Вопрос 2. Организация первоначального этапа расследования

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Кафедра криминалистики

Дисциплина «Криминалистика»

ЛЕКЦИЯ

по теме № 45:Криминалистическая характеристика и методика расследования отдельных видов и групп преступлений (Методика расследования преступлений в сфере экономической деятельности)

(для студентов, курсантов, слушателей) по специальности 030501.65 – юриспруденция, 030505.61 – правоохранительная деятельность

Время: - 2 часа

Подготовил: доцент кафедры криминалистики полковник полиции И.А. Андреев

Обсуждена и одобрена на заседании предметно-методической секции кафедры

«____» _________ 2011 г.

Протокол № _____

Белгород – 2011

Цели лекции:

Учебная: раскрыть содержание методики расследования преступлений в сфере экономической деятельности, сформировать у курсантов, слушателей, студентов, представление о криминалистической характеристике данной группы преступлений, о типичных следственных ситуациях первоначального этапа расследования и тактике производства следственных действий.

Воспитательная: укрепить убежденность обучаемых в значимости методики расследования данной группы преступлений на стадии предварительного расследования.

Развивающая: развивать у обучаемых способность анализировать типичные ситуации различных этапов расследования и находить способы их разрешения.

Методы проведения занятия:изложение учебного материала, с объяснением ключевых вопросов и иллюстрацией их при помощи ТСО.

Примерное распределение учебного времени:

План лекции Страницы
Введение 5 мин.
1. Криминалистическая характеристика преступлений в сфере экономической деятельности 30 мин.
2. Организация расследования на первоначальном этапе 25 мин
3. Особенности тактики производства отдельных следственных действий 25 мин.
Заключение 5 мин.

Литература:

I. Основная:

1. Криминалистика: Учебник для вузов / Под ред. А.Ф. Волынского, В.П. Лаврова. – 2-е изд., – М.: ЮНИТИ ДАНА: Закон и право, 2008.

2. Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика: Учебник для вузов – 2-е изд., – М.: Норма, 2007.

3. Криминалистика. Учебник / Под ред. А.Г. Филиппова. – М.: Высшее образование, 2009.

4. УПК РФ. – М.: Юрид. лит., 2009.

5. Руководство для следователей / под общ. ред. В.В. Мозякова. - М.: Экзамен, 2005.

II. Дополнительная:

1. Расследование преступлений в сфере экономики. Руководство для следователей / Под ред. И.Н. Кожевникова. – М: Спарк, 2001.

2. Справочник следователя. Выпуск второй. Практическая криминалистика: расследование отдельных видов преступлений. / Под ред. Селиванова Н.А. – М., 2001.

3. Расследование преступлений. Руководство для следователей. / Под ред. Кожевникова И.Н. – М., 1997.

Введение

В большинстве регионов Российской Федерации преступления в сфере экономической деятельности весьма распространены, проявляют тенденцию к росту, характеризуются низким уровнем раскрываемости и составляют проблему для правоохранительных органов.

В уголовно-правовом отношении наиболее опасными в сфере экономической деятельности являются следующие виды деликтов: незаконное предпринимательство – ст. 171 УК незаконная банковская деятельность – ст. 172 УК; лжепредпринимательство – ст. 173 УК; легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенного другими лицами – ст. 174 УК; легализация доходов и имущества лицом, которое само приобрело их в результате совершения преступления – ст. 1741 УК; преднамеренное или фиктивное банкротство- ст. 196 и 197 УК, незаконное получение кредита – ст. 176 УК. Учитывая ряд характерных особенностей (сходство предмета преступного посягательства, способов совершения преступных деяний, следов-признаков преступной деятельности, сведений о личности), эти составы преступлений целесообразно объединить в обширную группу преступлений имеющих сходство в их криминалистической характеристике, для разработки единой методики их выявления, расследования и предупреждения.

Итак, переходим к рассмотрению методики расследования преступлений в сфере экономической деятельности.

Вопрос 1. Криминалистическая характеристика преступлений в сфере экономической деятельности

Предмет преступного посягательства в сфере экономической деятельности составляют: денежные средства в рублях, иностранная валюта, кредитные средства, товарно-материальные ценности, ценные бумаги, имущественные и иные права собственности. Преступники овладевают предметом посягательства путем ведения незаконной предпринимательской деятельности, лжепредпринимательства, незаконной банковской деятельности, совершения преступных финансовых операций в рублях и валюте.

