Вопрос 2. Следственные ситуации первоначального этапа расследования преступлений

По делам рассматриваемой категории в зависимости от количе­ственных и качественных характеристик информации относительно личности преступника и иных обстоятельств дела можно выделить следующие типичные сложные следственные ситуации, складывающиеся на начальном этапе расследования:

1) известно место совершения преступления, характер криминальных действий, но преступник не установлен;

2) известно место совершения деяния, но нет данных о характере и цели преступления;

3) обнаружены предметы предполагаемого преступного посягательства, но неизвестно место его совершения;

4) установлены лица, совершившие преступление, но нет данных о месте его совершения.

По делам о рассматриваемых преступных посягательствах наи­более распространенной является первая ситуация, поэтому рас­смотрим особенности выдвижения и проверки версий именно в этих условиях.

Основной задачей, которую необходимо решить в первую очередь, является установление личности преступников. В зависимости от результатов, полученных в ходе проведения неотложных следст­венных действий, следователь может выдвинуть следующие основные типичные версии относительно лиц, совершивших преступное деяние:

а) по месту проживания преступника - местный житель, гастролер;

б) по степени осведомленности об объекте и месте преступного посягательства:

- преступник не имел конкретных данных о ценностях и условиях их хранения (случайный характер совершенного преступления);

- преступник имел конкретные данные о ценностях и условиях их хранения (преступление носит заказной или заранее подготовленный характер);

- преступление, вероятно, совершено сотрудниками учреждения или лицами из ближайшего окружения потерпевшего либо при их участии;

в) по наличию специальных познаний в области ценных предметов и документов: обладал специальными познаниями, не обладал ими;

г) по наличию у лиц предыдущего преступного опыта и судимости:

- преступление совершено несудимым лицом впервые;

- преступление совершено лицом, ранее совершавшим аналогичные преступления;

- преступление совершено лицом, ранее судимым;

- преступление совершено субъектом, ранее судимым за подобные преступные деяния либо лицом, в отношении которого имеется оперативная информация, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении уголовного дела по данной категории преступлений;

д) совершение преступления инсценировано ответственными лицами учреждений или владельцем предметов или документов.

Разработка версий группы «а»(по месту проживания преступника - местный житель, гастролер) дает особенно хорошие результаты, если преступление совершено в сельской местности. Расследуя подобные дела, нужно учитывать специфику сельского образа жизни. В сельской местности, где чувствуется острый недостаток любой информации, появление любого не местного жителя составляет событие в общественной жизни и, как правило, не прохо­дит незамеченным. Следователям необходимо учитывать данный факт и не ограничиваться в поисках свидетелей только соседями и родственниками потерпевшего, а привлекать к помощи более ши­рокие круги населения.

В ходе допроса свидетелей и потерпевших следует попросить их описать подробно внешний вид всех незнакомых людей, появляв­шихся в последнее время в окрестностях места совершения престу­пления. Допрашивая потерпевших, а также свидетелей-очевидцев особое внимание нужно уделять фактам маскировки преступниками своей внешности.

Версию о совершении преступного деяния гастролерами следует выдвигать в каждом случае обнаружения следующих фактов: расследуемое преступление резко отличается по способу совершения и «преступному почерку» от аналогичных деяний, совершаемых ра­нее в данной местности; мощный «всплеск» преступных посяга­тельств данной группы в районах, ранее отличавшихся относительно благополучной криминогенной обстановкой.

В случаях, когда место происшествия находится в населенном пункте или местности, через которые проходит крупная транспорт­ная магистраль, также необходимо учитывать версию о совершении указанных деяний преступниками-гастролерами. Большую помощь в расследовании могут оказать результаты внимательного анализа территориального распределения мест совершения этих преступлений с учетом расположения проходящих транспортных магистралей.

При раскрытии и расследовании рассматриваемых преступных посягательств нельзя ограничиваться проведением работы только по одному конкретному случаю. Необходимо изучить и проанали­зировать все ориентировки по подобным фактам, поступившие из соседних органов внутренних дел и других правоохранительных органов, отказные материалы, архивные и приостановленные дела по преступлениям данной категории.

