Психолого-мед и ко-педагогическая комиссия

В нашей стране создана, функционирует и получает развитие система работы с детьми, имеющими проблемы и нарушения в физическом и психи­ческом развитии. Создаются вариативные модели психолого-медико-педагогических служб различных форм подчинения (городские, окружные, муниципальные) как межведомственных организаций

Поскольку инициатором развития психолого-медико-педагогической службы явились органы образования, ее основные цели и задачи фокусиро­вались на обучении детей. Создание службы по замыслу должно было обес­печить оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обу­чении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психиче­ского здоровья.

В настоящее время в стране существуют различные организационные формы деятельности психолого-медико-педагогической комиссии: много­профильные комиссии, которые комплектуют разные коррекционно-образовательные учреждения; профильные, осуществляющие комплектова­ние учреждений одного вида; постоянно действующие и временные, образо­ванные только на период комплектования образовательных учреждений.

Психолого-медико-педагогическая комиссия является государственным консультативно-диагностическим, коррекционным учреждением в системе специализированной помощи детям сотклонениями в психофизическом раз­витии, с проблемами в обучении, общении, поведении. ПМПК выполняет функцию высшей экспертной службы при определении вида и форм обуче­ния детей. В своей деятельности ПМПК руководствуется Международной конвенцией о правах ребенка, а также действующими законоположениями Российской Федерации об образовании, здравоохранении, защите прав детей и распоряжениями Правительства России.

С учетом административного деления создаются республиканские, городские, окружные и межрайонные ПМПК.

Психолого-медико-педагогические комиссии решают вопросы ком­плектования специальных (коррекционных) учреждений, а также оказывают консультативно-диагностическую и коррекционную помощь вс?м, кто в этом нуждается. Ооращаться в ПМПК могут как отдельные образовательные и медицинские учреждения, так и непосредственно родители, педагоги полпо-стки по личной инициативе. ' н

Организация деятельности ПМПК.В штатный состав психолого-медико-педагогической комиссии входят следующие специалисты: врачи (невропатолог, психиатр, отоларинголог, офтальмолог); педагоги-дефектологи (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог, ортопед); логопед; психолог; социальный педагог.

Возглавляет ПМПК и руководит всей ее работой заведующий, имею­щий дефектологическое образование и стаж практической работы с аномаль­ными детьми. В его обязанности входит организация коллегиальной работы; оснащение ПМПК необходимым оборудованием; осуществление связи суч­реждениями и органами образования, здравоохранения, социальной защиты населения, ассоциациями, фондами; планирование работы ПМПК и ее кадро­вое обеспечение.

Важнейшей задачей ПМПК, а значит, и основным содержанием ее дея­тельности является проведение комплексной психолого-медико-педагогической диагностики детей и подростков с рождения до 18 лет. Ран­няя диагностика необходима для оказания своевременной помощи детям, уточнения уровня и особенностей их развития, а также определения места.и характера воспитания и обучения.

В тех случаях, когда в детских садах, школах педагоги и специалисты психолого-медико-педагогических консилиумов затрудняются своими сила­ми решить вопросы, связанные с поведением, неуспеваемостью и иными про­блемами детей, их направляют в психолого-медико-педагогические комиссии для уточнения психофизического состояния и определения места дальнейше­го обучения и воспитания. При этом на ребенка оформляются следующие документы:

• свидетельство о рождении (предъявляется);

• подробная выписка из истории развития сзаключениями врачей (педиатра, невропатолога, отоларинголога, офтальмолога, ортопеда);

• педагогическая характеристика, отражающая подробный анализ развития с указанием педагогической помощи и ее эффективности;

• письменные работы, рисунки, раскрывающие динамику развития ребенка;

• заключение психолого-медико-педагогического консилиума.

Необходимо, чтобы в педагогической характеристике не просто пере­числялось, чему ребенок не научился, его недостатки, но и указывалось, ка­ков характер затруднений, испытываемых ребенком, как ему помогали их преодолевать. В характеристике следует отметить и те положительные каче­ства ребенка, которые могут быть использованы в дальнейшей работе с ним. В содержание характеристики должны войти формальные данные о ребенке с обязательным указанием срока пребывания его в детском саду, обучения в школе; сведения о семье; сведения об особенностях познавательной деятель­ности, данные о навыках самообслуживания; указания относительно основ-

ных трудностей и причин отставания; сведения об особенностях эмоци­онально-волевой сферы; материалы, характеризующие особенности личности. Наличие этих сведений не является формальным требованием. Тща­тельное оформление материалов, характеризующих ребенка, поможет пра­вильнее построить обследование, определить главную цель работы — выяв­ление и установление причин трудностей, которые больше всего мешают развитию ребенка.

