Психолого-медико-педагогическая комиссия
Комиссия дает заключение, на основании которого ребенок-инвалид направляется в специальное коррекционное учебное заведение или в специальный класс, группу п.10 ст. 50 Закона об образовании. Федеральных нормативных актов, подробно регулирующих деятельность ПМПК нет. Есть Инструктивное письмо Министерства образования от 14.07.2003 № 27/2967-6 “О психолого-медико-педагогической комиссии”. В основном деятельность ПМПК регулируется местными нормативными актами, которые часто противоречат Закону об образовании.
Например, в Москве существуют окружные и городская комиссии. Положение о городской комиссии по комплектованию специальных (коррекционных) школ VIII вида утвержденное Приказом Комитета здравоохранения Правительства Москвы и Московского комитета образования от 19,21 декабря 1998 г. №574/579 противоречит Закону об образовании, поскольку исключают детей с определенными диагнозами из системы образования. Данное Положение предусматривает, что комиссия имеет право направлять детей в учреждения системы соц. Защиты, а учреждения соц. Защиты лицензии на образовательную деятельность не имеют, и соответственно получается, что часть детей лишается права на образование. На федеральном уровне не установлены противопоказания для зачисления в специальные (коррекционные) школы, более того, федеральное законодательство предусматривает открытие специальных классов для детей со сложной структурой дефекта, для детей с глубокой умственной отсталостью. Министерство образования не раз обращало внимание органов образования субъектов федерации на недопустимость нарушения прав детей-инвалидов при освидетельствовании психолого-медико-педагогической комиссией, однако до сих пор в большинстве регионов ПМПК выносит заключение о «необучаемости» ребенка, что противоречит пп.1 и 6 ст. 5 Закона Об образовании, в соответствии с которым, государство гарантирует гражданам получение образования “независимо от их состояния здоровья” и “создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов”.
Родители, детей которых признают «необучаемыми», привыкли получать отказы от различных государственных учреждений, часто они не знают, что права их детей грубо нарушаются. Для изменения сложившейся ситуации необходимо изменить либо признать противоречащими закону нормативные акты субъектов, которые регулируют деятельность ПМПК.
Обучение на дому
Ст. 18 Закона о социальной защите инвалидов предусматривает, что при невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому. Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому, в негосударственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей на эти цели утвержден Постановлением Правительством Российской Федерации от 18.17.1998 г.
Основанием для организации надомного обучения является заключение лечебно-профилактического учреждения (перечень заболеваний дающих право на надомное обучения утвержден совместным письмом Министерства просвещения РСФСР и Министерства здравоохранения РСФСР от 8/28.07.1980 г.).
Обучение на дому детей-инвалидов осуществляет образовательное учреждение, реализующее общеобразовательные программы, как правило, ближайшее к их месту жительства. Также, обучение на дому могут осуществлять и педагоги специальных (коррекционных) школ по программе этих школ. Зачисление ребенка-инвалида в образовательное учреждение осуществляется в общем порядке, установленном законодательством Российской Федерации, для приема граждан в образовательные учреждения.
Детям-инвалидам, обучающимся на дому образовательное учреждение бесплатно предоставляет на время обучения учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющиеся в библиотеке образовательного учреждения; обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ; осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию; выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.
Родители (законные представители) могут при обучении ребенка-инвалида на дому дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений. Такие педагогические работники по договоренности с образовательным учреждением могут участвовать совместно с педагогическими работниками данного образовательного учреждения в проведении промежуточной и итоговой аттестации ребенка-инвалида.
Письмо Министерства народного образования РСФСР от 14.11.88 №17-253-6 устанавливает следующее количество часов для занятий с обучающимся на дому:
- I-III(IV) до 8 часов
- IV(V)-VII классах до 10 часов
- VIII(IX) классах до 11 часов
- IX(X)-X(XI) классах до 12 часов
Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому четко не предусматривает возможности обучения по индивидуальному плану, хотя такая возможность установлена Законом о социальной защите инвалидов. Из положений закона о социальной защите следует, что надомное обучение организуется для детей, которые по состоянию здоровья не могут обучаться в общих или специальных учреждениях. Понятие «невозможность обучаться по состоянию здоровья» сейчас не включает в себя невозможность освоить общеобразовательную программу. Получается, что порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому регулирует обучение на дому тех детей, которым в силу заболевания трудно ходить в школу, но их обучение не требует специальных методик. На наш взгляд, Закон, предусмотрев возможность обучения по индивидуальному плану, включил в понятие «невозможность обучаться в общем или специальном учреждении» и невозможность освоить общеобразовательную программу, необходимость применения специальных педагогических методик. Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому должен быть дополнен положением о возможности обучаться по индивидуальному плану.
