Физическое и трудовое воспитание
Цель физического воспитания, по Песталоцци, заключается в том, чтобы развить все природные физические задатки ребенка, выработать у него соответствующие умения и навыки и таким путем обеспечить общий подъем его физических сил. Песталоцци справедливо указывал, что физическое воспитание способствует формированию человеческой личности, развитию его ума, нравственных чувств и волевых качеств.
В основе физического воспитания детей, считал Песталоцци, лежит их естественное стремление к движениям, которые осуществляются посредством движения суставов. Эти движения развиваются в играх, во всех разнообразных проявлениях физических сил ребенка. Начала физического воспитания, по Песталоцци, закладываются еще в семье, когда мать, помогая малышу вставать, делать первые шаги, проводит с ним тем самым “естественную домашнюю гимнастику”. Выработке у ребенка умения самостоятельно производить все движения суставов способствует также его участие в простейших видах домашнего труда (девочка по поручению матери укачивает младенца, помогает одеваться и обуваться сестренке или братишке, заслуживая этим благодарность своих ближних,— при этом она развивается одновременно и в физическом, и в нравственном отношении).
Для полноценного физического развития ребенка, считал Песталоцци, необходимы подвижные игры. Он справедливо требовал, чтобы учение и игра взаимно дополняли друг друга и учителя умели использовать детские игры в воспитательных целях.
На основе естественного физического воспитания, полученного ребенком в семье, Песталоцци строил всю последующую систему школьной “элементарной гимнастики”. Он предлагал учителям упражнять и развивать физические силы ребенка путем выполнения им тех простейших движений, которые он производит когда ходит, ест, пьет, поднимает тяжести, т. е. движений, которые он производит повседневно в быту, в несложном самообслуживании. Песталоцци мечтал о создании особой азбуки умений, в которой физические упражнения, как-то: нести, бросать, толкать, бороться, махать и т. д., будут включены в простейшие виды трудовой деятельности. Он надеялся, что ребенок, овладевший подобной азбукой, разовьется физически, станет ловким и одновременно приобретет некоторые трудовые умения, которые он в дальнейшем с успехом использует в жизни. Таким образом, Песталоцци тесно связывал физическое воспитание с трудовым, которому придавал большое значение не только в деле физического, но и нравственного развития ребенка. Он подчеркивал, что посильная трудовая деятельность способствует развитию у детей человеческого достоинства, трудолюбия, настойчивости, добросовестности и других положительных нравственных качеств.
Песталоцци решительно возражал против узкой профессиональной подготовки детей трудящихся, обычно сводившейся к выработке у них односторонних умений и навыков. Он говорил об особом “образовании для индустрии”, которое давало бы будущим рабочим необходимые знания, развивало бы их способности, прививало навыки, необходимые для производственной деятельности, способствовало воспитанию у них высоких моральных качеств. Песталоцци предлагал на базе “элементарной гимнастики проводить особую “индустриальную гимнастику”.
Нравственное воспитание
Цель нравственного воспитания, по Песталоцци, заключается в развитии у детей деятельной любви к людям. Простейшим элементом нравственного воспитания он, читал любовь ребенка к матери Заботы матери порождают у него благодарность и любовь к ней, которые, все более и более укрепляясь, приводят к установлению тесной духовной связи межу/ ними. Задачей воспитания является перенесение этого естественно возникающего чувства на окружающих ребенка люден, сначала членов семьи, а затем и на других.
В дальнейшем нравственное воспитание ребенка, считал Пес-талоцци, осуществляется в школе, где отношения учителя и учеников должны строиться на основе отеческой любви взрослого к детям. Расширение и развитие социальных связей ребенка в атмосфере общей доброжелательности, которую старается создать учитель, должно привести к тому, что он осознает себя частью великого человеческого целого и распространит свою деятельную любовь на всех людей.
Большое значение для нравственного воспитания детей Песталоцци придавал личному примеру воспитателя и упражнениям самих детей в нравственных поступках, требующих от них самообладания и волевой закалки. Песталоцци развивал у своих воспитанников нравственные понятия о долге, о праве, справедливости, исходя из простых, доступных им наблюдений, из их знания окружающей среды.
Очень ценным в учении Песталоцци о нравственном воспитании было его указание на тесную связь между физическим развитием ребенка и его нравственным ростом, требование добиваться нравственного поведения детей не только моральными наставлениями и беседами, но более упражнением их в нравственных поступках. Однако, стремясь воспитать у детей гуманные чувства, Песталоцци не помышлял о том, чтобы у них возникла мысль о протесте против общественного зла, желание бороться с ним. Нравственное воспитание у Песталоцци было тесно связано с религиозным. Он отрицательно относился к церковникам, разоблачал корыстное духовенство, но в то же время считал религию основой нравственности.
Задачи, содержание и методика элементарного образования
Песталоцци резко критиковал современную ему школу, в которой господствовали догматизм, механическое запоминание и не только не развивались, но притуплялись умственные способности детей. Песталоцци же считал задачей обучения не только овладение ребенком определенными знаниями, но и развитие у него умственных способностей.
