Возможно ли построение идеального

Образа врача-педагога?

Именно такой вопрос часто задают преподаватели во время об­суждения этих проблем на циклах ФПКП. Действительно, если су­ществует проблема оценивания квалификации (психолого-педаго­гической, методической, специальной), то, вероятно, неплохо было бы иметь и некий ориентир — образ так называемого «идеального» врача-педагога. Надо сказать, что подобные попытки предпринима­лись в рамках исследований научной организации учебного про­цесса (НОУП) в 80-е годы и вплоть до середины 90-х годов. Одна­ко эта работа так и осталась незавершенной, т.к. существует объек­тивная сложность дать полный перечень профессиональных умений и действий преподавателя-медика.

Считая, что все-таки необходимо ответить на задаваемый во­прос, мы попробовали подойти к составлению обобщенного образа врача-педагога (понимая, что любая обобщенность приводит к сти­ранию индивидуальности) через представление основных качеств личности, черт характера, деятельностных способностей и через описание специфики содержания и структуры профессионального педагогического сознания и мышления.

В результате многочисленных экспертных оценок мы пришли к некоему так называемому обобщенному образу врача-педагога.

I. Личные качества:

—> личностная зрелость;

—> порядочность, нравственная зрелость;

—> креативность и эвристичность, готовность к работе в новых для себя ситуациях;

—> толерантность;

—> способность к децентрации, видению ситуации с разных то­чек зрения;

—> наблюдательность и восприимчивость;

—> интуиция, «чутье» на гуманитарные проблемы;

—> корректность, тактичность, деликатность;

—> независимость, принципиальность, способность не подда­ваться давлению других людей, группы.

2.Коммуникативная компетентность:

—> уважение и внимательность к собеседнику, «беспристраст­ная заинтересованность»;

—> способность устанавливать контакт (со взрослыми и детьми);

—> способность слушать и слышать;

—> эмпатия;

—> искусство помощи собеседнику в высказывании своего мнения;

—> способность адекватно выражать собственную позицию;

—> коммуникативная гибкость и конструктивность, готовность разрешать межличностные проблемы;

—> способность работать в команде.

3.Методологическая и методическая грамотность:

—> понимание философско-антропологических основ высшего медицинского образования;

—> понимание специфики гуманитарной парадигмы; —> владение основными методами гуманитарного познания.

4.Профессиональная подготовка:

—> гуманитарное образование как дополнительное;

—> знание актуальной педагогической реальности, основных совре­менных подходов, тенденций и новаций в сфере образования;

—> психологическая грамотность (знание основ психологии личности, личностного роста и психологического развития, психологии общения, педагогической психологии и т.д.);

—> умение организовывать педагогический процесс в соответ­ствии с Государственным образовательным стандартом (ГОС) и нормативной моделью деятельности преподавателя;

—> умение использовать современные психолого-педагогиче­ские методики (технологии) в преподавании специальных дисциплин; -» владение современными методами поэтапного, рубежного и итогового контроля знаний студентов;

—> умение достигать такого уровня обучения, который позво­лял бы студенту самостоятельно получать профессиональ­ную информацию и оценивать се объективно;

—> умение создавать условия для самореализации студентов и понимать, что способствует и препятствует их полноценно­му психологическому развитию и профессиональному ста­новлению в ходе обучения.

В результате обучения под руководством преподавателя сту­денты должны:

=> овладеть методами обследования пациента, диагностики, профилактики и лечения заболеваний;

=> уметь помочь пациенту осознать необходимость ведения здорового образа жизни;

=> научиться применять полученные знания на практике и стремиться постоянно их совершенствовать;

=> уметь анализировать результаты фундаментальных науч­ных исследований и применять их для повышения качества медицинской помощи населению;

=> осознать важность деонтологического компонента врачеб­ной деятельности и уметь применять принципы этики и де­онтологии на практике;

=> уметь устанавливать эмоционально психологический кон­такт с пациентом.

Все сказанное выше позволяет подойти к определению поня­тий «педагогическое сознание» и «педагогическое мышление», формирование которых является целью психолого-педагогической подготовки врачей-педагогов.

Педагогическое сознание - центрированное на педагогических проблемах восприятие мира как мира «педагогизированного», ви­дение педагогического процесса как целостного явления, централь­ное место в котором принадлежит формирующейся личности сту­дента. В структуре педагогического сознания ведущее значение имеют педагогическое мышление и рефлексия.

Педагогическое мышление - вид практического мышления по решению профессионально значимых задач, заключающийся в спо­собности непрерывной психолого-педагогической диагностики состояния всех компонентов учебного процесса, самооценки и оцен­ки возможностей как отдельных студентов, так и группы в целом, способности проектирования, управления, моделирования, предви­дения результатов деятельности, способности немедленного реаги­рования, принятия решений, организации коммуникаций между всеми участниками учебного процесса, что позволяет добиваться положительных результатов обучения и воспитания, формирования профессионально грамотных действий, активной профессиональ­ной и личностной позиции будущего врача.

Наши рекомендации