· совершенствование педагогического корпуса – 10 программ
· сохранение и укрепление здоровья школьников – 7 программ
Для внедрения современной системы оценки качества образования разработаны 4 программы повышения квалификации учителей.
Для реализации проблемы информатизации образования и внедрения информационных технологий предлагается 15 программ повышения квалификации разного уровня
2. Наличие программ по подготовке предпринимателей (количество обученных в разрезе программ)
Программа профессиональной переподготовки 504ч:
Предпринимательская деятельность в современных условиях
Программы повышения квалификации 72 часа:
· Инновационнй менеджмент
· Теория менеджмента
· Экономическая психология и психология предпринимательства
· Анализ рисков и ошибок при бизнес-планировании: антикризисные технологии
· Основы предпринимательской деятельности с использованием программно - имитационной модели малого предприятия
· Управление инновационным производством в период кризиса
· Технологии информации и коммуникации в работе предпринимателя
3. Наличие программ для высвобождающегося и незанятого населения (количество обученных в разрезе программ)
Всего сертифицировано 69 программ
4. Анализ реализованных и невостребованных программ
Анализ поступивших заявок свидетельствует о востребованности, актуальности и высоком качестве программ повышения квалификации, разработанных специалистами МГОУ
Количество поступивших заявок:
1480 - август 2010г.;
1433 - февраль 2011г.;
Наибольшее количество заявок поступает на программы повышения квалификации по проблемам:
- использования информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе;
- психологии и педагогики;
- преподавания физики и математики;
- подготовки школьников к сдаче ЕГЭ
Практически отсутствовали заявки на программы повышения квалификации для специалистов НПО, СПО, ВПО из-за недостаточно активной работы с данными категориями образовательных учреждений.
5. Анализ контингента слушателей, в т.ч. обучавшихся на внебюджетной основе; из числа сотрудников учреждений НПО, СПО; представителей среднего и малого бизнеса и др.)
Всего за 2010-2011 учебный год по программам дополнительного образования обучено
654 слушателя на бюджетной основе и 1585 слушателей на внебюджетной основе.
Из числа сотрудников учреждений НПО – 10 внебюджет, 9 - бюджет
СПО – 26 внебюджет; 78 - бюджет
Анализ практики студентов
1. Анализ договоров на прохождение практики, в т. ч. в учреждениях и организациях Московской области
По очной, очно-заочной, заочной формам обучения проводились педагогическая, производственная, научно-исследовательская и преддипломная практики
Педагогическая практика
Педагогическая практика служит связующим звеном между теоретическим обучением студента и его будущей самостоятельной работой в школе. Педагогическая практика призвана осуществлять подготовку студента к деятельности в качестве учителя-воспитателя, вооружать его комплексом умений и навыков, творчески осуществлять все виды учебно-воспитательной и общественной работы.
Педагогическая практика проводится в соответствии с учебным планом и программой о порядке проведения педагогической практики.
Педагогическая практика направлена на практическое освоение студентами различных видов педагогической деятельности. Студенты рядов факультетов заочного обучения: романо-германских языков, географо-экологического, биолого-химического, физико-математического, истории, политологии и права, русской филологии, технологии и предпринимательства, ИЗО и НР, физической культуры – проходят педагогическую практику в 6-11 классах базовых школ и гимназий города Москвы и Московской области в течение четырех недель во втором полугодии на 4 курсе и в первом полугодии на 5 курсе. Студенты дневного отделения проходят практику на протяжении всего учебного года, продолжительность практики составляет от двух до семи недель. Перед началом каждой практики проводятся установочные конференции, где перед студентами ставят цели и определяют задачи практики.
Со школами заключаются договора о прохождении практики, а также с учителями школ договора о возмездном оказании услуг. В договорах оговорены условия прохождения практики, программа практики, организационные и учебно-методический мероприятия, ознакомление с правилами охраны труда и внутреннего распорядка учреждения. По окончании педагогической практики учителя школ предоставляют письменный отчет о работе каждого студента. Согласно договору, Университет обязан своевременно принять и оплатить оказанные услуги, предоставить программу прохождения практики, информацию руководителей практики, направить студентов для прохождения практики в сроки, установленные приказом по ВУЗу.