Учитывая значительное количество данных преступлений, совершаемых группой лиц, основной задачей следователя на первоначальном этапе расследования становится выявление всех членов преступной группы. В подобных преступных формированиях име­ется один исполнитель хищений, поэтому при задержании похитителя-одиночки необходимо учитывать наличие возможных соучастников, которые могут быть установлены в ходе следующих следственных действий: допроса подозреваемого; допросов в качестве свидетелей близких родственников, соседей, сослуживцев подозреваемого для выявления контактов и интересов последнего; обысков по месту жительства и работы задержанного похитителя, а также его родителей, где наряду с поиском похищенных предметов или их частей необходимо обнаруживать и изымать личные записи задер­жанного, его переписку; осмотра изъятых записей, переписки и до­кументов, обнаруженных в ходе обысков.

Анализ способа совершения преступления может указывать на наличие соучастников из числа сотрудников организации культуры и служителей культа. Это характерно для случаев, когда предметы или документы похищены из мест, недоступных посетителям или «посторонним лицам», когда хищение совершалось неодно­кратно в рабочее время и на участке, обслуживаемом одним и тем же сотрудником; при значительном количестве похищенных одно­временно предметов; при хищении наиболее ценных предметов или документов, размещаемых в различных местах помещения, и т.д.

При разработке версий группы «б»(по степени осведомленности об объекте и месте преступного посягательства) решающее зна­чение имеют точные и подробные данные о предметах преступного посягательства, их внешнем виде, сохранности, степени историче­ской, научной, художественной и культурной ценности. Также сле­дует определить круг лиц, имевших непосредственный доступ к ценностям или обладавших достаточной информацией по этому поводу. Указанные данные могут устанавливаться путем осмотра места происшествия, допроса потерпевшего, очевидцев, свидетелей, консультаций со специалистом-искусствоведом.

Версия о совершении посягательства лицом, не имевшим конкретных сведений о ценностях и условиях их хранения,мо­жет приниматься за основу при наличии следующих обстоятельств: преступник использовал общедоступные пути проникновения на объект; проникновение осуществлено нерациональным способом, т.е. имеются гораздо более простые пути проникновения, чем те, которые использовал преступник, или его можно было осуществить в более удобное время; кроме мест непосредственного хранения указанных предметов или документов, преступник обследовал иные места (помещения), где не было ничего ценного.

Для осведомленных субъектов,наоборот, характерны выбор для проникновения наиболее оптимальных вариантов, а также це­ленаправленные действия в ходе поиска предмета преступного по­сягательства. В этих случаях важно установить источник осведом­ленности. При совершении деяния посторонними лицами искомую информацию преступники, как правило, добывают путем предвари­тельной разведки объекта.

Факт похищения особо ценных предметов или документов, о существовании, конкретном месте хранения и способах защиты которых знал узкий круг людей, дает основание для выдвижения и проверки версии о совершении преступления сотрудниками данного учреждения или лицами из ближайшего окружения потерпевшего либо при их участии.В этом случае в ходе допроса потерпевшего, свидетелей следует выяснять, проявлял ли в послед­нее время кто-то из лиц, допущенных к указанной информации, по­вышенный интерес к похищенным предметам или документам. Необходимо собрать об этих лицах как можно больше данных, характеризующих сферу их интересов, круг знакомств, наличие каких-либо контактов с представителями «преступного мира». Всех пере­численных лиц следует допросить и самым тщательным образом выяснить их отношения с потерпевшим; круг исполняемых ими функциональных (должностных) обязанностей в учреждении; место нахождения в момент совершения преступления; занимались ли они сами коллекционированием, если да, то какие раритеты они собира­ли; не обращался ли к ним кто-нибудь с просьбой предоставить ин­формацию об условиях хранения данных предметов или докумен­тов, если да, то кто именно, когда и при каких обстоятельствах; не было ли у них или близких родственников в последнее время де­нежных затруднений и т.п.