В результате ведения незаконной экономической деятельности преступники одержимы конечной целью: получить доход от пользования имуществом, продажи товаров, оказания услуг и др. При этом криминалистическое значение имеет круг лиц, которым доступны те или иные предметы, полученные в ходе экономической деятельности. Следует иметь в виду, что отдельные работники могут получать доход от преступной экономической деятельности и не знать, что организация функционирует незаконно. После завладения предметом преступного посягательства его используют для личного обогащения, подкупа «нужных» лиц, обмена на важные документы, драгоценности.

Способы преступлений рассматриваемых видов целесообразно разделить на три большие группы:

• незаконное предпринимательство – приобретение, продажа товаров (продуктов), использование имущества, выполнение строительных, ремонтно-монтажных и иных видов работ, оказание юридических, медицинских и других услуг без государственной регистрации либо специального разрешения (лицензии) или с нарушением условий лицензирования;

• незаконная банковская деятельность – образование банков, филиалов, реорганизация (слияние, выделение), осуществление банковских операций без государственной регистрации либо специального разрешения (лицензии) или с нарушением условий лицензирования;

• лжепредпринимательство – умышленное создание коммерческой организации в России либо за рубежом без намерения выполнять предпринимательскую, банковскую деятельность, либо с целью незаконно получить кредиты, имущественную выгоду, уклониться от уплаты налогов или прикрыть запрещенные виды своей деятельности.

Указанные способы преступлений можно классифицировать на простые и сложные, которые различаются в зависимости от особенностей лиц, их совершающих, и сложившихся условий. Простые способы характеризуются тем, что отдельные граждане приобретают, реализуют товарно-материальные ценности, выполняют работы, оказывают услуги без государственной регистрации и получения разрешения (лицензии) на занятие этой деятельностью. При простых способах незаконного предпринимательства преступники не ведут учет, не подают декларацию о доходах, не платят налоги.

Сложные способы названных преступлений характеризуются тем, что преступники от легально действующего банка незаконно образуют филиалы для преступных махинаций с денежными средствами, иностранной валютой юридических и физических лиц; регистрируют законную по форме, но фиктивную по содержанию коммерческую организацию для прикрытия торговли наркотиками, отмывания незаконных доходов. Преступники часто образуют лжефирмы в оффшорных зонах России и за рубежом для получения незаконных льгот: права на получение недвижимости, кредитов, освобождения от уплаты налогов, извлечения имущественной выгоды и др.

Преступники маскируют свои действия путем использования подложных сертификатов на покупку иностранных компаний, представления пакета фиктивных учредительных документов, фальсифицированных кредитных карт, акций, реквизитов банковских счетов.

Иногда руководящие работники банка дают указание своим подчиненным на покупку и продажу валюты, прием денежных средств от юридических и физических лиц на депозит, тогда как не имеют лицензии или такое разрешение имеется, но срок его действия истек.

Способами действий преступников при незаконной предпринимательской, незаконной банковской деятельности являются: образование незарегистрированной организации на базе ранее действовавшей, но в данное время ликвидированной; сдача в аренду складских помещений, торговых киосков, автостоянок предприятиям, пользующимся льготами; расчеты за работы, услугу «черным налом» либо неотфактурованной поставкой товара или неучтенными излишками; завышение или занижение цен на недвижимость, товарно-материальные ценности, работы, услуги; занижение прибыли за счет включения в себестоимость продукции фактически не произведенных затрат; перечисление полученного от экономической деятельности дохода на счета организаций, имеющих налоговые льготы.

Для получения кредита с умыслом его непогашения преступники совершают следующие действия: изготавливают и представляют кредитору подложные документы о финансовом благополучии своей организации; составляют фиктивные договоры о финансово-хозяйственной сделке для обоснования кредитной заявки предоставляют неправильные технико-экономические обоснования предстоящих вложений кредитных средств; предъявляют фиктивные документы на право получения кредита на льготных условиях по заниженной кредитной ставке; направляют фиктивные гарантийные письма от имени авторитетных государственных и коммерческих структур.

