Тема 8 Оценка результатов труда персонала организации
Изучив данную тему студент должен:
- знать:
- Основные методы и показатели оценки результатов деятельности подразделений управления персоналом и организации в целом.
- Основные затраты на персонал организации.
- Методы и показатели оценки экономической и социальной эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом.
- уметь:
Осуществлять аудит персонала.
- обладать:
– пониманием целесообразности оценки результатов труда персонала организации.
–
При изучении темы 8 необходимо:
Изучить учебный материал:
- Управление персоналом организации: Учебник/ Под ред. А.Я. Кибанова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 638 с. – (Серия «Высшее образование») [552-617].
- самостоятельно более подробно рассмотреть работы: ЭУМК «Управление персоналом», авторы Синицына О.Н., Федорова Е.Г.
Особое внимание обратить на:
- Оценку результатов деятельности подразделений управления персоналом и организации в целом
- Оценку затрат на персонал организации
- Оценку экономической и социальной эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом
- Аудит персонала.
Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:
- Каково назначение и содержание анализа работы или рабочего места?
- Чем отличаются результаты труда рабочих и руководителей (специалистов)?
- Какие факторы должны учитываться при оценке результатов труда?
- Какими методами можно оценить результаты труда?
- Какими показателями определяется эффективность труда?
- Что представляет собой оценка деятельности подразделений управления персоналом?
- Какие расходы на персонал следует учитывать при оценке эффективности кадровых служб?
- Какие методы используются при оценке степени удовлетворенности работников трудом?
- Приведите пример классификации затрат на персонал.
- Приведите состав расходов организации на персонал.
- Охарактеризуйте виды эффективности.
- Что такое «аудит персонала»? Каковы его цели?
- Каково содержание аудита функций управления персоналом?
- Охарактеризуйте этапы и методы проведения аудита персонала.
План семинарского занятия по теме 8.
- Методы и показатели оценки результатов труда.
- Оценка результатов деятельности подразделений управления организации.
- Оценка затрат на персонал организации.
- Эффективность управления персоналом.
- Параметры аудита по функциям управления персоналом.
Советы по подготовке к экзамену (зачету):
При подготовке к экзамену (зачету) особое внимание следует обратить на оценку результатов деятельности подразделений управления персоналом и организации в целом, оценку затрат на персонал организации, оценку экономической и социальной эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом; аудит персонала.
Глоссарий
Адаптация – это взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенном вовлечении сотрудника в новые профессиональные, социальные и организационно-экономические условия труда.
Аутсорсинг (англ. outsourcing) –разновидность кооперирования, передача традиционных неключевых функций организации внешним исполнителям – аутсорсерам, субподрядчикам, высококвалифицированным специалистам сторонних организаций.
Аутстаффинг –предоставление заказчику «дополнительных сил» в виде обученного персонала для совместной работы с персоналом заказчика аналогичной квалификации.
Высвобождение персонала – вид деятельности, предусматривающий комплекс мероприятий по соблюдению правовых норм и организационно-психологической поддержке со стороны администрации при увольнении сотрудников.
Деловая карьера – поступательное продвижение личности в какой-либо сфере деятельности, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью.
Деловая оценка персонала – это целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик персонала (способностей, мотивации, свойств) требованиям должности или рабочего места.
Инновационный потенциал работника – это способность к восприятию новой информации, приращению своих профессиональных знаний, выдвижению новых конкурентоспособных идей, нахождению решения нестандартных задач и новых методов решения стандартных задач.
Кадровая политика организации – генеральное направление кадровой работы, совокупность принципов, методов, форм, организационного механизма по выработке целей и задач, направленных на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала, на создание квалифицированного и высокопроизводительного сплоченного коллектива, способного своевременно реагировать на постоянно меняющиеся требования рынка с учетом стратегии развития организации.
Кадровый резерв – специально подготовленная часть персонала, готовая занять должности руководителей.
Компетентность персонала – совокупность знаний, навыков, опыта, владения способами и приемами работы, которые являются достаточными для эффективного выполнения должностных обязанностей.
Компетенция – характеристика должности, совокупность полномочий (прав и обязанностей), которыми обладает или должен обладать определенный орган и должностные лица согласно законам, нормативным документам, уставам, положениям.
Концепция управления персоналом – система теоретико- методологических взглядов на понимание и определение сущности, содержания, целей, задач, критериев, принципов и методов управления персоналом, а также организационно-практических подходов к формированию механизма ее реализации в конкретных условиях функционирования организаций.