В ПМПК при проведении работы по комплектованию ведутся журнал записи на ПМПК и журнал учета детей, прошедших обследование; протоко­лы, фиксирующие ход обследования; архив с делами детей, выведенных из системы коррекционно-развивающего обучения, и дубликаты заключения ПМПК.

В графе «Примечание» указывается выполнение родителями реко­мендаций комиссии. Хотя право выбора учреждения для дальнейшего воспи­тания и обучения ребенка остается за ними, очень важно, чтобы члены ПМПК сделали все возможное, чтобы убедить их поступить так, как этого требуют интересы ребенка.

Весь ход обследования ребенка в комиссии фиксируется в протоколе квалифицированным специалистом (медицинским статистиком) и хранится в личном деле ребенка, которое передается в то учреждение, куда он направля­ется. Протоколы помогают учителям заранее познакомиться с особенностями личности, качеством знаний, особенностями психофизического развития, которые необходимо учесть с первых дней пребывания ребенка в саду или в школе. Кроме этого, протоколы необходимы для фиксирования динамики развития, особенно в тех случаях, когда ребенок повторно направляется на ПМПК. Сравнивая полученные данные с протоколом предыдущего обследо­вания, можно судить об изменениях, происшедших за истекший период. Протокол помогает членам ПМПК составить подробное заключение о ребен­ке. Он остается в личном деле.

На основании данных индивидуального обследования ребенка каждым специалистом комиссии составляется заключение о характере отклонений. Принимается коллегиальное решение о месте дальнейшего коррекционного воспитания и обучения с учетом его психофизических и индивидуальных особенностей, Даются конкретные рекомендации.

В тех случаях, когда ребенку рекомендовано продолжать обучение в том же учреждении, его дело возвращается в психолого-медико-педагогический консилиум, а дубликат заключения передают в архив ПМПК (хранится не менее 10 лет).

Списки обследованных детей и подростков с рекомендациями ПМПК передаются в соответствующие органы народного образования, соцздраво-беспечения и др. Родителям (лицам, их заменяющим) выдается заключение с соответствующими рекомендациями (без указания диагноза).

Направление детей в специальное учреждение осуществляется органа­ми народного образования на основании рекомендаций ПМПК в строгом соответствии с инструкциями по приему в каждое специальное учреждение.

Такова организация работы ПМПК по комплектованию специальных (коррекционных) учреждений.

психолого-

Содержание работы по комплектованию включает в себя медицинское олого-педагогическое и логопедическое обследование детей Медицин ское обследование включает офтальмологическое, отоларингологическое" соматическое, неврологическое и психиатрическое исследования ребенка' При необходимости проводятся параклинические обследования (РЭГ Эхо-ЭГ, ЭЭГ, аудиография и другие лабораторные исследования). Проводится сбор анамнеза. Все эти исследования ведутся врачами. Ни дефектолог ни психолог не вправе ими заниматься, но им важно знать, как влияют на разви­тие детей те или иные неблагоприятные факторы, каковы особенности их психики. Данные из истории развития ребенка по материалам врачебных за­ключений помогут выбрать стратегию психолого-педагогического обследо­вания. Так, при обследовании ребенка со сниженным слухом или с наруше­нием речи обязательно должны использоваться задания невербального ха­рактера, а при дефектах зрения обследование строится преимущественно на речевом материале и т.д.

В ходе психолого-педагогического обследования'психолог выявляет особенности психического развития ребенка (время сензитивных периодов развития речи, движений и т.п.); выясняет, когда начали формироваться на­выки опрятности, самообслуживания, общения с детьми; определяет состоя­ние моторики, характер игры и др. Обязательным является изучение не толь­ко отдельных психических процессов, но и личности в целом.