Каждый студент-практикант проводит не менее 6-8 уроков по предмету с применением разнообразных средств и методов обучения, проводит факультативы, учувствует в методической работе учителей школ, а также проводит родительские собрания. В период практики студентами выполняются курсовые и дипломные работы.
По окончанию педагогической практики студенты сдают групповому руководителю следующую документацию:
· Характеристику из школы.
· Тематические паны уроков.
· Развернутые планы-конспекты зачетных уроков.
· Психолого-педагогическую характеристику учащегося или класса.
· Отчет о педагогической практике.
Таким образом, в процессе педагогической практики студенты овладевают системой учебно-воспитательной деятельности учителя и классного руководителя.
Оценка по педагогической практике выставляется в ведомость групповым руководителем. При этом учитывается научно-методическая сторона учебной работы студента, умение проводить внеклассные мероприятия по предмету, коллективные, творческие мероприятия.
Заключительная конференция по итогам педагогической практики проводится в школах и отчетная конференция в университете.
Таблица 1. Сведения о прохождении педагогической практики студентами в Москве и Московской области (заочное отделение)
№ | Специальность | Общее кол-во студентов | Кол-во студ-ов Москва | % | Кол-во студ-ов Московская область | % |
1. | Технология и предпринимательство | |||||
2. | Теория и методика преподавания иностранных языков и культур | - | - | |||
3. | Информатика | |||||
4. | Математика | |||||
5. | Логопедия | |||||
6. | Олигофренопедагогика | |||||
7. | Специальная психология | |||||
8. | История | |||||
9. | Политология | - | - | |||
10. | Биология | |||||
11. | Филология | |||||
12. | Русский язык и литература | |||||
13. | Физическая культура | |||||
14. | География | |||||
15. | Изобразительное искусство | |||||
16. | Социальная педагогика | - | - | |||
ИТОГО: |
Наибольшее количество студентов в процентном содержании от общего числа, проходящих педагогическую практику в Московской области, приходится на специальности: технология и предпринимательство (г. Мытиши, г. Раменское, г. Люберцы, г. Долгопрудный, г. Лобня, г. Одинцово, п. Красково Люберецкий р-он, Талдомский р-он, Сергиево-Посадский р-он, Подольский р-он), математика (г. Мытиши, г. Ногинск, г. Люберцы, г. Балашиха, г. Электросталь), специальная психология (г. Лобня, Талдомский р-он, г. Железнодорожный, г. Солнечногорск, Павлово-Пасадский р-он), физическая культура (г. Мытищи, г. Королев, г. Дмитров, г. Клин, г. Краснознаменск, г. Сергиев-Посад, г. Серпухов), география (г. Чехов, г. Мытищи, г. Троицк, г. Наро-Фоминск, г. Лобня, г. Луховицы), изобразительное искусство (г. Мытищи), социальная педагогика (г. Чехов, г. Климовск, г. Солнечногорск. г. Истра, г. Дубна).
Сведения о прохождении педагогической практики студентами в Москве и Московской области (дневное отделение)
№ | Специальность | Общее кол-во студентов | Кол-во ст-ов (проходивших практику в Москве) | % | Кол-во ст-ов (проходивших практику в Московской области) | % |
Русский язык и литература с дополнительной специальностью | - | - | ||||
Бакалавр филологического образования | 49,2 | 50,8 | ||||
История с дополнительной специальностью юриспруденция | 53,2 | 46,8 | ||||
Социально-экономическое образования. Профиль история | 46,9 | 53,1 | ||||
Физическая культура | - | - | ||||
Безопасность жизнедеятельности | - | - | ||||
Художественное образование | - | - | ||||
Социально-экономическое образование | 3.3 | 4.4 | ||||
Государственное и муниципальное управление | - | - | ||||
Математика | ||||||
Физика | 41,2 | 58,8 | ||||
Информатика | 36,7 | 63,3 | ||||
Биология и химия | 64,3 | 35,7 | ||||
Биология | - | - | ||||
Биоэкология | 29,6 | 70,4 | ||||
Естественнонаучное образования | ||||||
Технология и предпринимательство | 77,5 | 22,5 | ||||
Теория и методика преподавания иностранных языков и культур | - | - | ||||
Психология | 58,3 | 41,7 | ||||
Логопедия | 61,7 | 38,3 | ||||
Олигофренопедагогика | 73,2 | 26,8 | ||||
Специальная психология | ||||||
ИТОГО: | 47,2 |
Наибольшее количество студентов, проходивших педагогическую практику в Московской области, приходится на специальности: физическая культура, безопасность жизнедеятельности, изобразительное искусство, география, биология (г. Мытищи, г. Королев).