При легализации (отмывании) незаконно полученных денежных средств преступники применяют следующие способы: открытие банковских счетов организациями, зарегистрированными на подставных или вымышленных лиц; ведение двойной бухгалтерии на заказные мошеннические хозяйственно-финансовые операции; перевод иностранной валюты на имя подставной оффшорной компании за рубежом в счет оплаты фиктивной коммерческой сделки; экспорт из России ликвидного сырья за границу под видом исполнения госзаказа, за который оплата поставщикам не производится (на экспортируемые нефть, газ, алмазы, древесину преступники в сопроводительных документах указывают заниженную их стоимость и разницу присваивают); конвертирование наличных денег в другое средство платежа (чеки, акции, векселя), скрывающее их собственника или держателя; продажа, дисконтирование или торговля банковскими чеками, векселями, кредитными картами, платежными поручениями; покупка иностранной или российско-зарубежной фирмы, открытие ее счета в банке для манипулирования деньгами в виде предоставления кредитов, ссуд, займов, оплаты аккредитивов, выплаты гонораров за консультации, платежей по подложным договорам и др.

Время и место преступлений данного вида характеризуют механизм действий преступников, и позволяют определить: какие условия они использовали в целях подготовки, совершения и сокрытия преступления; что препятствовало или, наоборот, способствовало их преступной деятельности; кто из должностных и иных лиц мог создать благоприятную ситуацию или воспользоваться ею для совершения конкретного преступления.

Незаконная банковская деятельность по купле-продаже валюты, преступные операции с ценными бумагами непосредственно связаны со временем, благоприятствующим совершению сделок, полномочий на которые соответствующими органами не давалось. Осуществлению указанных незаконных действий способствует время инфляции, т.е. период дестабилизации курса рубля по отношению к иностранной валюте. Преступным операциям при расчетах ценными бумагами за товары и услуги благоприятствует время принятия соответствующими органами таких распоряжений.

Для совершения преступлений в сфере экономической деятельности преступники выбирают места, позволяющие бездокументально приобретать товары, рассчитываться наличными деньгами сверх установленного лимита, уклоняться от налогов, разоблачения. Так, преступники покупают компанию в оффшорной зоне за рубежом, где бухгалтерский учет сделок не ведется, получают кредит и переводят валюту на счета, заведомо открытые в банках за границей для хищения этих денег.

Следы преступлений в сфере экономической деятельности отображаются в совершении подлогов в документах на регистрацию организации или предпринимательской деятельности, договорах на сделку, о приеме на работу, расчетно-платежных ведомостях, ордерах и др.

Осуществляя незаконное предпринимательство, преступники могут представить подложное свидетельство о регистрации организации, устав, учредительный договор, лицензию. При лжепредпринимательстве с использованием оффшорных компаний следы подделки следует искать в регистрационном свидетельстве покупки фирмы, учредительном договоре, уставе, доверенности на право представления фирмы, кредитных карточках, трастовой декларации о владении акциями крупных предприятий.

Нередко следы преступлений содержатся в заявлении на открытие счета в банке, карточке с образцами печати организации и подписей лиц, имеющих право получать деньги со счета, объявлениях на взнос наличными, квитанциях к приходным кассовым ордерам. При совершении незаконных операций по приобретению, хранению, производству и реализации имущества следы преступной деятельности отражаются в доверенностях на получение ценностей, актах закупки, счетах-фактурах, платежных поручениях, товарно-транспортных накладных, путевых листах и др.

В соответствии со ст. 140 УПК РФ поводами к возбуждению уголовного дела являются: заявления о преступлении; явка с повинной; сообщение о совершенном или готовящемся преступлениях полученное из иных источников.

На признаки преступлений в сфере экономической деятельности указывают следующие фактические данные: осуществление лицами банковской деятельности, кредитных операций, купли-продажи товаров, работ, услуг без государственной регистрации, специального разрешения (лицензии); регистрация гражданами предприятия-«однодневки» с целью получить кредит, совершить крупную сделку, извлечь в личных целях имущественную выгоду и скрыться, не заплатив налоги; перечисление значительных сумм денежных средств в рублях, иностранной валюте, полученных от незаконной экономической деятельности, на счета организаций, имеющих налоговые льготы; использование подложного сертификата, фиктивных учредительных документов договоров-контрактов, доверенностей, кредитных карт, акций; расчеты с юридическими и физическими лицами за работы, услуги неучтенными товарами, продуктами, «черным налом», а также без применения контрольно-кассовых машин.

