Вопрос 20. Особенности развития мышления, речи и эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Понятие ЗПР употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, имеющей свои качественные особенности, компенсирующиеся под воздействием временных, лечебных и педагогических факторов.
Общим для всех является отставание в психическом развитии во всех сферах психической деятельности к началу школьного возраста.
Отставание в развитии мышления -одна из основных черт, отличающих детей с ЗПР от нормально развивающихся сверстников. Отставания в развитии мыслительной деятельности у детей с ЗПР проявляется во всех компонентах структуры мышления (Т.В. Егорова, У.В. Ульянкова, Т.Д. Пускаева, В.И. Лубовской и др.), а именно:
- в дефиците мотивационного компонента, проявляющемся в крайне низкой познавательной активности, избежании интеллектуального напряжения вплоть до отказа от задания;
- в нерациональности регуляционно-целевого компонента, обусловленной отсутствием потребности ставить цель, планировать действия методом эмпирических проб;
- в длительной несформированности операционного компонента, т.е. умственных операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения;
- в нарушении динамических сторон мыслительных процессов.
У детей с ЗПР неравномерно развиваются виды мышления. Наиболее значительно выражено отставание в словесно-логическом мышлении (оперирующем представлениями, чувственными образами предметов), ближе к уровню нормального развития находится наглядно-действенное
мышление (связанное с реальным физическим преобразованием предмета).
Дети отстают в речевом развитии:
* недостатки произношения,
* аграмматизм,
* ограниченность словаря.
Недостатки в развитии эмоционально-волевой сферы проявляются в
* эмоциональной неустойчивости и возбудимости,
* несформированности произвольной регуляции поведения,
* слабости учебной мотивации и преобладание игровой.
Характерны недостатки моторики, в особенности мелкой, затруднения в координации движений, проявления гиперактивности. Существенными особенностями детей с ЗПР являются неравномерность, мозаичность проявления недостаточности развития.
Эти особенности развития младших школьников позволили ученым сделать важный вывод о том, что дети этой категории требуют организации специального коррекционно-развивающего обучения, но и в первую очередь в период дошкольного детства.
В дошкольном возрасте не получают должного развития игровая, трудовая, продуктивная деятельность, а также общение, которые в этот период активно осваиваются детьми с нормальным психическим развитием. Обусловлено это недостаточным развитием психических процессов — внимания, восприятия, памяти, мышления, а также эмоционально-волевой сферы.
Исследования показали, что эти дети отстают от нормально развивающихся сверстников в становлении всех видов мышления. Отставание в наглядно-действенном мышлении незначительно, в наглядно-образном оно значительно больше: продвижение в раз витии наглядно-образного мышления у них приходится на младший школьный возраст, в то время как у нормально развивающихся детей — на 2 — 3 года раньше. Значительно отстают и в словесно-логическом мышлении. Для них характерно неумение сравнивать: при сравнении они сначала рассказывают об одном из
сравниваемых предметов, а затем переходят к описанию другого. Не умеют также выделить существенные признаки предметов и явлений. Все это отражается на усвоении ими общих понятий. Так, предметы мебели они называют «комната». Многие дети с ЗПР знают такие обобщающие слова, как мебель, посуда, но оперируют ими неправильно, называя мебелью посуду, убранство комнаты (С.Г.Шевченко). Задания на классификацию они выполняют правильно, но затрудняются обозначить выделенную группу со- ответствующим понятием, объяснить принцип, по которому проводили классификацию.
Более чем у половины детей с ЗПР отмечаются нарушения речевого развития. Часто встречаются нарушения звукопроизношения, фонетико-фонематические расстройства, которые при отсутствии коррекционной работы могут послужить причиной дисграфии. У детей наблюдаются ограниченность словарного запаса, значительное расхождение между активным и пассивным словарем, особенно это касается слов, обозначающих качества и отношения, неточное употребление слов. Следует отметить, что они с трудом подбирают обобщающие слова к ряду конкретных понятий и значительно легче выполняют обратную операцию, подбирая к родовому понятию конкретные. В их речи обнаруживается много неологизмов, процесс экспериментирования в словообразовании у них продолжается дольше, чем у нормально развивающихся детей . Характерны трудности в понимании и употреблении сложных грамматических структур, недостаточность регулирующей функции речи .