П.8 Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому предусматривает, что родителям (законным представителям), имеющим детей-инвалидов, осуществляющим воспитание и обучение их на дому самостоятельно, органами управления образованием компенсируются затраты в размерах, определяемых государственными и местными нормативами финансирования затрат на обучение и воспитание в государственном или муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида.
Дополнительные расходы, связанные с осуществлением обучения и воспитания ребенка-инвалида на дому и в негосударственном образовательном учреждении, сверх установленного норматива финансирования производятся родителями (законными представителями). Данная норма вызывает некоторую путаницу, не совсем понятно, что законодатель имеет в виду, говоря о родителях, осуществляющих обучение своих детей самостоятельно, имеется ли в виду семейное образование или что-то другое. Если в п. 8 Положении говорится о семейном образовании, непонятно, почему вводится дополнительное определение, форма семейного образования достаточно подробно урегулирована законом об образовании. Например, во Владимирской области в Положении о порядке выплаты и размерах компенсации затрат родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание детей-инвалидов на дому» утв. Решением Владимирского городского совета народных депутатов от 17.04.2003 №82 данная норма трактуется именно как семейное образование, и компенсации выплачиваются родителям, осуществляющим обучение своих детей в семье.
Существующая практика организации надомного обучения показывает, что оно не может в полной мере обеспечить качественное образование и интеграцию в общество детей с ограниченными возможностями. Дети, обучающиеся на дому находятся в более невыгодном положении, чем дети, обучающиеся в спец. школах, поскольку спец. школа кроме образования оказывает услуги по социальной и медицинской реабилитации. Дети, обучающиеся на дому могут получить такие услуги с помощью ИПР, но, поскольку механизм ИПР действует неудовлетворительно, дети, обучающиеся на дому фактически не получают таких услуг. Министерство образования для преодоления данных недостатков надомного обучения рекомендует создавать образовательные учреждения надомного обучения (школы надомного обучения)[10].
В этом смысле интересен опыт Москвы. Закон об общем образовании в городе Москве перечисляет школу надомного обучения среди учебных заведений, реализующих общеобразовательные программы. Положение об общеобразовательной школе для больных детей и детей-инвалидов (школе надомного обучения) утверждено Распоряжением премьера Правительства Москвы от 25.07.1995 г. №726-РП.
Школа надомного обучения, реализуя цели и задачи государственного образовательного учреждения, одновременно решает и специальные задачи коррекционного характера, обеспечивающие обучение, воспитание, социальную адаптацию и интеграцию в обществе больных детей, которые по состоянию здоровья не могут систематически посещать занятия в школе, в возрасте до 16 лет (в соответствии с перечнем заболеваний, по которым дети выводятся на индивидуальное обучение на дому - письмо Министерства просвещения РСФСР и Министерства здравоохранения РСФСР от 8/28 июля 1980 г. N 281-М/17-13-186. Формы обучения могут быть различными: классно-урочная (при наличии 8 человек одного класса), групповая (до 4 человек), индивидуальная. Формы определяются общеобразовательным учреждением в соответствии с медицинскими показаниями. Занятия могут организовываться как в условиях помещений школы, так и на дому у ребенка. На данный момент органы образования Москвы считают школы надомного обучения средством интеграции детей-инвалидов.
Образование в семье
Семейное образование является формой получения образования. Родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении. Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются дополнительные денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении, определяемых государственными (в том числе ведомственными) и местными нормативами финансирования. Выплаты производятся за счет средств учредителей государственных или муниципальных образовательных учреждений соответствующих типов и видов до получения ребенком среднего (полного) общего или начального профессионального образования либо до достижения им возраста, определенного законодательством Российской Федерации в качестве предельного для выплат социального пособия на детей. Сумма указанных выплат не включается в облагаемый подоходным налогом доход граждан[11].
