Особенности познавательной сферы в младшем школьном возрасте

Основная закономерность развития познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение) – это превращение их из «натуральных» (Л.С.Выготский) в «культурные», т.е. в высшие психические функции, связанные с речью, произвольные и опосредствованные.

Восприятие отличается слабой дифференцированностью, что проявляется часто в том, что дети путают предметы, имеющие определенные сходства (цифры 6 и 9, буквы Е и 3 и др.). При восприятии незнакомых форм наблюдается их опредмечивание (круглое – «как яблоко», удлиненный – «как огурчик»). К возрастным особенностям восприятия относят также его нецеленаправленность. Например, при чтении текста ученики перескакивают с одной строчки на другую, пропускают слова, детали.

Определенные трудности возникают при восприятии пространства (путают плоскостные и объемные фигуры) и времени. Исторические даты часто являются для них абстракцией, они иногда совсем не понимают отдаленности событий во времени. К возрастным особенностям восприятия времени относятся также недооценивание маленьких интервалов и переоцениваяие больших. Потому трудно ожидать от младшего школьника, что он вовремя придет с прогулки.

Внимание. В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие произвольного внимания. Однако конкурирующим с ним по-прежнему остается непроизвольное внимание. Дети легко отвлекаются при появлении новых раздражителей (новый костюм, новая прическа учителя, громкое замечание и т.п.). Узким остается объем внимания, что проявляется, например, в том, что дети не могут одновременно рассматривать картину и слушать рассказ о ее авторе. Внимание мало устойчиво, поэтому учителю приходится прилагать значительные усилия для его поддержания. Этому способствует эмоциональная насыщенность урока, большой объем образного материала, разнообразие содержания и видов деятельности.

Память. В этот период получают развитие все виды памяти. Большую роль в учебной деятельности младших школьников продолжает играть непроизвольное запоминание. Легко запоминается то, что интересно, что вызывает сильные чувства (песни, стихи, сказки).

Получает развитие произвольное запоминание. В первое время у младших школьников недостаточно развит самоконтроль. Первоклассники часто проверяют себя только с внешней стороны (повторил ли он материал столько раз, сколько сказал учитель, не отдавая себе отчета в том, сможет ли воспроизвести материал на уроке). Однако со второго класса получает интенсивное развитие логическая память. Однако рациональные способы запоминания лишь начинают складываться и требуют целенаправленной поддержки педагога.

Мышление младшего школьника интенсивно развивается и преодолевает путь от наглядно-действенной и конкретно-образной форм, к словесно-логическому мышлению на уровне понятий.

Учащимся длительное время легче проанализировать конкретные факты и сделать соответствующие выводы, чем привести примеры к общему положению, т. е. они раньше овладевают индукцией, а дедукция появляется позже.

В этом возрасте формируется понятийное мышление. Понятия в своем становлении проходят ряд стадий. На первой учащиеся выделяют функциональные признаки предметов («корова – она дает молоко, лошадь – на ней ездят»). На второй стадии формирования понятий ученики просто перечисляют известные им признаки и свойства, не отличая существенные от несущественных, общие от частных, («огурец – плод, он растет в огороде, зеленый, в нем много воды, вкусный, внутри него семечки»). На высшей ступени выделяют общие, существенные признаки и свойства у ряда единичных предметов, синтезируют и обобщают их.

Переход к систематическому обучению в школе изменяет ориентировку ребенка в окружающей действительности, создает возможности усвоения научной картины мира.

Развитие личности в младшем школьном возрасте. Основные новообразования младшего школьника.

В младшем школьном возрасте активно развивается самосознание, одним из проявлений которого является самооценка. Дети этого возраста уже начинают различать «Я–реальное» и «Я–идеальное». У младших школьников уже встречается самооценка: адекватная, завышенная, заниженная, причем в одном виде деятельности она может отличаться от самооценки в других. Например, в рисовании ребенок может оценивать себя правильно, в овладении грамотой – переоценивать, в пении – недооценивать себя. Самооценка в значительной мере связана с оценками педагога.

