Тема 9. Логические операции с понятиями

Содержание понятия и его объем. Закон соотношения объёма
и содержания. Виды понятий по содержанию и по объёму. Логическая характеристика понятий. Типы соотношений объёмов понятий.

Понятие логической операции. Связь логических операций
с соотношением объёмов понятий. Формальность операций и их основные виды: отрицание, обобщение, ограничение, сложение, умножение, вычитание, деление и классификация.

Логическая операция определения понятий. Смысл определения: ясное содержание и резкий объем понятий. Превращение понятия в категорию: их общность и различие. Типы и виды определений. Основные правила определения понятий и ошибки, ведущие к их нарушении. Операции, похожие на определения, но таковыми не являющиеся.

Тема 10. Логика и юриспруденция: обзор применимости

Классическая формальная логика, пределы её применимости
в юриспруденции.

Право и неклассические формально-логические исчисления.

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Рекомендуемые образовательные технологии: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов, контрольная работа.

При проведении занятий рекомендуется использование активных
и интерактивных форм занятий (компьютерных симуляций, деловых
и ролевых игр, проектных методик, мозгового штурма, разбора конкретных ситуаций, коммуникативного эксперимента, коммуникативного тренинга, иных форм) в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 30 % аудиторных занятий.

6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

6.1. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям

Тема: Предмет и специфика логики. Основные логические структуры: понятие, суждение

Занятие 1.

Контрольные вопросы.

1. Какова связь понятия с практикой жизни?

2. Дайте определение суждению как форме мышления.

3. В чем особенность суждения как связи понятий и как логическая операция?

4. Назовите основные типы суждений и выявите их общие и особенные черты:

i) простые и сложные;

ii) атрибутивные и реляционные.

Задания.

1. Укажите, какие группы слов выражают понятия, а какие – нет:студент, светает, человек смеётся; человек, который смеётся, действие или бездействие; деяние есть действие или бездействие.

2. Выделите из приведённых контекстов определяемое понятие, родовое понятие, видовое отличие и составляющие его признаки:

- Если похищение совершено открыто, то мы называем это грабежом.

- Нормативный акт – это правовой акт государства, в котором содержатся предписания – нормы права, регулирующие общественные отношения определённого вида.

- Орган государства, рассматривающий гражданские и уголовные дела в соответствии с установленными процессуальными правилами, называется судом.

- В точном смысле слова, ум обозначает исключительно рассудок, состоящий на службе у воли (Шопенгауэр).

- Республика – это форма правления, при которой все высшие органы государственной власти избираются народом или формируются общенациональными представительными органами.

- Догма – утверждение, принимаемое без обоснования на основе религиозной веры или слепого подчинения авторитету.

- В философии знание, имеющее доопытное происхождение
и характеризующее универсальные принципы бытия и познания, обычно называют врождённым.

- Всенощная – богослужение православной церкви, совершаемое накануне воскресных дней или отдельных праздников.

3. Определите вид и проанализируйте структуру следующих суждений:

a) Великобритания является парламентарной монархией.

b) Форма правления определяется статусом главы государства.

c) Сейчас уже нет Дон-Кихотов.

d) Уральские горы отделяют Европу от Азии.

e) Это суждение является простым или сложным.

f) На миру и смерть красна.

g) Не все коту масленица.

h) Свой дурак дороже чужого умника.

Тема: Основы теории аргументации. Основные формально-логические законы

Занятие 2.

Контрольные вопросы

1. Понятие доказательства в логике.

2. Основная структура доказательства: тезис, аргументы, форма доказательства.

3. Виды доказательства.

4. Основные правила доказательства и опровержения, ошибки, ведущие
к их нарушению.

5. Понятие о логическом законе.

6. Закон тождества.

7. Закон противоречия.

8. Закон исключённого третьего.

9. Закон достаточного основания.

Задания.

1.Сохранят ли тождество суждения, если выделенное понятие заменить понятием (понятиями), заключённым в скобках?

- Стороны, передавая спор на рассмотрение третейскогосуда, принимают на себя обязательство подчиниться решению последнего (арбитраж);

- Преступление признается совершенным с косвенным умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своего деяния, предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично (непрямой умысел);

- Это преступление совершено по неосторожности (по легкомыслию, по небрежности);

- С. совершил преступление (общественно опасное деяние, противоправное деяние, уголовно наказуемое деяние);

- Денисов и Кузнецов заключили договор (сделку);

- В посёлке Щербинка преступник был задержан (арестован, взят).

2. Будут ли нарушены требования принципа тождества при отождествлении содержания приведённых ниже пар суждений?