В ходе предварительной проверки материалов о преступлениях данного вида работник БЭП, следователь должны их изучить, проанализировать и оценить с точки зрения полноты, доброкачественности. В случае необходимости им надлежит истребовать от соответствующих лиц дополнительные данные, достаточные для принятия решения по существу. Это могут быть бухгалтерские документы, черновые записи, справки, расчеты, графики, а также свидетельские показания и др.

Вопрос 2. Организация первоначального этапа расследования

На первоначальном этапе следователь намечает комплекс организационных, оперативно-розыскных, следственных и иных действий, в зависимости от таких следственных ситуаций:

Ситуация 1. Известны все участники и способы совершаемых ими незаконной предпринимательской, банковской деятельности, лжепредпринимательства, отмывания денежных средств.

Ситуация 2. Известны лишь отдельные участники преступной деятельности, ее эпизоды и способы.

Ситуация 3. Имеются сведения о признаках преступления, но круг лиц, его совершивших, не установлен.

Ситуация 4. Задержаны только некоторые члены преступной деятельности, не установлены все соучастники, эпизоды, способы преступления и размеры материального ущерба.

С учетом указанных следственных ситуаций план расследования должен быть направлен на выяснение обстоятельств преступления, лиц, его совершивших, пути поиска и способы закрепления доказательств, эффективность применения тактико-психологических приемов, средств и методов оперативно-розыскных, следственных действий.

Подготовительные к расследованию преступлений мероприятия заключаются в ознакомлении с порядком регистрации хозяйствующих субъектов, лицензирования экономической деятельности, отборе для исследования хозяйственных договоров, документов учета, изучении особенностей личности подозреваемых, уровня их благосостояния, круга связей. Необходимо определить местонахождение офисов, филиалов, лжепредприятий, банков, где были открыты счета, через которые отмывались деньги.

Организационные мероприятия включают: создание следственно-оперативной группы, если преступление многоэпизодное; обеспечение сохранности изъятых документов; подготовку к проведению инвентаризаций, документальных ревизий, судебных экспертиз и подбор для этих целей компетентных специалистов; определение сил, средств и методов обнаружения орудий и средств преступной деятельности; и др.

Взаимодействие следственно-оперативных служб предполагает: розыск подозреваемых лиц и изучение их личности; установление местонахождения похищенного имущества и денежных средств; выявление свидетелей, сбор сведений для определения тактики их допроса; получение информации о планах преступников, их соучастников, попытках скрыть следы преступлений; выработка тактики противодействия расследованию.

Работники дознания и следствия должны принять меры к тому, чтобы используемая в расследовании оперативная информация исключала разглашение источника и способов ее получений. Взаимодействие работников правоохранительных органов России с полицией зарубежных стран предполагает оперативно-розыскную форму расследования. Производство следственных действий (допросов, очных ставок, выемок), а также передача одним государством другому подозреваемых в преступлении лиц происходят через Консульское управление МИД РФ и посольство России за рубежом. Правоохранительные органы России направляют просьбы о предоставлении информации через НЦБ Интерпола.

На первоначальном этапе расследования преступлений в сфере экономической деятельности необходимо: сопоставить данные в документах учета; назначить инвентаризацию; организовать проведение документальной ревизии; провести криминалистический анализ документов.

При сопоставленииданных в документах учета следует сверить записи о движении товарно-материальных ценностей по их поступлению, реализации с чеками кассового аппарата, товарными чеками, что позволяет установить изъятие денежных средств из кассы. Сопоставлением накладных на отпуск товаров с оптовых баз с книгами покупок и продаж можно выявить незаконную реализацию продукции, занижение торговой выручки.

Несоответствие записей в товарно-транспортных накладных, путевых листах, счетах-фактурах, доверенностях по дате, количеству, качеству, цене, сумме указывает на количество полученных товаров, неучтенный их отпуск, завышение объема и стоимости перевозки. Сверка накладных о поступлении (возврате) тары со счетами-фактурами, товарно-транспортными накладными, доверенностями, пропусками на вывоз позволит обнаружить, что продукции отправлено меньше, чем выписано тары для ее упаковки.

Инвентаризация назначается, когда имеются: заявления граждан, средств массовой информации о фактах злоупотреблений, хищений; информация о неполном оприходовании и реализации ценностей; сведения о необоснованном завышении цены на товары, продаже некачественного товара, обсчете, обмеривании, обвешивании покупателей и др.

