Тема 4. Операции над понятиями
Обобщение и ограничение понятий. Роль операции обобщения в формировании научных понятий. Операция ограничения и конкретизация научных знаний.
Деление понятий. Виды делений: по видоизменению признака, дихотомическое деление. Правила и возможные ошибки в делении.
Классификация и ее виды. Классификация по существенным признакам (естественная). Классификация по несущественным признакам (вспомогательная). Значение деления и классификации в науке и практике.
Определение понятий. Номинальные и реальные определения. Явные и неявные определения. Правила явного определения. Ошибки, возможные в определении. Неявные определения: контекстуальные, индуктивные, через аксиомы.
Приемы, сходные с определением: описание, характеристика, разъяснение посредством примера, сравнение, различение. Значение определений в науке и практическом рассуждении. Связь определений (дефиниций) с формированием и развитием понятий. Научная терминология.
План семинарского занятия
1. Обобщение и ограничение понятий.
2. Деление понятий. Виды, правила и возможные ошибки деления понятий.
3. Классификация понятий.
4. Определение понятий. Правила и распространенные ошибки определения понятий.
Практические задания
1. Произведите ограничение и обобщение следующих понятий:
животное, озеро, журнал, закон, область, дом, студент, стоимость, телефон, цвет, глагол, справедливость, художник.
2. Укажите, какие ошибки допущены в следующих вариантах деления:
2.1. Науки делятся на гуманитарные и естественные.
2.2. Художники бывают сюрреалистами, пейзажистами, выдающимися и талантливыми.
2.3.Книги делятся на художественные, научные, электронные, увлекательные, переводные, одного автора и коллектива авторов.
2.4. Юристы делятся на следователей и адвокатов.
2.5.Треугольники бывают равнобедренные, равносторонние и разносторонние.
2.6. Люди делятся на женщин, мужчин и детей.
3. Разделите предложенные понятия несколько раз, по двум (можно более) основаниям. Соблюдайте правила деления.
Система, наука, страна, книга, учащийся, растение, здание, методика.
4. Укажите, какие ошибки допущены в следующих определениях:
4.1. Метеоролог – человек, занимающийся метеорологией.
4.2. Озеро – это пресный водоем.
4.3.Студент – это учащийся.
4.4.Метод – это светильник, помогающий не сбиться с пути в темных и извилистых коридорах познания.
4.5.Медицинский работник – это человек, давший клятву Гиппократа.
4.6. Свобода – это не вседозволенность.
4.7. Философия – это достаточно интересная, но малопонятная вузовская дисциплина, изучаемая студентами высших и средних учебных заведений.
4.8. Легкие - это орган, обладающий сложным строением.
5. Дайте правильное определение приведенным понятиям и придумайте примеры, где нарушаются правила построения определений этих же понятий:
педагог, талант, личность, студент, эксперимент, методика, наука.
6. Приведите пример классификации в науке или в учебной практике. Укажите, какие признаки положены в основу данной классификации.
Литература:2; 6; 11; 13; 14.
Тема 5. Суждение как форма мышления
Определение и строение суждения. Простые и сложные суждения. Состав простого суждения. Виды простых суждений. Выделяющие, исключающие и определенно – частные суждения. Модальные суждения.
Деление простых суждений по количеству и качеству. Распределенность терминов в простом суждении. Отношения между суждениями в логическом квадрате.
Операции с суждениями: обращение, превращение, противопоставление предикату.
План семинарского занятия
1. Определение и строение суждения. Виды простых суждений.
2. Деление простых суждений по количеству и качеству.
3. Модальные суждения: виды, понятие модальных операторов.
4. Сложные суждения. Запись сложных суждений в символической форме.
Темы докладов
1. Логический квадрат: сущность и история создания.
2. Модальный шестиугольник, правила вывода по модальному шестиугольнику.
Практические задания
1. Определите вид приведенных суждений, выразите в круговых схемах отношения между субъектом и предикатом:
1.1. Ни один дельфин не является рыбой.
1.2. Все студенты высших учебных заведений изучают философию.
1.3. Некоторые студенты являются отличниками.
1.4. Не все аспиранты становятся кандидатами наук.
1.5.Некоторые определения не раскрывают сущности определяемого понятия.
1.6. Незнание закона не освобождает от ответственности.
1.7. Все млекопитающие обладают двумя поколениями зубов.
1.8. Некоторые металлы не являются твердыми веществами.
2. Определите, в каких отношениях логического квадрата находятся следующие суждения:
2.1. Некоторые птицы водоплавающие. Ни одна птица не является водоплавающей.
2.2. Все скульпторы имеют развитое образное мышление. Некоторые художники имеют развитое образное мышление.
2.3. Все металлы электропроводны. Ни один металл не электропроводен.
2.4. Некоторые учащиеся не способны выполнять задания, требующие творческого подхода. Все учащиеся способны выполнять задания, требующие творческого подхода.
2.5. Ни один спортсмен не является поэтом. Некоторые спортсмены не являются поэтами.
3. Определите истинность суждения и его вид по количеству и качеству. Укажите термины, связку и кванторное слово. С помощью логического квадрата сделайте три возможных преобразования данного суждения. Для каждого из полученных суждений определите его вид, отношение к исходному суждению и значение истинности.
3.1. Подавляющее большинство современных профессий не предполагает высшего образования.
3.2. Не всякий тест является эффективным методом диагностики знаний, умений и навыков учащихся.
3.3. Окружающие люди не оказывают никакого влияния на поведение личности.
3.4. Люди живут в субъективном мире смыслов.
3.5. Каждый студент педагогического вуза способен стать талантливым педагогом в будущем.
3.6. Среди мошенников нет честных людей.
4. Определите вид модальности в следующих суждениях:
4.1.Необходимо соблюдать правила орфографии и пунктуации в деловой переписке.
4.2. Первые библиотеки возникли в глубокой древности, предположительно на древнем Востоке.
4.3.Существует мнение, что эмоции играют приоритетную роль в регуляции поведения человека.
4.4. С развитием современных мультимедийных технологий можно предвидеть значительные изменения в методике преподавания большинства школьных дисциплин.
4.4. Существует вероятность того, что разработанная А.И. Опариным теория биохимической эволюции, не является окончательным вариантом ответа на вопрос о происхождении жизни на Земле.
5. Запишите в символическом виде следующие сложные суждения:
5.1. Доказательство будет признано правильным тогда и только тогда, когда будут четко представлены тезис, аргументы и закономерная связь между ними.
5.2. То, что люди сами отвечают за выбор, который они делают, не означает, что если людям дана свобода выбора, то их выбор будет мудрым и безупречным.
5.3. Игра может закончиться либо победой одного из соперников, либо ничьей.
Литература:1;2; 6; 11; 12; 13; 14.