- Неверно, что если человек совершил преступление, то он не должен быть наказан. Если человек совершил преступление, то он должен быть наказан.

- Не все сделки являются многосторонними. Некоторые сделки являются односторонними.

- Некоторые деяния можно отнести к проступкам. Некоторые деяния можно отнести к деликтам.

3. Применяя принцип тождества, разрешите следующие затруднения:

- Того, чего у вас нет, вы лишились. У вас нет рогов. Следовательно, вы лишились рогов.

- Трое путников заплатили за обед 30 рублей и ушли. После их ухода хозяйка обнаружила, что обед стоит 25 рублей, и послала 5 рублей с мальчиком вдогонку. Путники взяли по рублю, а два оставили мальчику. Получается, что они заплатили по 10рублей, затем получили обратно по 1 рублю, следовательно, заплатили по 9 рублей: 9 х 3 = 27, да два рубля – у мальчика
(27 + 2 = 29). Куда делся 1 рубль?

4. Могут ли быть одновременно истинными следующие пары суждений?

- В этой группе много преступников. В этой группе всего два типа преступников.

- Иванов учится хорошо. Иванов учится хуже всех в группе.

- Это преступление против собственности. Это преступление является кражей.

- Все равны перед законом и судом. Неверно, что некоторые не равны перед законом и судом.

- М. был организатором преступления. М. – участник преступления.

- Петров не был на месте совершения преступления. Петров не был на месте совершения убийства.

5. Определите, к каким из следующих пар понятий применяется принцип исключённого третьего?

- прямой умысел – косвенный умысел;

- преступление по неосторожности – преступление по небрежности;

- преступление по неосторожности – мошенничество;

- проступок – уголовно наказуемое деяние.

6. Есть ли нарушение принципа исключённого третьего в следующих примерах?

- Савинов и начальник кафедры выходили молча, о чем-то переговариваясь.

- День начинался прекрасно, как в то трагическое утро.

- Все заметно волнуются, Невозмутимы только бывалые оперативники, а их среди нас – не так уж и мало.

- Оптимист – человек, верящий в счастливый конец света.

- Все наши глупости – доказательство, что все-таки думаешь своей головой.

- Сеньор, немой явился и хочет с вами поговорить.

7. Подготовиться к самостоятельной работе по теме «Основы теории аргументации. Основные формально-логические законы».

Тема: Элементы логики высказываний: алгоритм формализации сложных суждений, методы доказательства, формулы логики высказываний

Занятие 3.

Контрольные вопросы

1. Сложное суждение и его структура.

2. Алгоритм формализации суждений и таблица истинности.

Виды сложных суждений по типу логической связи.

3. Применимость логической формализации при анализе юридического текста.

Задания.

Формализуйте тексты:

а) Жарко, и идёт дождь.

б) Идёт дождь, но нельзя сказать, что жарко.

в) Дождь не идёт, но не жарко.

г) Или я тебя не понимаю, или ты не хочешь меня понять.

д) Подальше положишь, поближе возьмёшь.

е) То и полезно, что в рот полезло.

Занятие 4.

Контрольные вопросы

1. Определение формулы логики высказываний. Тождественно-истинное, тождественно-ложное и логически нейтральные и выполнимые формулы.

2. Равносильность формул логики высказывания.

Задания.

Установите, являются ли суждения равносильными (попарно):

а) Неверно, что Иван IV был зол по природе и не заботился об интересах государства, тогда и только тогда, когда Иван IV не был зол по природе или заботился об интересах государства.

б) Каждый студент этого факультета способен и трудолюбив.

Неверно, что на этом факультете имеются неспособные и нетрудолюбивые студенты.

Занятие5.

Контрольные вопросы

1. Основные логические равносильности.

2. Основные законы логики: идемпотентности, коммуникативности, ассоциативности, дистрибутивности.

Задания.

Подготовиться к терминологическому диктанту по темам «Основные формально-логические законы» и «Элементы логики высказываний: алгоритм формализации сложных суждений, методы доказательства, формулы логики высказываний».

Тема: Элементы логики высказываний: нормальные формы
в доказательстве, проблема разрешимости суждений

Занятие 6.

Контрольные вопросы.

1. Понятие нормальной формы сложных суждений.

2. Алгоритм приведения суждений к нормальной форме.

Задания.

Опровергните или докажите истинность суждения с помощью нормальной формы и подстановок:

1. Если «А» является участником преступления, то он знал потерпевшего. «А» не знал потерпевшего «В», но знал его жену –«С». «В» знал « А». Следовательно, «А» – не участник преступления.