В ходе инвентаризации следует проверить фактическое наличие имущества организации, выполнение финансовых обязательств в сопоставлении с документальными данными. Инвентаризацию ценностей необходимо произвести внезапно, с обязательным участием материально ответственных лиц, привлечением опытных бухгалтеров, товароведов.

Работники правоохранительных органов в присутствии понятых, представителей администрации, заинтересованных лиц и членов инвентаризационной комиссии должны незамедлительно опечатать офис, склад, помещение, где будет производиться проверка. При опечатывании объекта нужно убедиться, имеет ли он отдельные входы и выходы, предметы или приспособления, с помощью которых можно уничтожить следы преступления. Для опечатывания используют запирающие устройства, печати органа внутренних дел, составляют протокол с указанием наименования объекта, даты, должности, фамилий и подписей участников данного действия.

Оперативный работник не должен допустить подкупа, шантажа, угроз физической расправы, возможных со стороны заинтересованных лиц в отношении членов инвентаризационной комиссии. Работник правоохранительного органа может контролировать пересчет товаров и денежных средств, но не вправе являться членом инвентаризационной комиссии, не может своей подписью подтверждать правильность зафиксированных в описи фактических данных проверяемых ценностей.

При оценке материалов инвентаризации работник органа дознания, следователь должны выяснить: заключался ли договор о материальной ответственности между организацией и проверяемым лицом; надлежащим ли образом контролировалась деятельность материально ответственных лиц; правильно ли велся учет; имелись ли номенклатурные ценники и ярлыки у мест хранен/л ценностей; опечатывались и сдавались ли под охрану в конце рабочего дня места хранения ценностей; правильно ли оформлялась передача ценностей при смене материально ответственных лиц; достоверно ли отражались в учете расхождения, выявленные ранее при проверках.

Документальная ревизия назначается: при наличии информации о злоупотреблениях с использованием документов учета;мотивированном ходатайстве подозреваемых (обвиняемых) лиц о проверке их показаний; признании подозреваемого (обвиняемого) в осуществлении преступной деятельности, подлежащей документальному подтверждению; объективном ходатайстве специалистов о проведении проверки.

В ходе исследований документов и записей учета ревизор может установить факты осуществления экономической деятельности без регистрации, лицензии или по истечении срока ее действия. Он вправе требовать объяснений у проверяемых лиц, получать от них учетно-отчетные документы и справки, подтверждающие исследуемые факты. Полученные объяснения ревизор обязан сверить с документами и записями учета, по окончании исследований письменно изложить по ним свои выводы. Проверяемые лица должны подписать акт документальной ревизии, который после приложения к нему документов и объяснений направляется в правоохранительные органы.

При оценке материалов ревизии необходимо установить: какие нарушения в документах и записях учета указывают на подготовку, совершение и сокрытие злоупотреблений; какова сумма материального ущерба и кто из проверяемых лиц является ответственным за его причинение; что в организации учета и контроля способствовало образованию ущерба и препятствовало его своевременному обнаружению; полно ли произведена проверка по каждому из поставленных вопросов; все ли документы, перечисленные в акте ревизии, к нему приложены; основываются ли факты и выводы, указанные в акте ревизии, на первичных документах; применил ли ревизор при проверке документов необходимые приемы исследования, позволяющие выявить злоупотребления; не противоречат ли факты, выявленные ревизией, материалам уголовного дела; возмещен ли ущерб, если да, то кем, когда, в каком размере.

Криминалистический анализ документов направлен на выявление признаков материального и интеллектуального подлогов, свидетельствующих о хищении товарно-материальных ценностей, денежных средств путем бестоварных операций или подчисток, пометок, исправлений. При материальном подлоге возможно как полное изготовление учредительных, банковских документов, не соответствующих установленной форме, так и подделка, исправление отдельных их частей (текста, подписи, печатей).

Для поиска следов подделки необходимо произвести осмотр документов через увеличительные приборы, с помощью ультрафиолетового осветителя или электронно-оптического преобразователя. Основным методом установления фиктивности документов является проверка учета движения товаров, продуктов и денежных средств у поставщика и получателя. Утверждать, что проверяемые документы фиктивны, можно при обнаружении отсутствия учета товаров у поставщика и фактов неоприходования их получателем. Указанные приемы позволяют выявить признаки преступлений вне зависимости от способов их совершения и тщательности маскировки.

Наши рекомендации