Производственная, научно-исследовательская и преддипломная практики.
Производственная, научно-исследовательская и преддипломная практики проводятся на следующих классических специальностях заочного отделения: юриспруденция, управление персоналом, государственное и муниципальное управление, менеджмент организации, дизайн, политология, психология, социальная работа. Производственная, научно-исследовательская и преддипломная практики проводятся на следующих факультетах дневного отделения: истории, политологии и права; ИЗО и НР; юридический; экономический; физико-математический; биолого-химический; географо-экологический; лингвистический, ФТП. Практики проходят на протяжении всего учебного года, продолжительность практик от двух до десяти недель.
Во исполнение учебного плана, на основании приказа, студенты проходят производственную практику на предприятиях города Москвы и Московской области под руководством групповых руководителей
Таблица 2. Сведения о прохождении производственной практики студентами в Москве и Московской области (заочное отделение)
№ | Специальность | Общее кол-во студентов | Кол-во студ-ов Москва | % | Кол-во студ-ов Московская область | % |
1. | Управление персоналом | |||||
2. | Государственное и муниципальное управление | |||||
3. | Менеджмент организации | |||||
4. | Социальная работа | - | - | |||
5. | Дизайн | |||||
6. | Юриспруденция | |||||
7. | Политология | - | - | |||
8. | Психология | |||||
ИТОГО: | ||||||
Наибольшее количество студентов в процентном содержании от общего числа, проходящих производственную практику в Московской области, приходится на специальности: государственное и муниципальное управление (г. Серпухов, подольский р-он, г. Чехов, г. Мытищи, г. Раменские), дизайн (г. Королев), психология (Г. Мытищи, г. Лыткарино, г. Люберцы).
Сведения о прохождении производственной практики студентами в Москве и Московской области (дневное отделение)
№ | Специальность | Общее кол-во студентов | Кол-во ст-ов (проходивших практику в Москве | % | Кол-во ст-ов (проходивших практику в Московской области) | % |
Политология | 64,5 | 35,5 | ||||
Дизайн | 67,6 | 32,4 | ||||
Декоративно-прикладное искусство | - | - | ||||
Юриспруденция | ||||||
Физика | - | - | ||||
Биология и химия | 33,3 | 66,7 | ||||
Геоэкология | 40,5 | 59,5 | ||||
Теоретическая и прикладная лингвистика | 21,3 | 78,7 | ||||
Перевод и переводоведение | 12,3 | 87,7 | ||||
Психология | 80,7 | 19,3 | ||||
Социальная работа | 70,6 | 29,4 | ||||
Технология и предпринимательство | 71,8 | 28,2 | ||||
ИТОГО: | 53,2 | 46,8 |
Наибольшее количество студентов, проходивших производственную практику в Московской области, приходится на специальности: декоративно-прикладное искусство, юриспруденция, теоретическая и прикладная лингвистика, перевод и переводоведение.
Таблица 3. Сведения о прохождении научно-исследовательской практики студентами в Москве и Московской области (заочное отделение)
№ | Специальность | Общее кол-во студентов | Кол-во студ-ов Москва | % | Кол-во студ-ов Московская область | % |
1. | Психология | |||||
ИТОГО: |
В 2010-2011 учебном году студенты проходили научно-исследовательскую практику в центрах Психолого-педагогической реабилитации детей и подростков города Мытищи, г. Лыткарино, г. Москвы.
