ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ... методические аспекты психолого-педагогической коррекции


методические аспекты психолого-педагогической коррекции





Очень важно вызвать у участников тренинга сочувствие к жи­вотным, ощущение: «Как их жизнь напоминает мою собственную судьбу...». Эффективно использование механизма идентификации: «Вот представьте...» или «А если бы на Вас...». Стимуляция эмпа-тии участников тренинга возможна через вопросы типа: «Что он, по Вашему мнению, чувствует сейчас?», «Не кажется ли Вам, что они теперь...» и т.д.

Целесообразно подчеркивание факторов, актуализирующих со­ответствующую эмоциональную реакцию (релизеров): «Какие у него огромные глаза!» или «Видите, какой он мягкий, пушистый, как красивы его движения!»

Может быть использован целый ряд и других приемов нейро-лингвистического программирования отношения участников тре­нинга к животным.

упражнение «природа в моей жизни»

Основные целы'. Упражнение также подходит для начала заня­тий и может проводиться после обсуждения впечатлений от экс­курсии. Позволяет участникам составить представление друг о друге, приучает к самоанализу, который предстоит использовать каждо­му участнику на протяжении всего тренинга.

Ориентировочное время: 30—40 минут.

Материалы и подготовка: Бумага, ручки.

Процедура: Каждому участнику предлагается написать в стол­бик цифры от 1 до 10 и десять раз письменно закончить высказы­вание «Природа для меня...» («Природа в моей жизни...»). После того как участники напишут свои высказывания, им предлагается рассказать группе о своем опыте общения с природой, о своих мыслях по этому поводу. Строго придерживаться своих записей не обязательно.

Примечание: Можно попросить участника предложить повто­рить свой рассказ тому человеку в группе, кто, по его мнению, наиболее внимательно его слушал. Закончить упражнение выска­зываниями в кругу — насколько легко или трудно было каждому участнику справиться с этим заданием.

В качестве примера приведем мысли о природе, записанные одной из участниц тренинга:

«Природа в моей жизни — это:

1) источник вдохновения;

2) способ наслаждения;

3) погружение в гармонию;

4) проведение досуга;

5) способ самореализации;

6) сфера моего познавательного интереса;

7) стимул для расширения моего кругозора;

8) возможность восстановления душевного равновесия;

9) предмет моей заботы;

10) осознание моей ответственности перед ней.»

упражнение «человечек из коры»

Основные цели: Расширение перцептивного опыта, актуализа­ция эмпатии, развитие воображения.

Ориентировочное время: 30 минут.

Материалы и подготовка: Кусочки коры, бумага, карандаши, краски.

Процедура: Каждому участнику предлагается исследовать не­сколько кусочков коры. Их можно рассматривать, ощупывать, ню­хать, лизать, откусывать, ощутить вес на ладони и т.д.

После этого в кругу каждый рассказывает группе о своих ощу­щениях, старается дать максимум информации о кусочке коры. На следующем этапе упражнения участникам предлагается пред­ставить, что каждый кусочек коры превратился в человечка. Этих человечков, соответствующих «своему» кусочку коры, нужно на­рисовать. Важно в рисунке человечка отразить свои ощущения, полученные при исследовании коры. В конце упражнения участ­ники могут предложить друг другу определить, из какой коры какой человечек «родился».

Примечание: Нужно быть готовым к тому, что некоторые уча­стники вначале отказываются рисовать, ссылаясь на свое «неуме­ние». Обычно, уговорить их взяться за дело бывает не такУж трудно.

упражнение «музыкальные картинки»

Основные цели: Развитие эмпатии по отношению к природным объектам, расширение аудиального перцептивного опыта, сти­мулирование воображения.

Ориентировочное время: 20 минут.

Материалы и подготовка: Магнитофон, кассета с записью не­скольких музыкальных отрывков.

Процедура: Группе для прослушивания предлагается запись му­зыкального отрывка. Каждому участнику нужно выбрать животное или растение, к которому, по их мнению, подходит такая музыка. Затем предлагается следующий отрывок. Упражнение заканчива-


Наши рекомендации