2. С помощью нормальных форм определить, является ли формула А гипотезой для формулы В:

_ _

А= ((а \/ в) \/ с) В=(а ↔ (в \/ с) \/ с)

3. С помощью нормальных форм определить, является ли формула В логическим следствием множества формул А:

_ ____

В= (((а ↓ а) | а) ↓ а) А= {а, (с → а), (с /\ а ).}

Занятие 7.

Контрольные вопросы.

1.Нормальные формы: конъюнктивно-нормальная (КНФ) и дизъюнктивно-нормальная (ДНФ).

2.Разрешение суждений и его основные процедуры:

а) построение таблицы истинности суждения;

б) с помощью метода «от противного».

Задания.

1. Табличным способом обосновать или опровергнуть вывод:

а) Если мой приятель не выполняет обещаний, то я злюсь и вспоминаю о вреде курения. Обычно я курю с удовольствием. Значит, я вспоминаю о вреде курения, когда мой приятель не выполняет обещаний.

б) Федя съел медведя, если Кузя спал на заборе.

Либо Кузя спал на заборе, либо Федя съел медведя.

Значит, Федя съел медведя.

2. Докажите или опровергните методом "от противного":

а) Уголовное дело может быть возбуждено только в тех случаях, когда имеются достаточные данные, указывающие на наличие состава преступления. Действия Х содержат такие признаки. Следовательно, уголовное дело против Х может быть возбуждено.

б) Если части предмета являются частями одного и того же предмета, то их рельеф совпадает. Рельеф данных частей предмета совпадает. Следова­тельно, они являются частями одного и того же предмета.

в) Если бухта замерзает, то корабли не могут входить в неё. Корабли не могут входить в неё. Следовательно, бухта замёрзла.

г) Если приговор не обоснован, то он будет отменен. Данный приговор отменен. Следовательно, он не обоснован.

д) Если обвиняемый был у себя дома, то он не был на месте преступле­ния. Но обвиняемый не был дома. Значит, он был на месте преступления.

Занятие8.

Контрольные вопросы.

1.Разрешение суждений и его основные процедуры:

а) приведение к нормальной форме и подстановки;

б) построение конъюнктивно-нормальных и дизъюнктивно-нормальных форм.

2.Особенности логической импликации.

3. Процедуры разрешения суждений в юридической теории и практике.

Задание.

1. С помощью КНФ проверить истинность рассуждения:

Если «А» незаконно получил кредит, то он наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или лишением свободы на срок от двух до пяти месяцев. «А» получил кредит законно. Следовательно, он не будет лишён свободы на указанный срок.

2. С помощью ДНФ опровергнуть формулы:

1) (((а ↔ в) ↔ а) → в)

2) (((а → в) → с) → (в → е))

3. Подготовиться к самостоятельной работе по теме «Элементы логики высказываний: нормальные формы в доказательстве, проблема разрешимости суждений».

Тема: Элементы логики высказываний: обзор причин и следствий

Занятие 9.

Контрольные вопросы.

1. Логически нейтральные формулы суждения и смысл их выполнимости.

2. Понятие сокращённой конъюнктивно-нормальной формы и алгоритм ее построения.

3. Понятие совершенной конъюнктивно-нормальной формы и алгоритм ее построения.

4. Логический поиск причин (гипотез).

Занятие 10.

Контрольные вопросы.

1.Понятие сокращённой дизъюнктивно-нормальной формы и алгоритм ее построения.

2.Понятие совершенной дизъюнктивно-нормальной формы и алгоритм ее построения.

3.Понятие возможных и простых следствий из формализованной ситуации.

4.Поиск причин и следствий в юридической деятельности.

Задание.Подготовиться к терминологическому диктанту по теме: «Элементы логики высказываний: нормальные формы в доказательстве, проблема разрешимости суждений».

Силлогистика: виды и структура простых суждений

Занятие 11.

Контрольные вопросы.

1. Деление простых категорических суждений по качеству: утвердительное и отрицательное; по количеству: единичные, частные и общие.

2. Виды простых категорических суждений: общеутвердительные и частноутвердительные; общеотрицательные и частноотрицательные.

3. Атрибутивные суждения и реляционные суждения.

Задания.

Установите, какие из приведённых ниже предложений являются суждениями:

1) Рукописи не торят.

2) Граждане, переходите улицу только на зелёный свет светофора!

3) Здравствуйте, дети! Сегодня у нас очень важное дело!

4) Нет такого лабиринта, из которого бы не было выхода.

5) Что вниз вершиной растёт?

6) Сумма чисел а и в равна 12.

7) Сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит.

Занятие12.

Контрольные вопросы.

1.Понятие простого категорического суждения.

2.Структура простого категорического суждения: субъект, предикат, квантор и логическая связка.

3.Логическая характеристика простого категорического суждения.