Психологическое обследование проводит психолог. Он анализирует причины наблюдаемых явлений, дает прогноз и рекомендации по коррекции психических функций, мотивационно-волевой и эмоционально-личностной сфер. В заключении он указывает комплексный психологический диагноз. В случае необходимости проводится нейропсихологическое обследование.

Педагогическое обследование, включающее выявление общей осведом­ленности, сформированность учебных навыков, знаний по письму, чтению, математике и т.д., проводит дефектолог. В своем заключении он не только отражает установленный актуальный уровень развития ребенка, но и подроб­но указывает необходимые приемы работы с ним. Его рекомендации полезны и педагогам, и родителям.

Логопедическое обследование осуществляет логопед. Выявляя особен­ности развития речи, он вскрывает характер и причины имеющихся дефек­тов. В содержание логопедического изучения входит обследование артикуля­ционного аппарата, импрессивной (фонетический слух, понимание слов, про­стых предложений, логико-грамматических конструкций) и экспрессивной (повторной, номинативной, самостоятельной) речи. Исследуется и письмен­ная речь детей, а также речевая память. Логопеду необходимо выявить струк­туру речевого дефекта и установить уровень речевого недоразвития детей, что помогает разграничить детей с первичными речевыми нарушениями (и как следствие - с задержкой умственного развития) и детей, у которых недо­развитие речи вызвано умственной отсталостью.

Каждый из членов комиссии имеет свой участок работы, но заключение делается всеми специалистами на основе анализа всех полученных о ребенке сведений. Необходимо не только поставить диагноз и написать заключение, но и обосновать их, выделив основные симптомы указанного состояния. В тех

случаях, когда дети направляются в специальную (коррекциейную) школу, желательно дать рекомендации для работы с ними.

В процессе работы должна сохраняться спокойная и доброжелательная обстановка. Не следует создавать впечатление экзамена и усложнять положе­ние обследуемого. Очень важно в беседах с родителями и детьми строго со­блюдать нормы профессиональной этики, такта. В помещении, где проходит работа, не должно быть никаких посторонних, отвлекающих детей картин, плакатов и т.д. Даже само размещение ребенка, родителей, членов комиссии за столом во время обследования имеет немаловажное значение.

При проведении психолого-педагогического обследования детей, осо­бенно в условиях ПМПК, необходимо обратить внимание на ряд показателей, которые проявляются в ходе работы с ребенком и должны обязательно учи­тываться при составлении окончательного заключения о его состоянии. В их

числе:

1. Эмоциональная реакция ребенка на сам факт обследования. Волнение - естественная реакция на новую обстановку и незнакомых людей. Однако должна настораживать чрезмерная веселость, фамильярность в обращении с членами консультации, неадекватность поведения.

2. Понимание инструкции и цели задания. Выслушивает ли ребенок инструкцию до конца, делает ли попытки понять ее прежде, чем приступить к работе? Какого типа инструкция понятна детям: устная или устная с нагляд­ным показом?

3. Характер деятельности. Следует обратить внимание на наличие и стойкость интереса к заданию, целенаправленность деятельности ребенка, умение доводить дело до конца, рациональность и адекватность способов действий, на сосредоточенность в процессе работы; учитывается общая рабо­тоспособность. Очень важным качеством деятельности ребенка является на­личие самоконтроля, саморегуляции. Один из главных показателей - способ­ность использовать помощь. Чем сильнее она выражена, тем выше обучае­мость ребенка. Важно учесть меру и характер оказываемой помощи. Показа­телем обучаемости служит перенос показанного ребенку способа деятель­ности на аналогичное задание.

4. Реакция на результат работы. Правильная оценка своей де­ятельности, адекватная эмоциональная реакция (радость при успехе, огорче­ние при неудаче) свидетельствуют о понимании ребенком ситуации.

9.2. Психолого-медико-педагогические консультации

В последние годы систематизируется, получает организационное начало и совершенствуется по содержанию работа по медико-психологической ди­агностике и консультированию детей с проблемами развития и их родителей. Так, вместо МПК - медико-педагогических комиссий - создаются ПМПК -психолого-медико-педагогические консультации.