Корреляционный регрессионный анализ (КРА) – установление линейной зависимости и тесноты связи между параметрами (численностью персонала и влияющими на нее факторами).
Критика – отрицательное суждение, указание недостатков в работе и поведении человека.
Маркетинг персонала – вид управленческой деятельности, направленной на долговременное обеспечение организации человеческими ресурсами. Эти ресурсы образуют стратегический потенциал, с помощью которого возможно решение конкретных задач.
Методы управления персоналом – способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации (административные, экономические, социально-психологические).
Миссия – это четкая формулировка предназначения организации, утверждение того, для чего и по какой причине она существует.
Мотивация – это внутренний процесс сознательного выбора человеком определенного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулов) и внутренних (мотивов) факторов.
Наем на работу – это ряд действий, направленных на привлечение кандидатов, обладающих качествами, необходимыми для достижения целей, поставленных организацией.
Оперативный план работы с персоналом – комплекс взаимосвязанных кадровых мероприятий, направленных на реализацию конкретных целей организации и каждого работника и охватывающих планирование всех видов работы с персоналом в организации (составляется обычно на год).
Организационная культура – набор наиболее важных положений, применяемых в организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях и нормах, дающих людям ориентиры поведения и действий.
Организационная структура системы управления персоналом – совокупность взаимосвязанных подразделений системы управления персоналом и должностных лиц.
Персонал (от лат. Personalis – личный) – личный состав организаций, включающий всех наемных работников, а также работающих собственников и совладельцев.
Поведение человека – совокупность осознанных, социально значимых действий, обусловленных занимаемой позицией, т.е. пониманием собственных функций.
Принципы управления персоналом – правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления персоналом.
Профессиональная ориентация– это комплекс взаимосвязанных экономических, социальных, медицинских, психологических и педагогических мероприятий, направленных на формирование профессионального призвания, выявление способностей, интересов, пригодности и других факторов, влияющих на выбор профессии или на смену рода деятельности.
Рекрутинговые агентства – агентства по подбору персонала.
Система управления персоналом организации – это система, в которой реализуются функции управления персоналом. Она включает подсистему линейного руководства, а также ряд функциональных подсистем, специализирующихся на выполнении однородных функций.
Социология труда – отрасль социологии, изучающая трудовую деятельность как особую эволюционирующую подсистему общественных отношений в ее различных исторических и культурных формах, а также во взаимосвязях с другими подсистемами (сферами) деятельности и общественных отношений.
Стратегия управления персоналом – это разработанное руководством организации приоритетное, качественно определенное направление действий, необходимых для достижения долгосрочных целей по созданию высокопрофессионального, ответственного и сплоченного коллектива и учитывающих стратегические задачи организации и ее ресурсные возможности.
Стресс– комплекс физических, химических и других реакций человека на стрессоры в окружающей среде, действие которых выводит из равновесия его физиологические и психические функции.
Структура персонала организации – это совокупность отдельных групп работников, объединенных по какому-либо признаку (по характеру трудовых функций: руководители, специалисты, другие служащие, рабочие).
Трудовые ресурсы представляют собой трудоспособную часть населения страны, которая в силу психологических и интеллектуальных качеств, способна производить материальные блага или услуги.
Трудовой потенциал работника – это совокупность физических и духовных качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности, способность достигать в заданных условиях определенных результатов, а также совершенствоваться в процессе труда.
Управление деловой карьерой – это комплекс мероприятий, проводимых кадровой службой организации, по планированию, организации, мотивации и контролю служебного роста работника, исходя из его целей, потребностей, возможностей, способностей, а также исходя из целей, потребностей, возможностей организации.
Управление конфликтами – это процесс целенаправленного воздействия на персонал организации с целью устранения причин, породивших конфликт, и приведения поведения участников конфликта в соответствие со сложившимися нормами взаимоотношений.
Управление стрессами – процесс целенаправленного воздействия на персонал организации с целью адаптации личности к стрессовой ситуации, устранения источников стресса и овладения методами их нейтрализации всем персоналом организации.
Условия труда – совокупность психофизиологических, санитарно-гигиенических, эстетических и социально-психологических факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека.
Философия организации– это совокупность внутриорганизационных принципов, моральных и административных норм и правил взаимоотношений персонала, система ценностей и убеждений, воспринимаемая всем персоналом и подчиненная глобальной цели организации.
Философия управления персоналом – философско-понятийное осмысление сущности управления персоналом, его возникновения, связи с другими науками и направлениями науки об управлении, уяснение лежащих в основе управления персоналом идей и целей.
Цель управления персоналом– достижение определенного качества персонала, которое может обеспечить конкурентоспособность и стратегическое развитие предприятия.