Для семейного образования, как и для других форм получения образования, действует единый государственный стандарт. Согласно Примерному положению о получении образования в семье, в форме семейного образования ребенок может освоить общеобразовательную программу. Общеобразовательное учреждение осуществляет текущий контроль за освоением обучающимся общеобразовательных программ. Отношения между родителями и общеобразовательным учреждением по организации семейного образования регулируются договором. Общеобразовательное учебное заведение принимает детей, желающих получить образование в семье на общих основаниях, в заявлении родители должны указать, что хотят обучать ребенка в семье. Общеобразовательное учреждение предоставляет ребенку, обучающемуся в семье учебники и другую литературу из своей библиотеки, обеспечивает обучающемуся методическую и консультативную помощь, осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию. Общеобразовательное учреждение самостоятельно определяет порядок аттестации. По желанию родителей и по решению педагогического совета и при наличии медицинского заключения аттестация может проводиться по индивидуальным программам (программам компенсирующего обучения). Общеобразовательное учреждение вправе расторгнуть договор, в случае неосвоения обучающимся общеобразовательной программы.
Данные положения ограничивают право на образование части детей-инвалидов, которые не могут освоить общеобразовательную программу. Многие дети нуждаются в индивидуальных планах обучения, в специальных методиках обучения и аттестации. Это не может быть реализовано в условиях общеобразовательной школы, в которую, как правило отправляют родителей детей-инвалидов для оформления семейного образования. Представляется, что договор на организацию обучения в форме семейного образования должен заключаться с коррекционным учебным заведением. Практики заключения договоров на организацию семейного образования со специальным (коррекционным) учебным заведением нет.
Из Норм закона об образовании, Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонением в развитии, Положения о получении образования в семье следует, что для заключения договора на организацию обучения в форме семейного образования с коррекционным учебным заведением необходимо заключение психолого-медико-педагогической комиссии, поскольку для зачисления в специальные (коррекционные) учебные заведения нужно это заключение. Проблема заключается в том, что часто ПМПК, нарушая нормы Конституции, Закона об образовании, отказывает детям со сложной структурой дефекта, с умеренной и глубокой степенью умственной отсталости… в направлении в специальное образовательное учреждения, направляя таких детей в систему соц. Защиты.[12]
Очевидно, что Положение о получении образования в семье нуждается в изменениях, учитывающих права детей-инвалидов. Необходимо предусмотреть возможность заключения договора со специальным (коррекционным) учебным заведения, возможность обучения по индивидуальным планам. Индивидуальные планы могут разрабатываться педагогами учебного заведения, с которым заключается договор, и утверждаться ПМПК.
Существует и проблема с определением размера компенсации родителям детей-инвалидов на образование при семейной форме образования. В настоящее время размер компенсации рассчитывается исходя из базовой ставки учителя начальных классов. Норматив финансирования, о котором сказано в ст. 40 Закона об образовании, на федеральном уровне не утвержден, также он не утвержден в большинстве случаев и на региональном уровне. Очевидно, что при заключении договора с коррекционным учебным заведением размер компенсации должен быть выше, поскольку финансирование данных учебных заведений осуществляется по повышенным нормативам.[13]
Не из норм Закона об образовании, и положения о получении образования в семье не следует, что договор должен быть заключен с государственным или муниципальным учебным заведением, однако, на практике органы управления образования отказывают родителям в праве заключить договор с негосударственным учебным заведением. Негосударственные учебные заведения получают лицензию на образовательную деятельность, таким образом, государство дает им право на оказание образовательных услуг. Поскольку в государственном секторе в достаточном объеме не создана инфраструктура для обучения значительной части детей-инвалидов, родители, реализуя свое право на выбор формы обучения и вида образовательного учреждения, должны иметь право заключать договор и с негосударственным учебным заведением.
Итоговая аттестация
Для детей-инвалидов, являющихся выпускниками IX и XI (XII) классов, государственная (итоговая) аттестация проводится в обстановке, исключающей влияние негативных факторов на состояние их здоровья, и в условиях, отвечающих физиологическим особенностям и состоянию здоровья детей-инвалидов. Государственная (итоговая) аттестация для детей-инвалидов может проводиться досрочно, но не ранее 1 мая. При необходимости письменные экзамены могут быть заменены на устные, а количество сдаваемых экзаменов сокращено до двух письменных по согласованию с государственным органом управления образования субъекта РФ - для выпускников XI (XII) классов и с местным (муниципальным органом управления образования - для выпускников IX классов[14]. Сейчас в некоторых регионах осуществляется эксперимент по внедрению Единого государственного экзамена как формы аттестации выпускников XI (XII)классов. Из нормативных актов, регулирующих эти вопросы, не предусмотрено создание специальных условий при сдаче единого государственного экзамена инвалидами. Для выпускников XI (XII) классов с ограничениями по состоянию здоровья, обучающимся на дому предоставляется право выбора сдачи выпускных экзаменов в традиционной форме или в форме ЕГЭ. Министерство образования рекомендовало проводить аттестацию выпускников специальных (коррекцинных) школ в 2004 г. в обычной форме, то есть выпускники с инвалидностью не должны сдавать ЕГЭ. Однако, в связи с этим у некоторых выпускников с инвалидностью могут возникнуть проблемы при поступлении в учебные заведения профессионального образования, поскольку некоторые вузы принимают участие в эксперименте по ЕГЭ и соответственно проводят зачисление по результатам ЕГЭ. Абитуриенты с инвалидностью, желающие поступить в такие вузы все равно должны будут сдавать вступительные экзамены в форме ЕГЭ. Сейчас в Министерстве образования и науки разработаны рекомендации по проведению ЕГЭ для выпускников с ограниченными возможностями, но пока они не утверждены.