Согласно «Типовому положению о психолого-медико-педагогической консультации», в их состав включаются: заведующий, социальный работник образования, психолог, врач-невропатолог, врач-психиатр (на постоянной основе), дефектологи (олигофре но педагог, логопед, сурдопедагог, тифлопе-

дагог), медицинская сестра (возможно, на договорной основе). Эти учрежде­ния призваны решать следующие задачи:

1. Разработка и осуществление психолого-медико-педагогической программы помощи населению с целью предупреждения отклонений в физическом и психическом развитии детей.

2. Своевременное выявление и комплексное обследование детей раннего, дошкольного и школьного возрастов, имеющих нарушения физиче­ского, интеллектуального и эмоционального развития с целью оказания им коррекционной помощи.

3. Обследование детей старшего дошкольного возраста с целью вы­явления их готовности к обучению и определение содержания, методов и форм их обучения и воспитания в соответствии с особенностями их физиче­ского и психического развития.

4. Разработка индивидуальных рекомендаций по оказанию детям возможной психолого-медико-педагогической помощи, организации их спе­циального обучения и воспитания в семье, учреждениях системы образова­ния, социальной защиты населения, здравоохранения.

5. Уточнение рекомендаций, ранее данных психолого-медико-педагогической консультацией, в связи с изменением состояния ребенка, переводом его из одного вида учреждения в другой.

6. Направление при необходимости детей и подростков в научно-исследовательские центры и лечебно-профилактические учреждения для углубленного динамического изучения особенностей их развития.

7. Оказание консультативной помощи родителям, педагогам, врачам, социальным работникам по проблемам обучения и воспитания, трудоустройства детей и подростков с недостатками психического и физиче­ского развития; проведение при необходимости коррекционных занятий с детьми.

8. Методическое руководство и оказание помощи педагогам общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждений в организации изучения динамики развития детей в процессе обучения и воспитания.

9. Учет обследованных детей и внесение в органы управления обра­зования, здравоохранения и социальной защиты населения предложений по развитию сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии.

10. Разъяснительная работа среди населения, работников учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты населения об особенно­стях психического и физического состояния и возможностях развития детей с особыми нуждами, необходимости оказания им адекватной помощи в обра­зовательных учреждениях разных типов.

Типовое положение о психолого-медико-педагогической консультации разработано в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, Законом Российской Федерации «Об образовании» и действующим законодательст­вом Российской Федерации. Оно ориентирует на качественные изменения в организации оказания помощи населению, учреждениям и органам образова­ния, здравоохранения и социальной защиты населения в решении проблем, связанных со своевременным выявлением, воспитанием, обучением, соци-

ально-трудовой адаптацией и интеграцией в обществе детей с различными отклонениями в развитии.

Существенное отличие ПМПК от МПК состоит в том, что они работа­ют на постоянной основе и что у них значительно большие возможности и в правовом положении, и в материально-техническом обеспечении, и в про­фессионально-кадровом укомплектовании, что отражается в системе руково­дства, финансирования и контроля за их деятельностью.

9.3. Психолого-медико-педагогические консилиумы

В связи с расширением сети образовательных учреждений, появлением альтернативных школ со своими учебными программами стало возникать все больше проблем с обучением некоторых детей. В одних случаях причиной трудностей в обучении и появления особенностей в поведении детей было несоответствие педагогических требований их психофизическим возможно­стям, не учитывался уровень умственного развития, соматическое и нервно-психическое состояние ребенка; в других такой причиной являлась неготов­ность к школьному обучению (несформированность отдельных психических функций, навыков общения, незрелость эмоционально-волевой сферы) и др. Все это стало основанием для поиска новых путей помощи детям.

В 90-е годы XX в. по инициативе педагогов и психологов городские и окружные управления образования стали открывать в массовых школах пси­холого-медико-педагогические консилиумы. В их функции входило обеспе­чение оптимальных условий обучения детей с учетом их возрастных и инди­видуальных психофизических особенностей развития. Приказом № 27/901-6 от 27.03,2000 Министерство образования Российской Федерации узаконило создание психолого-медико-педагогических консилиумов (ПМПк) в образо­вательных дошкольных и школьных учреждениях любого типа.

