Тема 12. Логические операции с понятиями.

План:

1. Обобщения и ограничения понятий.

2. Определение понятий.

3. Деление понятий.

4. Операции с классами.

Задачи и упражнения

1. Укажите, какие из следующих выражений – время, «время», «”время”» – можно подставить вместо Х в приведенные ниже выражения, чтобы получить истинные предложения:

а) Х – философская категория;

б) Х – слово русского языка;

в) Х – выражение, обозначающее слово;

г) Х – встречи подошло к концу.

2. Какие из следующих выражений истинны, а какие ложны:

а) 4 × 4 = 16;

б) «4 × 4» = 16;

в) «4 × 4» ≠ «16»;

г) «4 × 4 = 16».

3. К каким семантическим категориям относятся выражения, входящие в следующие словосочетания?

а) Если ни один член семьи Песковых не является честным человеком, и Григорий – член семьи Песковых, то Григорий не является честным человеком.

б) Мать Августина.

4. Обобщите следующие понятия:

а) Исправительно-трудовые работы без заключения под стражу;

б) Следственный эксперимент;

в) Конституция.

5. К каким категориям относится термин «столица» в следующих контекстах:

а) София – есть столица;

б) Столица Армении – древний город.

6. О каких методологических принципах говориться в следующем тексте?

В статье 344 УПК РФ указано условие, при котором приговор признается не соответствующим деянию: «при наличии противоречивых доказательств…».

7. Переведите на язык логики предикатов следующее суждение: «Каждый юрист знает какого-нибудь (некоторого) скульптора».

8. Переведите на язык логики предикатов следующее выражение: «Население Минска больше населения Геленджика».

9. В местах лишения свободы провели выборочный опрос совершивших тяжкие преступления (опросили 10 % таких лиц). Почти все они ответили, что строгие меры наказания не влияли на их решение совершить преступление. Сделали заключение, что строгие меры наказания не являются сдерживающим фактором при совершении тяжких преступлений. Обосновано ли это заключение? Если не обосновано, то какие методические требования, предъявляемые к научной индукции, не выполнены?

10. Ограничить следующие понятия:

а) республика;

б) закон;

в) наказание.

11. Дать полную логическую характеристику понятиям:

а) подвиг;

б) невменяемость;

в) антифашист.

Тема 13. Определение и классификация.

План:

1. Определение и приемы, сходные с определением.

2. Явные определения.

3. Неявные определения.

4. Правила определения. Ошибки в определениях.

Задачи и упражнения

1. Укажите, какие из следующих выражений – память, «память», «”память”» – можно подставить вместо Х в приведенные ниже выражения, чтобы получить истинные предложения:

а) Х – философская категория;

б) Х – слово русского языка;

в) Х – выражение, обозначающее слово;

г) Х – о недавнем происшествии.

2. Какие из следующих выражений истинны, а какие ложны:

а) 3 × 7 = 21;

б) «3 × 7» = 21;

в) «3 × 7» ≠ «21»;

г) «3 × 7 = 21».

3. К каким семантическим категориям относятся выражения, входящие в следующие словосочетания?

а) Если ни один член семьи Симоновых не является честным человеком, и Семен – член семьи Симоновых, то Семен не является честным человеком.

б) Мать Демокрита.

4. Обобщите следующие понятия:

а) Исправительно-трудовые работы без заключения под стражу;

б) Следственный эксперимент;

в) Конституция.

5. К каким категориям относится термин «столица» в следующих контекстах:

а) Женева – есть столица;

б) Столица Японии – древний город.

6. О каких методологических принципах говориться в следующем тексте?

В статье 344 УПК РФ указано условие, при котором приговор признается не соответствующим деянию: «при наличии противоречивых доказательств…».

7. Переведите на язык логики предикатов следующее суждение: «Каждый юрист знает какого-нибудь (некоторого) банкира».

8. Переведите на язык логики предикатов следующее выражение: «Население Тамбова больше населения Туапсе».

9. В местах лишения свободы провели выборочный опрос совершивших тяжкие преступления (опросили 10 % таких лиц). Почти все они ответили, что строгие меры наказания не влияли на их решение совершить преступление. Сделали заключение, что строгие меры наказания не являются сдерживающим фактором при совершении тяжких преступлений. Обосновано ли это заключение? Если не обосновано, то какие методические требования, предъявляемые к научной индукции, не выполнены?

10. Ограничить следующие понятия:

а) Конституция;

б) наказание;

в) революция.

11. Дать полную логическую характеристику понятиям:

а) учитель;

б) невинность;

в) Министерство юстиции.

Наши рекомендации