Эмоции. У младших школьников чаще всего преобладает жизнерадостное, бодрое настроение. Развивается осознанность своих и понимание чужих эмоций. Однако, как выяснилось в исследованиях Н.С. Лейтеса и П.М. Якобсон, семилетний ребенок часто не умеет правильно воспринимать выражение гнева, страха и ужаса.

В этом возрасте происходит интенсивное формирование нравственных чувств (чувство товарищества, дома, чести); интеллектуальных чувств (любознательность, удивление, сомнение, удовольствие от удачного решения задачи); эстетических чувств (особые чувства наслаждения, переживания, испытываемые при восприятии прекрасного). Эмоциональная сфера приобретает в этом возрасте все большую произвольность. Младшие школьники уже осознают свои внутренние переживания (чувство стыда, страха, гордости) и пытается сдерживать их проявления.

Страхи, тревога, постоянно присутствующие в жизни ребёнка, могут приводить к психическому напряжению, истощению, так называемому «школьному неврозу». Это требует от родителей и учителей внимательного отношения к эмоциональному здоровью ребёнка.

В исследованиях показано, что количество тревожных детей среди младших школьников почти в 5 раз повысилось по сравнению с 80-ми годами. Произошло резкое увеличение ответов с явным неприятием школы и учителя; причиной детской тревожности чаще становится неблагополучие в общении со сверстниками, чувство собственной неполноценности. Последнее ранее встречалось только у подростков. Всё это, вероятно, свидетельствует о негативном влиянии на эмоциональное здоровье младших школьников сложившегося в стране социально-экономического положения.

Развитие общения. Взаимоотношения младших школьников опосредуются успешностью в обучении. Высокий статус в группе одноклассников обычно имеют хорошо успевающие дети. Однако особую значимость приобретает отношение учителя к ребенку. На третьем году обучения личность учителя становится менее значимой, контакты с товарищами становятся более тесными, дети уже более независимы в установлении межличностных отношений, все большую роль в выборе партнера начинает играть оценка его нравственных качеств, наличие общих интересов.

Общение со сверстниками осуществляется в этом возрасте по принципу половой гомогенизации (В.В.Каган, 1991). Мальчики и девочки образуют однородные (гомогенные) по полу группы, отношения между которыми часто описываются как «половая сегрегация». Дети разбиваются на два противоположных лагеря со своими правилами и ритуалами поведения; измена «своему» лагерю презирается и осуждается, а отношение к другому лагерю принимает форму противостояния.

Младший школьный возраст – это время полоролевого развития через самоопределение в системе полоролевых стандартов и отношений. Это развитие включает в себя возникновение интереса к противоположному полу, проявляющееся в своеобразном ухаживании.

Контрольные вопросы по теме:

1. Какова социальная ситуация развития ребенка младшего школьного возраста?

2. Какой вид деятельности является основным видом деятельности в младшем школьном возрасте?

3. Какой вид мышления преобладает у младшего школьника?

4. Какую роль играет обучение в формировании произвольности познавательных процессов младших школьников?

5. Каковы особенности внимания у детей в младшем школьном возрасте?

6. Какова роль общения в развитии личности младшего школьника?

7. Как происходит усвоение норм и форм поведения в младшем школьном возрасте?

8. Какова роль родителей в формировании личностных качеств детей младшего школьного возраста?

9. Какова роль учителя в становлении самооценки и уровня притязаний младшего школьника?

Литература:

1. Абрамова Т.Р. Возрастная психология. –Учебник для высшей школы. М., 2001.

2. Блонский П.П. Психология младшего школьника. М.: Академия педагогических и социальных наук, 1997.

3. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные педагогические труды / Под ред. Д.И.Фельдштейна. М.-Воронеж, 1997.

4. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия для студентов педагогических вузов. М. 2005.

5. Волков Б.С. Психология младшего школьника: Учебное пособие / Б. С. Волков. М.: Пед. общ-во России, 2002.

6. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М., 2000.

7. Крутецкий В.А. Психологические особенности младшего школьника // Хрестоматия по возрастной психологии. Учеб.пос. для студ.: сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И.Фельдштейна. М.: Институт практической психологии, 1996.

8. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. М., 2003.

9. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 2002.

10. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. М., 1992.

11. Психология младших школьников/Под ред. В.В.Давыдова. М., 1990.

Наши рекомендации