ПМПк создаются приказом руководителя образовательного учреждения при наличии необходимых специалистов. В состав ПМПк входят: учителя и воспитатели школьного (или дошкольного) образовательного учреждения, имеющие большой опыт работы с детьми; учителя (воспитатели) специаль­ных (коррекционных) классов (групп); психолог; педагог-дефектолог; лого­пед; врач-педиатр (невропатолог, психиатр); медицинская сестра. Председа­телем ПМПк является заместитель руководителя образовательного учрежде­ния по учебно-воспитательной работе. Общее руководство ПМПк возлагает­ся на руководителя образовательного учреждения.

ПМПк строит свою деятельность в соответствии с уставом об­разовательного учреждения, договором с родителями, договором с психоло­го-медико-педагогической комиссией (ПМПК), куда в случае необходимости можно направлять ребенка для уточнения диагноза и решения вопроса о типе образовательного учреждения, форме и программе его дальнейшего обучения и воспитания.

Основная цель ПМПк - обеспечение в образовательном учреждении дигностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровож­дения детей с отклонениями в развитии, создание условий для их обучения и воспитания.

Для реализации этой цели необходимо решение следующих задач:

- своевременное выявление и всестороннее комплексное обследование детей, имеющих те или иные отклонения в психофизическом развитии;

- установление характера и причин выявленных отклонений (девиант-ное поведение, конфликтные ситуации во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, снижение успеваемости и т.п.);

- определение потенциальных возможностей ребенка для оказания ему целенаправленной специальной (коррекционной) помощи в условиях данного образовательного учреждения либо направление его в психолого-медико-педагогическую комиссию для решения вопроса о месте дальнейшего обуче­ния и воспитания (определение типа учреждения, формы обучения, опти­мальной для ребенка, учебно-воспитательной программы);

- разработка комплексных целевых программ индивидуального развития детей «группы риска»;

- прослеживание динамики развития (наблюдение, диагностические «срезы» в начале и в конце учебного года для уточнения образовательного маршрута, внесение соответствующих корректив);

- профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и «срывов» поведения;

- консультативная работа с родителями.

Указанные задачи выполняются силами педагогического коллектива школы и специалистами ПМПк при их согласованном взаимодействии.

Организация деятельности ПМПк. Как правило, изучение ребенка специалистами ПМПк начинается с запроса педагогов или родителей. За ре­бенком ведется целенаправленное наблюдение на занятиях и в свободное время (игры, прогулка). Проводится и индивидуальное обследование с уче­том возрастных и психофизических особенностей ребенка. На основе дан­ных, полученных специалистами, на заседаниях ПМПк обсуждаются резуль­таты и составляется коллегиальное заключение с рекомендациями об образо­вательном маршруте в соответствии с возможностями ребенка, а также о ме­дицинской помощи, если таковая требуется. В тех случаях, когда образова­тельное учреждение, в котором находится ребенок, не может обеспечить не­обходимые условия или ребенок нуждается в дополнительной диагностике, его направляют (с согласия родителей) в психолого-медико-педагогическую комиссию.

При выведении ребенка в другой вид образовательных услуг (коррек-ционные классы (группы), надомное обучение и др.) оформляется его педа­гогическая характеристика, выписки из индивидуальной карты развития, из заключений специалистов ПМПк, итоговое заключение и рекомендации кон­силиума. При направлении ребенка на пс и хо л о го-мед и ко-педагогическую ко­миссию копия коллегиального заключения консилиума выдается родителям на руки, копии заключений отдельных специалистов направляются по почте или с представителем ПМПк. В другие учреждения и организации копии за­ключения ПМПк направляются только по официальному запросу.

В ПМПк ведется следующая документация:

- журнал записи и учета детей, прошедших обследование специалистов консилиума;

- журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк;

- карта (папка) развития обучающегося.

В условиях массовой школы, где в психолого-мед ико-педагогическом консилиуме не всегда есть специалист-дефектолог, большая ответственность и в то же время надежда на помощь в установлении причин неуспеваемости или особенностей в поведении ребенка возлагаются на школьного психолога. Именно психолог раскрывает характер и особенности в развитии ребенка. На основе анализа результатов собственного психологического обследования, а также изучения материалов, собранных коллегами (учителем, логопедом, врачом), и данных, полученных из бесед с родителями, психолог представля­ет свое видение проблем ребенка.

В связи с этим, приводим, документ, знание которого необходимо школьному психологу.

Наши рекомендации