Эмоционально-волевая незрелость представлена у детей с ЗПР церебрально-органического генеза в виде так называемого органического инфантилизма, который проявляется в отсутствии живости и яркости эмоций, их примитивности, недостаточной сформированности произвольной регуляции эмоциональной сферы. Более или менее успешно определяя по внешнему выражению эмоции других людей, дети с ЗПР часто затрудняются охарактеризовать собственное эмоциональное состояние. Их эмоциональ- ная незрелость ведет к дефициту эмоциональных контактов со взрослыми и сверстниками, их поверхностности, слабому сопереживанию и сочувствию; контакты таких детей, как правило, мимолетны, ситуативны. Поведение их непоследовательно, а поступки часто непредсказуемы. В коллективе сверстников они часто попадают под влияние более зрелых и активных, волевых детей. Оценка окружающих не оказывает регулирующего влияния
на их поведение, потому что они не могут правильно уловить ее смысл. У детей наблюдается позитивное стремление к взрослому, чрезмерно развита потребность в положительной оценке. Если же подобное подкрепление отсутствует, активность ребенка снижается, он становится тревожным.
Вопрос 21. Определение формы и варианта получения образования ребенком с задержкой психического развития. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1).
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и способностью или неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ Организация может создавать два варианта АООП НОО обучающихся с ЗПР ― варианты 7.1 и 7.2. Каждый вариант АООП НОО обучающихся с ЗПР содержит дифференцированные требования к структуре, результатам освоения и условиям ее реализации, обеспечивающие удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей разных групп или отдельных обучающихся с ЗПР, получение образования вне зависимости от выраженности задержки психического развития, места проживания обучающегося и вида Организации.
Определение одного из вариантов АООП НОО обучающихся с ЗПР осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с учетом ИПР и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Вариант 7.1. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы).
АООП НОО представляет собой адаптированный вариант основной образовательной программы начального общего образования. Адаптация программы предполагает введение программы коррекционной работы, ориентированной на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и поддержку в
освоении АООП НОО, требований к результатам освоения программы коррекционной работы и условиям реализации АООП НОО. Обязательными условиями реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР является психолого-педагогическое сопровождение обучающегося, согласованная работа учителя начальных классов с педагогами, реализующими программу коррекционной работы, содержание которой для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, ИПР.
АООП НОО (вариант 7.1) адресована обучающимся с ЗПР, достигшим к моменту поступления в школу уровня психофизического развития близкого возрастной норме, но отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Кроме того, у данной категории обучающихся могут отмечаться признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы, выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. Помимо перечисленных характеристик, у обучающихся могут отмечаться типичные, в разной степени выраженные, дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительно-моторной координации, фонетико-фонематического развития, нейродинамики и др. Но при этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО соответствуют ФГОС НОО.
Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО дополняются результатами освоения программы коррекционной работы. Требования к результатам освоения программы коррекционной работы конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями.
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО (кроме программы коррекционной работы) осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Оценивать достижения обучающимся с ЗПР планируемых результатов необходимо при завершении каждого уровня образования, поскольку у обучающегося с ЗПР может быть индивидуальный темп освоения содержания образования и стандартизация планируемых результатов образования в более короткие промежутки времени объективно невозможна.
Обучающиеся с ЗПР имеют право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации освоения АООП НОО в иных формах.
Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой (по итогам освоения АООП НОО) аттестации обучающихся с ЗПР включают:
* особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР;
* привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий);
* присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
* адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР:
1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;
2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;
3) в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;
* при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.);
* при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
* увеличение времени на выполнение заданий;
* возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения;
* недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка.
Самым общим результатом освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР должно стать полноценное начальное общее образование, развитие социальных (жизненных) компетенций.