Схема анализа уроков физической культуры и здоровья
При составлении плана-конспекта и его реализации необходимо придерживаться следующих требований:
1. Соответствие урока программе, сезонности, месту проведения, возрасту, полу, физическому развитию учащихся и их физической подготовленности.
2. Содержать упражнения и игры, содействующие разностороннему физическому развитию, укреплению здоровья, формированию правильной осанки.
3. Оборудование мест занятий, инвентарь должны отвечать задачам урока и быть в хорошем техническом и гигиеническом состоянии, а форма одежды соответствовать климатическим условиям, виду и роду занятий как учащихся, так и учителя.
4. Правильный выбор места учителем при показе и выполнении физических упражнений (видеть всех вместе и каждого ученика в отдельности).
5. Организация самообслуживания детей на занятиях, управление их активностью, обеспечение помощи, страховки и взаимопомощи на уроках.
6. Обеспечение оптимальной физической нагрузки (количество упражнений, их повторяемость, продолжительность и т.д.).
7. Обеспечение правильности выполнения физических упражнений в течение всего урока.
8. Осуществление индивидуального подхода к учащимся, которые не справляются с физическими нагрузками и способами выполнения, а именно:
а) ограничение количества упражнений;
б) ограничение количества повторений выполняемых упражнений;
в) ограничение напряжения путем снижения высоты, упрощение упражнений, применение облегченных снарядов;
г) работа над техникой исполнения упражнений.
9. Решение воспитательных задач (воспитание коллективизма, взаимопомощи, честности, товарищества, смелости, выдержки, решительности и т.д.).
10. Умение учителя предупреждать ошибки учащихся на уроке, своевременно их исправлять.
11. Общие выводы, объективная оценка результатов.
12. Соответствие взаимоотношений учителя и учащихся требованиям и духу педагогики сотрудничества. Развитие инициативы учащихся, самостоятельности и творческих способностей на уроках.
Приложение 8
Психолого-педагогический анализ урока изобразительного искусства
1. Место данного урока в системе занятий по изобразительному искусству.
2. Соответствие учебно-воспитательных задач основным целям программы, межпредметность, связь с внеклассной и внешкольной работой учащихся.
3. Организация рабочего места учителя и учащихся, оборудование и художественные материалы. Оборудование и оформление кабинета.
4. Технология урока: структура, последовательность, взаимосвязь и соотношение его частей.
5. Содержание учебного материала: соответствие программе и уровню знаний учащихся, научность, воспитательное значение, связь с жизнью и практикой.
6. Оптимальное сочетание различных методов обучения в ходе урока.
Педагогическая особенность выбора методов, приемов, средств:
― активизация восприятия, мышления, воображения учащихся на уроке;
― использование наглядных пособий и ТСО, целесообразность их применения;
― дифференциация и индивидуализация обучения, учет индивидуальных особенностей, творческих возможностей и интересов учащихся;
― формирование новых знаний, повторение и закрепление учебного материала, проверки и оценки знаний, умений и навыков;
― организация самостоятельной работы учащихся на уроке.
7. Активность учащихся на уроке, их поведение и дисциплина.
8. Особенности педагогического мастерства, преобладающий стиль учителя, речь.
9. Выполнение задач урока, подведение итогов.
10. Общий вывод, рекомендации и предложения по совершению данного урока.
Приложение 9
Схема анализа плана воспитательной работы учителя начальных классов
1. Наличие общей характеристики класса, детального анализа уровня его воспитанности, выделение положительных сторон и недостатков в поведении и деятельности учащихся.
2. Характеристика педагогических особенностей планируемого периода.
3. Краткая характеристика целей и задач воспитания (стратегических, тактических и оперативных), конкретность и выполнимость задач, их соответствие возрасту воспитанников, потребностям и интересам школьников.
4. Наличие основных стержневых направлений воспитательной работы.
5. Характеристика форм организации воспитательной работы (массовые, коллективные, групповые, индивидуальные); наличие их системы, взаимосвязь с задачами воспитания, реализация принципа связи жизни.
6. Наличие организационной деятельности по сплочению коллектива, развитию в нем ученического самоуправления, самостоятельности, инициативы.
7. Взаимодействие с родителями в организации воспитательного процесса.
8. Сбалансированность плана, разумная насыщенность, целесообразное распределение дел во времени.
9. Обоснование ожидаемых результатов, оценки результативности воспитательного взаимодействия, методов контроля и учета работы.
10. Оценка формы плана.
11. Выводы о возможности достижения поставленных воспитательных задач в процессе работы по данному плану.
Приложение 10
План психологического анализа урока
Дата _______________________
Урок _______________________
Класс _____ Учреждение образования _____
Учитель _______________________________
Тема __________________________________
Время.Фиксируется начало каждого нового вида деятельности, логического этапа урока.
Основные этапы урока. Отмечаются основные этапы урока, определяемые дидактическими и организационными задачами (организационный момент, целеполагание, повторение, проверка домашнего задания, актуализация ранее изученного материала, изучение нового материала, первичная проверка усвоения нового материала, применение, закрепление, обобщение, контроль, подведение итогов урока, информация о домашнем задании).
Действие учителя по организации деятельности. Записываются предлагаемые задания («напишите…, скажите…, посмотрите…, найдите…, решите…, сделайте вывод…, наблюдайте за…»); организующие фразы («тише…, внимание…, приготовьтесь…, заканчивайте…, переходим к новому заданию…» и т. д.); обращения к ученикам.
Стиль урока.
а) соотношение контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;
б) соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевое усилие к преодолению трудностей и т. д.) и принуждение (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации);
в) педагогический такт учителя;
г) умение поддержать атмосферу радостного, искреннего общения в классе, деловой контакт или другие настроения; стили педагогического взаимодействия (Я.Л. Коломинский);
д) стиль педагогического общения.
Содержание учебного материала. Комментируется характер материала: новизна, связь с потребностями и интересами, эмоциональность, жизненность конкретных примеров, опора на разные модальности, структурная организация и группировка, объем материала (норма – шесть-семь смысловых единиц, доступность и достаточная сложность. Отмечается, на какие мыслительные операции ориентировано содержание (анализ упражнений).