Сведения о прохождении научно-исследовательской практики студентами в Москве и Московской области (дневное отделение)
№ | Специальность | Общее кол-во студентов | Кол-во ст-ов (проходивших практику в Москве) | % | Кол-во ст-ов (проходивших практику в Московской области) | % |
Государственное и муниципальное управление | 36,4 | 63,6 | ||||
Социально-экономическое образование | ||||||
Физика | - | - | ||||
Геоэкология | 42,9 | 57,1 | ||||
Теоретическая и прикладная лингвистика | 21,3 | 78,7 | ||||
Перевод и переводоведение | 12,3 | 87,7 | ||||
Психология | 80,8 | 19,2 | ||||
Социальная работа | 70,6 | 29,4 | ||||
Технология и предпринимательство | 71,8 | 28,2 | ||||
ИТОГО: | 56,3 | 43,7 |
Наибольшее количество студентов, проходивших научно-исследовательскую практику в Московской области, приходится на специальности: теоретическая и прикладная лингвистика, перевод и переводоведение.
Таблица 4. Сведения о прохождении преддипломной практики студентами в Москве и Московской области (заочное отделение)
№ | Специальность | Общее кол-во студентов | Кол-во студ-ов Москва | % | Кол-во студ-ов Московская область | % |
1. | Юриспруденция | |||||
ИТОГО: |
В 2010-2011 учебном году студенты проходили преддипломную практику по месту работы под контролем руководителя практики в городах Московской области: г. Чехов, г. Люберцы, г. Егорьевск, г. Черноголовка, г. Ногинск, г. Раменское, г. Климовск, г. Наро-Фоминск, г. Железнодорожный, г. Балашиха и др.
Сведения о прохождении преддипломной практики студентами в Москве и Московской области (дневное отделение)
№ | Специальность | Общее кол-во студентов | Кол-во ст-ов (проходивших практику в Москве) | % | Кол-во ст-ов (проходивших практику в Московской области | % |
Дизайн | 25,6 | 74,4 | ||||
Декоративно-прикладное искусство | - | - | ||||
Живопись | - | - | ||||
Менеджмент организации | 80,2 | 19,8 | ||||
Государственное и муниципальное управление | 31,3 | 68,7 | ||||
Управление персоналом | 30,2 | 69,8 | ||||
Биоэкология | 47,8 | 52,2 | ||||
Геоэкология | ||||||
Психология | ||||||
Социальная педагогика | ||||||
Социальная работа | 55,5 | 44,5 | ||||
ИТОГО: | 47,7 | 52,3 |
Наибольшее количество студентов, проходивших преддипломную практику в Московской области, приходится на специальности: дизайн, декоративно-прикладное искусство, государственное и муниципальное управление.
2. Трудоустройство выпускников по месту прохождения практики, в т. ч. в учреждениях и организациях Московской области
Большинство студентов педагогических специальностей проходят практику по месту жительства – в тех образовательных учреждениях, куда они планируют пойти работать, что подтверждают руководители муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений. Как правило, студенты педагогических специальностей, практикующиеся в образовательных учреждениях по месту жительства, оставляют свои личные контакты и поддерживают связь с руководством образовательных учреждений. В свою очередь, руководство образовательного учреждения в подобной ситуации имеет возможность оценки способностей и мотивов практикующегося студента как будущего педагога.
Студенты непедагогических специальностей зачастую на V курсе уже имеют работу, что связано с существующими реалиями жизни в условиях рыночной экономики. В основном студенты имеют временную занятость или свободный график на своем месте работы, а после окончания закрепляются там на условиях уже постоянной занятости – подобная практика подтверждает рациональность деятельности Центра по привлечению работодателей, предлагающих вакансии временного трудоустройства и трудоустройства со свободным графиком работы. Кроме этого существует также закономерность, определяющая связь практики с будущим трудоустройством, в том, что студенты выбирают тему дипломного проектирования и исследуемую организацию, исходя из предполагаемого места работы.