ЛЕКЦИЯ 2. Общение как взаимодействие

План лекции:

1. Понятие интеракции.

2. Межличностный конфликт.

Основные понятия: интеракция, взаимодействие людей, стили взаимодействия, кооперация, конкуренция, конфликт, уклонение, приспособление, компромисс, сотрудничество.

1.Интерактивная сторона общения – это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. В ходе общения участники не только обмениваются информацией, но и планируют, организуют обмен действиями, вырабатывают формы и нормы совместной деятельности.

Характерными чертами социального взаимодействия являются (Э. Холландер): взаимозависимость поведения участников (поведение одного участника выступает как стимул для поведения другого); взаимные поведенческие ожидания на основе межличностного восприятия друг друга; оценка ценности действий и мотивов других людей, удовлетворенность.

Взаимодействия складываются из отдельных действий или поступков участников. При взаимодействии с другими для каждого участника характерна общая манера поведения – межличностный стиль взаимодействия. А. Коуэн рассматривает следующие стили:

§ приемлемое и вежливое поведение – общепринятые вежливые формы взаимодействия, когда люди руководствуются социальными условностями;

§ умозрительно-экспериментальный – человек рассматривает, оценивает, исследует все и всех с целью изучить и понять. Выводы основаны на опыте и могут видоизменяться, но в рамках установленной позиции. Главная характеристика этого стиля - открытый обмен действиями, которые редко имеют эмоциональную окраску;

§ агрессивно-аргументированный – человек занимает твердую позицию по какому-либо вопросу и выдвигает свои собственные аргументы. Применение данного стиля часто приводит к доминированию. Взаимодействие с человеком, использующим этот стиль, может быть как стимулирующим, так и фрустрирующим.

§ экспрессивно-конфронтационный – человек высказывает свои мысли и чувства открыто и прямо, что способствует развитию тесных деловых и глубоких дружеских взаимоотношений

Выделяют два основных типа взаимодействия: кооперация и конкуренция.

Кооперация характеризует согласованные действия для достижения определенной цели. Уровень кооперации возрастает по мере того, как люди осознают свою взаимозависимость и необходимость доверия друг к другу. Кооперация лежит в основе совместной деятельности, основными чертами которой являются (А.Н. Леонтьев) разделение единого процесса деятельности между участниками и изменение деятельности каждого.

Конкуренция подразумевает действия, происходящие в условиях соревнования, где выигрыш возможен не для всех. В своих крайних проявлениях конкуренция приобретает форму конфликта. Разграничение конкуренции и конфликта производится с трех точек зрения:

1. Соревнование это тот же конфликт, но осуществляющийся по правилам», а потому ограниченный. Действия участников здесь в равной степени могут или не могут быть направлены друг против друга с намерением воспрепятствовать достижению цели противником.

2. В случае конкуренции элементы конфликта хотя и присутствуют, но ограничиваются правилами, которые служат либо общим интересам участников, либо интересам какой-то третьей стороны.

3. Соревнование характеризуется как параллельные» поиски субъектами одной и той же цели, оно мотивировано желанием выиграть, а не причинить ущерб противнику. Однако в том случае, когда контроль над поведением другого становится осознанной целью или единственным средством достижения результата, соревнование может перерасти в конфликт.

2. Конфликт – это борьба, возникшая из-за дефицита власти, статуса или средств, необходимых для удовлетворения ценностей и притязаний, и предполагающая нейтрализацию, ущемление или уничтожение целей соперника.

Различают конфликт как средство достижения определенного результата и конфликт как самоцель.

Конфликты первого типа – реалистические, в их основе намерение достичь некоторую цель. Эти конфликты могут быть заменены другим типом взаимодействия, особенно если конфликт будет расценен как неадекватное средство получения желаемого результата.

Конфликты второго типа – нонреалистические – порождены не конкурирующими целями сторон, а необходимостью снятия напряжения, по крайней мере, у одной из них. Здесь так же возможны альтернативные решения, но касаются они лишь выбора противника для снятия напряжения. Другим типом взаимодействия эти конфликты не заменяются.