Признавая исходным моментом познания восприятие ребенком внешнего мира через органы чувств, он считал, что обучение должно основываться на конкретных жизненных наблюдениях, и объявил наглядность высшим принципом обучения. Однако первоначальные наблюдения ребенка, обычно беспорядочные, и приобретенные в. результате их представления о внешнем мире бывают неясными, неотчетливыми. Обучение должно упорядочить и уточнить их, доведя до ясных понятий. Воспитатель должен учить детей наблюдать, постепенно расширяя круг наблюдений, должен знакомить учеников с самими предметами и явлениями, а не только рассказывать о них. По словам Песталоцци, благодаря искусству обучения “наши познания из беспорядочных делаются определенными, из определенных — ясными и из ясных — очевидными”.
Стремясь упростить процесс обучения, Песталоцци установил, что существуют простейшие элементы всякого знания, усваивая которые человек познает мир. Указывая, что все предметы имеют число, форму и название, Песталоцци определил как простейшие элементы знания число, форму и слово, свел, таким образом, элементарное обучение к умению ребенка считать, измерять и говорить. При этом простейшим элементом числа он считал единицу, простейшим элементом формы — прямую линию, простейшим элементом слова — звук.
Весь процесс начального обучения Песталоцци строил на основе постепенного и последовательного перехода от элементов к целому, т. е. индуктивным путем. Он предлагал всегда идти в обучении от близкого к далекому, от простого к сложному, соблюдая при этом непрерывность, т. е. такую “последовательность, при которой каждое новое понятие есть небольшое, почти незаметное добавление к прежним знаниям, очень хорошо усвоенным и ставшим неизгладимыми”..
Исходя из этих дидактических положений, Песталоцци. разработал методику первоначального обучения детей родному языку, счету и измерению. С последней он связывал приобретение ими навыков рисования и письма.
Методику элементарного обучения он стремился настолько упростить, чтобы ею с успехом могла пользоваться любая мать-крестьянка, занимающаяся со своим ребенком. С этой целью он создал последовательные ряды упражнений для развития речи детей, выработки у них умения считать и измерять.
При обучении ребенка родному языку Песталоцци считал необходимым сначала развить у него устную речь, а затем приступить к обучению чтению.
Развитие речи детей, утверждал Песталоцци, начинается со слуховых упражнений со звуками: подражая речи матери, малыши учатся произносить сначала гласные, а потом согласные в различных слогах. Затем они изучают буквы и переходят к чтению слогов и слов, обозначающих названия окружающих их предметов, а также явлений из области естествознания, географии, истории, с которыми они знакомятся в натуре или на картине. Дальнейшему развитию речи детей служат упражнения, которые состоят в прибавлении к существительным прилагательных, определяющих их качества, и, наоборот, в подыскании существительных, обладающих качествами, обозначенными - данными прилагательными. Наконец, дети упражняются в составлении распространенных предложений, в которых должны содержаться определения признаков предметов и их соотношений.
Упражнения, составленные Песталоцци, были, однако, однообразными и утомительными, они фактически сводились только к перечислению внешних признаков предметов и не способствовали всестороннему рассмотрению их детьми; Но его указания о планомерном развитии речи ребенка, о расширении круга его представлений и упражнении его мышления были совершенно правильными.
Интересной была предложенная Песталоцци методика обучения детей измерению. При изучении ребенком формы он предлагал брать сначала прямую линию, от которой переходить к углам, квадрату, делению его на части (половина, четверть и т. д.), а затем к кривым линиям и фигурам (круг, овал). Воспитатель должен был показывать и называть ребенку геометрические линии и фигуры, а ребенок — наблюдать их, усваивать их свойства и названия, учиться их измерять. Результаты измерений он должен был зарисовывать. Эти упражнения являлись основой для обучения его письму.
При обучении детей счету Песталоцци стремился уточнить и упорядочить те первоначальные представления о числе, которые ребенок приобрел исходя из своего личного опыта. Посредством сочетания и разъединения единиц (единица — элемент каждого целого числа) и чисел первого десятка Песталоцци доводил до сознания ребенка отношения множества. Все действия он предлагал сначала производить на конкретном материале (камешки, горошинки, палочки), чтобы добиться отчетливого представления ребенком числовых соотношений и научить его основным арифметическим действиям. Для первоначального обучения арифметике в школе Песталоцци был создан специальный дидактический материал в виде таблиц, который его последователи ввели в школьную практику под названием арифметический ящик. Таким образом, если раньше обучение счету сводилось к заучиванию детьми арифметических правил, без отчетливого понимания ими действий над числами, то Песталоцци построил свою методику на основе широкого применения наглядности. Кроме того, он считал, что развивать математические представления у детей нужно с раннего детства, это также является весьма ценным.
Большой заслугой Песталоцци в области педагогики явилась его идея о развитии в процессе обучения способностей детей и подготовке их к деятельности; но он переоценивал иногда роль механических упражнений в развитии мышления, отделяя развитие мышления от накопления знаний; становился на путь оправдания теории формального образования.
Однако теория элементарного образования Песталоцци в целом оказала положительное влияние на дальнейшее развитие педагогической теории и практики, что нашло отражение в расширении содержания обучения в начальной школе: туда были введены элементы геометрии и рисования, начальные сведения по географии и естествознанию.