Выдвижение и проверка версий группы «в»(по наличию спе­циальных познаний в области ценных предметов и документов: обладал специальными познаниями, не обладал ими) базируется в основном на установлении фактов наличия или отсутствия при­знака избирательности предметов преступного посягательства. Практика показывает, что преступники, не обладающие специаль­ными познаниями в области искусствоведения, действующие по заказу, нередко похищают, наряду с заказанным, предметы, не имеющие большой исторической, научной, художественной или культурной ценности, а также обычные вещи или продукты пи­тания. При совершении преступления по собственной инициативе данная группа преступников вследствие некомпетентности выбирает, как правило, наиболее яркие, броские изделия, оставляя при этом невзрачные на вид предметы, действительно имеющие значитель­ную ценность, что может выясняться в ходе осмотра места проис­шествия, допросов потерпевших и свидетелей.

Выдвижение и проверка версий группы «г»(по наличию у лиц предыдущего преступного опыта и судимости) должны произво­диться с использованием полученной в ходе осмотра информации о наличии и особенностях преодоления преступником преград, ре­зультатов криминалистических, трасологических и дактилоскопи­ческих экспертиз, а также данных криминалистических учетов.

Так, выявленные факты умелого и быстрого преодоления пре­град с использованием специальных воровских инструментов; об­наруженные на месте происшествия следы пальцев рук, проходя­щие по криминалистическим учетам, дают основания полагать, что преступление совершено с участием ранее судимого либо лицом, судимым за подобные преступления. При проверке этих версий ос­новное внимание следует уделять установлению и изучению опре­деленной категории проживающих в данной местности лиц, со­стоящих на оперативных, криминалистических и иных видах учета в правоохранительных органах.

Следует уделять особое внимание версии группы «д»(инсце­нировка хищения указанных предметов или документов «посторон­ними лицами», произведенная служащими пострадавшего учреж­дения или потерпевшим). Однако необходимо отличать инсцени­ровку хищения от введения следствия в заблуждение относительно количества реально похищенного. В первой ситуации преступники полностью имитируют похищение ценностей посторонними лицами, для второй ситуации характерно, что посягательство на предметы или документы, имеющие историческую, научную, художествен­ную или культурную ценность, со стороны «посторонних» действи­тельно имело место, но материально ответственные лица преувели­чивают размеры похищенного, присваивая разницу.

При расследовании преступных посягательств на предметы или документы, принадлежащие религиозным общинам, организа­циям культуры, архивам и тому подобному, кроме негативных об­стоятельств, выявленных в ходе осмотра места происшествия, вер­сию об инсценировке хищения могут подтвердить следующие факты:

- наличие в учетных документах исправлений, следов подчистки, неоговоренных дополнений и изменений, химического травления;

- наличие неучтенных предметов или документов либо множественные факты отсутствия зарегистрированных предметов или документов, хранящихся в различных изолированных помещениях;

- выявленные в ходе расследования злоупотребления материально ответственных лиц своим положением.

Следует отметить, что мотивы и цель деяний, совершаемых соб­ственниками ценных предметов или документов или ответственными лицами организаций, как правило, различаются. Первые совершают подобные действия с целью получения крупных страховых выплат за якобы похищенные предметы или документы, а вторые - с целью завладения этими предметами и документами. Данные обстоятельства определяют специфику расследования преступных деяний в каждой указанной ситуации. В первом случае у потерпевшего надо выяс­нить: оформлял ли заявитель в последнее время договор страхования предметов, которые похищены, если да, то на какую сумму; почему он был заключен именно в данный момент; не было ли у потерпев­шего и его родственников финансовых трудностей. Необходимо уточнить условия договора, установив контакт со страховой фир­мой, которая заинтересована в раскрытии преступления и проводит собственное расследование каждого страхового случая.

При получении в ходе производства следственных действий ин­формации, указывающей на совершение инсценировки конкретным ответственным лицом, рекомендуется без промедления провести с его участием обыск занимаемого им служебного помещения и по месту его жительства, а также допросить данное лицо относительно обстоятельств, послуживших основанием для проведения обыска.

Наши рекомендации