Объективным признаком конфликта считается столкновение несовместимых действий (т.е. таких, которые направлены на пересечение, срыв других действий). Конфликт является характеристикой не ситуации, а межличностных отношений. Решающее условие вступления в конфликт – это не столько сам по себе факт несовместимости действий, сколько перцепция несовместимости. Психологической реальностью конфликт становится только в том случае, если он воспринят как конфликт.

В силу природы человека и социально-психологических закономерностей взаимодействия людей невозможно полностью избежать конфликтов. Конфликт выполняет две функции: позитивную (конструктивную) и негативную (деструктивную). Поэтому основная задача состоит не в том, чтобы устранить или предотвратить конфликт, а в том, чтобы сделать его продуктивным.

Конструктивная роль конфликта выражается в том, что он предотвращает «застой» и «омертвление» индивидуальной или групповой жизнедеятельности и стимулирует их движение вперед. Конфликт объективирует источник разногласия и тем самым и тем самым позволяет устранить его. Отрицая предшествующие отношения между сторонами, конфликт способствует созданию новых условий. Позитивные последствия конфликта для отдельного человека могут состоять и в том, что посредством него будет изжита внутренняя напряженность и канализирована фрустрация. В этом смысле конфликт рассматривают как одно из средств самоутверждения и самоиспытания личности.

Деструктивным конфликт является в том случае, когда его участники недовольны исходом конфликта и чувствуют, что что-то потеряли. Отличительная черта деструктивного конфликта – тенденция к расширению и эскалации. В результате такой конфликт становится независимым от породивших его исходных причин и может продолжаться и после того, как эти причины уже исчерпаны, обесценены или забыты. Расширение конфликта осуществляется по разным направлениям: вовлечение новых участников, увеличение затрат, интенсификация отрицательного отношения между сторонами, возрастание объема и числа немедленных высказываний и действий, рост числа прецедентов, возникших в результате конфликта и т.д.

Структура конфликта включает: стороны (участников) конфликта, условия протекания, возможные действия участников конфликта, исходы конфликтных действий.

Сторонами конфликта могут быть отдельные индивиды, социальные группы и др.

Условия конфликта включают внешний контекст, в котором он протекает и развивается: социально-психологическую среду, представленную обычно различными социальными группами с их различными характеристиками; образы конфликтной ситуации (представления участников о самих себе, своих мотивах, ценностях, возможностях, представления о противостоящей стороне и представление о среде, в которой складываются конфликтные отношения), являющиеся непосредственной детерминантой конфликтного поведения участников; предмет конфликта, связанный с целями конфликтующих сторон.

Динамика конфликта включает возникновение объективной конфликтной ситуации, осознание объективной конфликтной ситуации, переход к конфликтному поведению, разрешение конфликта.

Опыт взаимоотношений в ситуациях конфликта формирует различающиеся типы или стили поведения. Типичные модели поведения участников конфликта, по мнению большинства исследователей, укладываются в классификацию Томаса и Килменна. Выбор модели поведения, согласно авторам, определяется степенью готовности признавать законность и стремления удовлетворить собственные интересы и интересы другой стороны. В соответствии с этими критериями авторы выделили следующие модели поведения в конфликтной ситуации:

1. Уклонение, ил игнорирование – модель пассивного поведения, выражающаяся в стремлении выйти из сложной ситуации, не разрешая ее.

2. Приспособление – модель пассивного поведения, проявление готовности изменить свою позицию и поведение; попытка сгладить противоречия, поступившись собственными интересами.

3. Соперничество – открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции.

4. Компромисс – разрешение противоречий путем взаимных уступок.

5. Сотрудничество – совместная выработка решения, которое устраивает все стороны.

Немаловажным фактором, определяющим выбор стратегии, является оценочное отношение к кооперации и конкуренции. Если кооперация воспринимается как признак слабости, а конкуренция – силы, индивид будет предпочитать второй тип поведения. Однако если ситуация теряет неопределенность, жесткая стратегия становится неэффективной и может быть переоценена во имя достижения соглашения.

На выбор стратегии в условиях конфликтного взаимодействия влияют и личностные характеристики субъекта. При этом, если ситуация проста и не содержит угрозы, большую роль играют личностные перемены; в сложных и стрессовых ситуациях превалируют ситуационные факторы.


Наши рекомендации