Вопрос 3. Организация первоначального этапа работы с классным коллективом.
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП РАБОТЫ С ГРУППОЙ – он самый важный. От него зависит очень многое.
Что нужно сделать заранее ?
- по возможности, - познакомиться со «своими» детьми «заочно»: по личным делам, журналу, сохранившимся сочинениям и иным работам; по разговорам со знающими их учителями и пр.; - продумать, как одеться, чтобы расположить к себе; какие слова сказать; как представить себя и свои интересы, и пр.; - представить свой вход в классную комнату, «проиграть» выражение лица, улыбку, первые слова; - продумать содержание первого дня, предложения ребятам на ближайшую неделю; - справиться с волнением, унять страх перед неизвестностью; пожелать себе удачи.
О чём помнить?
Первое впечатление - очень важно: оно- глубокое, и может надолго определить характер взаимоотношений.
Первоначальный этап работы с классным коллективом,- это первые 2 недели, когда:
-*формируются установки детей; -*складываются первые поведенческие привычки; -*выдвигаются лидеры в системе деловых и межличностных отношений; -*происходит новое «открытие» друг друга (после летних каникул); -*рождаются первые традиции; -*а также - происходит планирование всей жизни коллектива.
И у всех ребят - ещё радостное, идеальное предвосхищение предстоящей совместной жизни в классе.
Именно в этот период от педагога требуется ПОЛНАЯ САМООТДАЧА, ибо именно в первые дни важно приложить максимум сил, времени, души и творчества для создания доброжелательной атмосферы в классе, налаживания совместной жизнедеятельности, закрепления традиций.
Какие задачи нужно решить педагогу в начальный период?
1. Максимально узнать учащихся, их интересы, потребности, особенности характера и пр. Отметить те изменения, которые произошли за лето. Провести первые диагностические методики.
2. Предложить ребятам разнообразные виды предстоящей деятельности. При этом помнить, что их источником должна стать не только творчество и фантазия, но и окружающая жизнь во всех её проявлениях. Важно также, чтобы интересы и увлечения всех ребят могли проявиться в коллективной жизни.
3. Подумать о традициях: дисциплинарных, организационных, поведенческих, оформительских, межличностных, и пр.
4. Предъявить общекультурные и традиционные требования к дисциплине, порядку, чистоте, аккуратности, вежливости и пр.
5. Провести сбор/собрание коллективного планирования.
6. Избрать совет класса, распределить поручения, наладить самоуправление.
7. Оформить информцентр в своём классе.
8. Установить прочные связи с родителями, создать родительский комитет.
9. Наладить связи с учителями, работающими в классе. Договориться об общих требованиях и взаимодействии.
10. Предложить ребятам кружки, секции, клубы и др.объединения, работающие в школе и в её микрорайоне.
Задач на начальный период много. Но без их осуществления именно в первые 2 недели сентября,- зависит ВСЁ!
Но и реализовывать эти задачи - интересно и радостно!
Вопрос 4. Коллективное планирование. Составление плана работы на год.
Включение учащихся в процесс анализа и планирования собственной жизнедеятельности,- важное педагогическое требование.
Приведём примерный алгоритм этого процесса:
1. Коллективный анализ деятельности класса с участием всех учащихся, привлечением родителей и работающих в классе учителей. Определение основных задач на следующий учебный год. –апрель – май.
2. Составление анализа работы классным руководителем и формулировка целей и задач на следующий год. – начало июня.
3. Составление предварительного варианта плана работы классного руководителя с учётом педагогических и организационно-педагогических задач. - июнь.
4. Коллективное планирование работы в ученическом и родительском коллективах с привлечением учителей и друзей класса. -1-2недели сентября.
4.1. Знакомство учащихся с предполагаемыми событиями в стране в очередном году, с возможными формами участия в них детей, обзор событий школьной жизни.
