Развитие личности дошкольника. Особенности эмоционально-волевой сферы в дошкольном возрасте

Дошкольное детство характеризуется интенсивным развитием и усложнением мотивационной сферы. Появляются новые виды мотивов и меняется их содержание. Между разными видами мотивов начинают складываться отношения соподчинения, возникает иерархия мотивов. По мнению А.Н.Леонтьева, система соподчиненных мотивов важнейшее новообразование дошкольного детства (в младшем и среднем дошкольном возрасте соподчинение мотивов возрасте неустойчивое, ситуативное).

Развитие самосознания. В дошкольном возрасте благодаря опыту разнообразной деятельности, общению со взрослыми и сверстниками у ребенка накапливаются представления о самом себе, которые дополняются соответствующим отношением к себе.

Наиболее ярко самосознание проявляется в самооценке, то есть в том, как ребенок оценивает свои качества и возможности, свои достижения и неудачи. Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый. У младшего дошкольника еще нет правильного мнения о себе. Он попросту приписывает себе все положительные, одобряемые взрослыми качества («Я хороший, потому что мама так говорит»), часто даже не зная, в чем они заключаются.

К семи годам происходит важное преобразование в структуре самооценки. Из общей она становится дифференцированной. Ребенок начинает делать выводы о своих достижениях в разных видах деятельности, замечает, что с чем-то справляется лучше, а с чем-то – хуже.

В дошкольном детстве начинает складываться еще один важный показатель развития самосознания – осознание себя во времени. Если первоначально ребенок живет только настоящим, то с накоплением и осознанием своего опыта ему становится доступным понимание своего прошлого, а также осознание своего будущего. Об этом свидетельствуют детские вопросы типа: «Каким я был, когда был маленьким?» или «Каким я буду, когда вырасту?»

Развитие эмоциональной сферы. Эмоциональные процессы становятся более уравновешенными. Появляются представления, а вместе с ними и эмоциональное предвосхищение последствий своего поведения. Усложняются и осознаются переживания. Развивается воля, произвольность действий. Любознательны (возраст «почемучек»). Формируется инициативность, целеустремленность, активность, самостоятельность; пассивность, чувства вины, склонность к подражанию образцам.

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным усвоением первичных этических норм поведения, нравственно-этических категорий («хороший – плохой», «добро – зло», «правда – ложь») и формированием связанных с ними моральных переживаний. Рождающиеся в дошкольном детстве нравственные представления и чувства Л. С. Выготский назвал «внутренними этическими инстанциями».

У дошкольника возникает потребность соответствовать положительным этическим эталонам, которая опосредована притязанием на признание других людей. Однако в случае, если снимается социальный контроль, ребенок нередко готов действовать в соответствии с ситуативно возникающим желанием.

Нравственные нормы, даже те, которые ребенок хорошо усвоил, не сразу начинают руководить его поведением. Первоначально они выполняются только по требованию взрослого или в его присутствии.

Развитие общения. На протяжении дошкольного возраста изменяются содержание и формы активности ребенка в его общении с другими людьми.

Сфера социальных отношений «ребенок – взрослый» значительно расширяется. Ребенок общается не только с родителями и близкими, но и с воспитателями, преподавателями, посторонними людьми. Общение становится внеситуативным. Существуют две формы внеситуативного общения – познавательная и личностная.

В младшем дошкольном возрасте возникает внеситуативно-познавательная форма общения ребенка со взрослым. Она включена в совместную со взрослым деятельность, но уже не в практическую, а познавательную. Познавательный мотив становится ведущим мотивом общения, а взрослый выступает в качестве «энциклопедиста», способного ответить на любой вопрос, сообщить необходимую информацию. Основным коммуникативным средством становится речь.

В 6-7 лет детей начинают привлекать события, происходящие среди людей – человеческие отношения, нормы поведения. Ребенку важно понять сущность требований взрослого, утвердиться в своей правоте. Возникает самая сложная и высшая форма общения со взрослым в дошкольном возрасте – внеситуативно-личностная. В разговорах начинают преобладать темы не о животных, природе, предметах, а о жизни, работе взрослых, их взаимоотношениях. Для ребенка становится очень важно получить оценку тех или иных качеств и поступков (как своих, так и других детей).

В возрасте 4-6 лет у дошкольников наблюдается ситуативно-деловая форма общения с ровесниками. Дошкольники учатся налаживать деловое сотрудничество, согласовывать свои действия для достижения цели, уступать друг другу («Ну ладно, ты будешь капитаном, а я – твоим помощником»).

На пятом году жизни у детей начинает проявляться склонность к конкуренции, соревновательности. Они постоянно спрашивают об успехах товарищей, требуют признать собственные достижения. Содержанием потребности в общении становится стремление к признанию и уважению.

В 6-7 лет у небольшого числа детей наблюдается внеситуативно-деловая форма общения со сверстниками, у других намечается тенденция к ее развитию. Основной потребностью в общении становится стремление к сотрудничеству с товарищами. Возникает интерес к личности ровесника, дошкольник начинает видеть в нем равную себе личность. Внеситуативно-деловая форма общения учит видеть в партнере самоценную личность, понимать его мысли и переживания.

Подведем итог: общение со взрослыми и сверстниками способствует развитию разных сторон личности ребенка. В общении со взрослым дошкольник учится говорить и делать, как надо, слушать и понимать другого, усваивает новые знания. В общении со сверстниками он учится выражать себя, управлять другими, вступать в разнообразные отношения.

Развитие речи дошкольника идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

У младших дошкольников речь ситуативна. Она представляет собой вопросы, возникающие в связи с деятельностью, при знакомстве с новыми предметами, явлениями («Как называется...», «Зачем?..», «Куда?..» и т.д.). В среднем дошкольном возрасте возникает контекстная, надситуативная речь. Ребенок теперь сам заботится о том, чтобы рассказ был понятен слушателю, сопровождает его пояснениями («Тогда он, мальчик-то, и рассказал все дедушке...»). Самой сложной формой речи в дошкольном возрасте является объяснительная речь, возникающая в совместной со сверстниками деятельности.

К концу дошкольного детства ребенок овладевает сложной системой грамматики родного языка, владеет словообразованием, правилами составления предложений. Появляются первые развернутые формы диалогической речи.

В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей приходится наблюдать склонность к монологизированию. Дети иногда говорят вслух, ни к кому не обращаясь. Эту монологическую речь Ж.Пиаже назвал эгоцентрической. По мнению Ж.Пиаже, эгоцентрическая речь не служит целям сообщения, не выполняет коммуникативных функций, это речь для себя. Л.С.Выготский считал, что эгоцентрическая речь является промежуточной ступенью между внешней и внутренней речью ребенка. К концу дошкольного возраста эгоцентрическая речь превращается во внутреннюю.

Итак, в дошкольном детстве происходит интенсивное развитие, во-первых, всех сторон речи (словаря, звуковой культуры, грамматического строя), во-вторых, ее форм (контекстной, объяснительной) и функций (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей и знаковой.)

Наши рекомендации