Человеческие ресурсы – понятие, отражающее главное богатство любого общества, процветание которого возможно при создании условий для воспроизводства, развития, использования этого ресурса с учетом интересов каждого.
Этика– система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни.
Список литературы
Основная
1. Антикризисное управление персоналом организации: Учеб. пособие для вузов / А. Н. Митин, А. Э. Федорова, Ю. А. Токарева, А. В. Овчинников. - СПб.: Питер, 2005.
2. Арсеньев Ю. Н. Управление персоналом. Модели управления: Учеб. пособие для вузов / Ю. Н. Арсеньев, С. И. Шелобаев, Т. Ю. Давыдова. - М.: ЮНИТИ, 2005.
3. Добреньков В. И. Тренинги и центры оценки персонала / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко // Добреньков В. И., Кравченко А. И. Фундаментальная социология: В 15 т. - М., 2004.
4. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов / А. П. Егоршин. - 5-е изд., доп. и перераб. - Ниж. Новгород: НИМБ, 2005.
5. Кафидов В.В. Управление персоналом: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009. – 240 с. - (Серия «Учебное пособие»).
6. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2002. (Серия «Высшее образование»)
7. Кибанов А.Я. Управление персоналом: отбор и оценка при найме, аттестация: Учеб. пособие для вузов / А. Я. Кибанов, И. Б. Дуракова. - М.: ЭКЗАМЕН, 2003.
8. Кротова Н. В. Управление персоналом: Учебник / Н. В. Кротова, Е. В. 8. Клеппер. - М.: Финансы и статистика, 2005.
9. Лукичева Л. И. Управление персоналом: курс лекций: практ. задания: учеб. пособие для вузов / Л. И. Лукичева; под ред. Ю. П. Анискина. - 2-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2006.
10. Маслова В. М. Управление персоналом предприятия: учеб. пособие для вузов / В. М. Маслова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
11. Музыченко В. Управление персоналом: Лекции: Учебник / В. Музыченко. - М.: Академия, 2003.
12. Ричи Ш. Управление мотивацией: Учеб. пособие для вузов / Ш. Ричи, П. Мартин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
13. Тихенький В.Г. Трудоустройство и деловая карьера: Учеб. пособие для вузов / В. Г. Тихенький. - М.: Аспект Пресс, 2004.
14. Управление персоналом организации: Учебник/ Под ред. А.Я. Кибанова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 638 с. – (Серия «Высшее образование»).
15. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити, 2005.
Дополнительная
1. Артемов О.Ю. и др. Кадровый менеджмент. - М.: Изд-во Приор, 2001.
2. Бакирова Г.Х. Тренинг управления персоналом / Г. Х. Бакирова. - СПб.: Речь, 2004.
3. Веснин В.Р. Технология работы с персоналом и деловыми партнерами: Учеб.-практ.пособие / В. Р. Веснин. - М.: Элит-2000, 2003.
4. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе / В. Р. Веснин. - М.: Юристъ, 2001.
5. Ворожейкин И. Е., Кибанов А. Я., Захаров Д. К. Конфликтология: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2000.
16. Магура М.И. Оценка работы персонала: подготовка и проведение аттестации / М. И. Магура, М. Б. Курбатова. - 2-е изд.,перераб.и доп. - М.: Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2002.
17. Попов С.Г. Управление персоналом: Учеб. пособие / С. Г. Попов. - М.: Ось-89, 2002.
18. Тараненко В.И. Управление персоналом, корпоративный мониторинг, психодиагностика: Тесты для отбора персонала / В. И. Тараненко. - Киев: Ника-Центр, 2002.
6. Тимофеев А. В. Гибкое управление численностью персонала предприятия в современных условиях / А. В. Тимофеев // Менеджмент в России и за рубежом. - 2006. - № 1.
19. Тренинг персонала: учеб. пособие для вузов / А. О. Блинов, О. В. Василевская, В. П. Невежин, Н. В. Смоляков. - М.: КНОРУС, 2005.
7. Шепель В. Человековедческие технологии / В. Шепель // Народное образование. - 2001. - N1.
20. Янкович Ш. А. Делопроизводство в кадровой службе: учебник для вузов / Ш. А. Янкович. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
8. Журнал "Кадровое дело".
9. Журнал "Управление персоналом".
10. Журнал "Справочник по управлению персоналом".
5.2. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных
программ, диафильмов, кино- и телефильмов, мультимедиа и т.п.
ЭУМК «Управление персоналом», авторы Синицына О.Н., Федорова Е.Г.