4.2. Сбор предложений в план работы:
- поиск творческими группами полезных дел –«разведка интересных дел и друзей» (для нашего коллектива, для младших, для школы, совместно с родителями, другими классами и т.д.); - конкурс на лучшее предложение по результатам «разведки»; - анкетирование (что учесть из опыта прошлого года, других коллективов, что провести для себя, школы, друзей и пр.); - предложения ответственных за разные участки работы, членов общественных организаций, тех, кто был в профильных лагерях и т.п.
4.3. Определение или уточнение тематики классных часов, предложенных классным руководителем, системы их подготовки и проведения.
4.4. Игра «Интерес». ЕЁ возможные этапы:
- предлагается написать на листочках перечень своих увлечений, любимых занятий;
- фиксация увлечений на доске, составление списка любимых занятий класса;
- объединение учащихся в микрогруппы по увлечениям, любимым занятиям; подготовка по группам «презентации» своего общего увлечения;
- составления по группам плана общего мероприятия, связанного с общим увлечением с целью привлечения к нему других (одноклассников, младших, школы);
- защита по группам своих планов, проектов, предложений; отбор идей в план жизнедеятельности классного коллектива в текущем году;
- сюрпризы: песни, игры поздравления летних именинников т пр.
4.5. Обсуждение содержания и предложенных форм работы с родителями на родительском собрании с участием детей.
4.6. Обработка всех предложений классным руководителем. Подготовка сбора-планирования.
4.7. Проведении сбора-планирования.
4.8. Окончательное составление классным руководителем и оформление плана жизнедеятельности классного коллектива. Утверждение плана на ПЕДСОВЕТЕ. - не позднее конца сентября.
СРС : Задание: выписать в педкопилку примерный сценарий СБОРА-ПЛАНИРОВАНИЯ- см. лит. 3, стр.182-185. Возможно - «проигрывание. Что бы вы добавили/изменили в сценарии?
Классный руководитель должен иметь, как минимум, два плана: перспективный и календарный. Перспективный план составляется на год, утверждается педсоветом и заверяется директором (завучем). На его основе составляются календарные кланы на месяц (четверть), в которые, по необходимости, добавляются текущие дела, корректируются сроки их проведения. Календарный план вывешивается в информцентре класса, или в ином доступном месте.
Структура перспективного ПЛАНА работы классного руководителя:
1. Анализ воспитательной работы за прошедший год (выделение «+» и «-« работы).
2. Цели и задачи воспитательной работы на предстоящий год.
3*. Основные направления и формы работы.
4. Индивидуальная работа с учащимися.
5. Работа с родителями.
6. Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе.
*3. Основные направления и формы работы.
А) –структура:
№ | Направления и ФОРМЫ работы | Сроки | Отв. |
Б)- варианты направлений воспитательной работы:
ü По задачам, поставленным на год;
ü По общечеловеческим ценностям (Отечество, Земля, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек)
ü По видам деятельности (познавательная, ценностно-ориентировочная, трудовая, художественно-эстетическая, и пр.).
ü По основным сферам жизнедеятельности (Учение, Общение, Здоровье, Досуг, Образ жизни).
ü По тематическим программам (Я и общество, Я и природа, Я и школа, Я и моя семья, Я и моё «Я»).
Календарный план , обычно, составляется либо в форме Плана-сетки, либо в форме таблицы дел во временной последовательности:
-план-сетка на месяц (четверть): дела классные и общешкольные – разным цветом:
понедельн | вторник | среда | четверг | пятница | суббота | воскр |
-план-таблица: составляется во временной последовательности:
№ | Дела класса | Дата | Ответственн. |
СРС : Поработайте с кн. «Планирование воспитательной работы в классе./Под ред Степанова Е.Н.- м.:2008.:* а)по первой главе сделайте мини-конспект «В чём суть планирования воспитательной работы»;* б) вторую главу изучите таким образом, чтобы смогли прокомментировать каждый из разделов перспективного плана, приведённого выше; *в)Составьте примерный план воспитательной работы с коллективом класса, ориентируясь на конкретный возраст (на выбор по командам).