Документ об образовании
Выпускникам коррекционных учреждений, имеющих государственную аккредитацию, выдается в установленном порядке документ государственного образца об уровне образования и (или) квалификации или свидетельство об окончании этого коррекционного учреждения. Выпускники школы VIII вида (для детей с умственной отсталостью) получают свидетельство об окончании школы, которое не является документом об уровне образования. Такие дети в последствии могут идти учиться в специальные профессиональные учебные заведения, поскольку обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования (Закон об образовании).
Специальные условия
Согласно Закону о социальной защите инвалидов государственные органы управления образованием обеспечивают учащихся бесплатно или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой, а также обеспечивают учащимся возможность пользования услугами сурдопереводчиков.
В основном расходы на создание специальных условий возложены на регионы. До настоящего момента в федеральном бюджете была статься на издание литературы для слепых, за счет этой статьи выпускались учебники и другая литература шрифтом Брайля, на кассетах. Сейчас обсуждается возможность возложения этих расходов на регионы. Поскольку финансовые возможности регионов разные, велика вероятность того, что во многих субъектах не будет денег на издание литературы для слепых.
Специальные условия для инвалида могут быть созданы с помощью индивидуальной программы реабилитации. Механизм индивидуальной программы реабилитации был установлен Законом о социальной защите инвалидов. Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР) – это комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Это означает, что индивидуальную программу реабилитации должны быть включены все мероприятия, технические и иные средства реабилитации и реабилитационные услуги, которые необходимы инвалиду для ведения полноценной независимой жизни.
Ø ИПР должна предусматривать получение инвалидом основного общего образования.
Ø ИПР может предусматривать получение инвалидом среднего и высшего профессионального образования.
Ø Инвалиду оплачивается за счет государства предоставление технических средств и реабилитационных услуг, включенных в ИПР.
Ø Предписания ИПР обязательны для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями всех организационно-правовых форм и форм собственности.
В ИПР может быть предусмотрена необходимость создания специальных условий для инвалида в учебном заведении, это может включать создание доступной среды, предоставление технических средств реабилитации и т.д. Любое учебное заведение обязано выполнять предписание ИПР. И это относится не только к государственным и муниципальным, но и частным учебным заведениям. В соответствии с ИПР инвалид бесплатно обеспечивается техническими средствами реабилитации (колясками, слуховыми аппаратами и т.п.), которые могут облегчить обучение инвалида в учебном заведении. В связи с отсутствием Федеральной базовой программы реабилитации инвалидов перечень технических средств реабилитации, предоставляемых бесплатно инвалиду, а также условия их предоставления (количество, срок использования, категории инвалидов, имеющих право на получение технических средств) каждый регион устанавливает самостоятельно в зависимости от состояния регионального бюджета и других факторов. Основная проблема заключается в том, что механизм ИПР на данный момент не работает. Федеральная базовая программа реабилитации инвалидов Правительством не утверждена. В формате карты ИПР на данный момент нет раздела посвященного образованию. Однако, ИПР можно и сейчас использовать для создания условий при обучении детей-инвалидов в обычной школе.
Поскольку в соответствии с Законом об образовании учебное заведение самостоятельно распоряжается своими бюджетными и внебюджетными средствами, обычная школа может направить часть этих средств на создание специальных условий для обучения детей-инвалидов. Если определенные условия будут записаны в индивидуальной программе реабилитации ребенка, и в качестве исполнителя будет указана школа, школа обязана будет создать условия для обучения ребенка.