4. Понятие распределённости терминов суждения.

Задание.

Дайте логическую характеристику суждению.

1. Великобритания является парламентарной монархией.

2. Всякое преступление должно быть наказуемо.

3. Ни один человек не рождается преступником.

4. Некоторые инспектора уголовного розыска – спортсмены.

5. Не все птицы летают.

Тема: Силлогистика: непосредственное умозаключение

Занятие13.

Контрольные вопросы.

1. Смысл логического квадрата и основных выводов по его свойствам.

2. Операция обращения. Логические выводы из суждения с помощью операции обращения.

3. Смысл операции превращения.

4. Логическое выводы из суждения с помощью операции превращения.

Задания.

1. Произвести обращение суждений:

а) Некоторые ошибки дают жизненный опыт.

б) Ни один человек не может быть вполне беспристрастным.

в) Некоторые преступники не вменяемы.

г) Всякий честолюбивый человек – завистлив.

д) Некоторые хорошо образованные люди суеверны.

е) Каждый человек желает счастья.

ж) Каждый добродетельный человек – счастлив.

2. Произвести превращение суждений:

а) Все граждане России имеют равные с другими права перед законом.

б) Ни одна демократическая страна не одобряет терроризма.

в) Некоторые студенты любят логику.

г) Ни одна революция не является законным действием.

д) Все, дающее жизненный опыт, полезно.

е) Отказ от права обращения в суд не действителен.

3. Сделайте выводы из простых категорических суждений с помощью логического квадрата:

a) Все религиозные объединения в Российской Федерации отделены от государства.

b) Ни один обвиняемый не является лицом, обязанным доказывать свою невиновность.

c) Некоторые браки заключаются по договору.

d) Некоторые граждане не могут быть признаны виновными в совершении преступления …иначе как по приговору суда и в соответствии с законом.

e) Ни один судья Российской Федерации не является гражданином США.

f) Некоторые преступления не являются умышленными.

Занятие 14.

Контрольные вопросы.

1.Операция противопоставления субъекту.

2.Логические выводы из суждения с помощью операции противопоставления субъекту.

3.Операции противопоставления предикату.

Задания.

1. Сделать выводы из простых категорических суждений путём противопоставления субъекту:

а) Некоторые произведения современной литературы лишены чувства меры.

б) Все невменяемые подлежат изоляции.

в) Ни один из тех, кто не занимается благотворительностью, не является бизнесменом.

г) Ни один невиновный не должен быть осуждён.

д) Некоторые правонарушения – проступки.

е) Не все сделки являются односторонними.

2.Сделать выводы из простых категорических суждений путём противопоставления предикату:

а) Взяточник никогда не бывает честным.

б) Каждый юрист – человек.

в) Некоторые учёные не верят в Бога.

г) Среди соучастников преступления есть подстрекатели.

д) Загрязнение окружающей среды – экологическое преступление.

е) Люди не бессмертны.

ж) Судьи несменяемы.

3. Подготовиться к самостоятельной работе по теме «Силлогистика: непосредственное умозаключение».

Тема: Силлогистика: силлогизма и его виды

Занятие15.

Контрольные вопросы.

1. Понятие силлогизма.

2. Простой категорический силлогизм: определение и структура.

3. Правила терминов и посылок силлогизма.

4. Основные фигуры силлогизма и его модусы.

5. Алгоритм решения силлогизмов и их проверок.

Задания.

1. Сделайте выводы из следующих посылок:

а) Все дети гениальны.

Некоторые школьники являются детьми.

б) Все невменяемые подлежат изоляции.

Некоторые студенты – вменяемы

в) Некоторые студенты любят говорить на лекциях.

Ни один доцент не является студентом

г) Все настоящие учителя любят детей.

Ни один сторонник физических наказаний не любит детей

д) Все философы стремятся к истине

Некоторые философы ищут успеха у женщин

2. Укажите структуру, фигуру, модусы силлогизмов и определите, являются ли они правильными:

а) Ни один человек не может быть вполне беспристрастным

Каждый юрист – человек

Ни один юрист не может быть вполне беспристрастным

б) Некоторые романы поучительны

Все романы суть вымышленные рассказы

Некоторые вымышленные рассказы поучительны

в) Все невежественные люди тщеславны

Ни один профессор не является невежественным

Ни один профессор не является тщеславным

Занятие16.

Контрольные вопросы.

1.Энтимема. Восстановление силлогизма из энтимемы.

2.Полисиллогизм. Понятие соритов.

3.Понятие эпихейрем и алгоритм их решения

Задания.

1. Образуйте энтимемы из следующих силлогизмов:

а) Всякий порок заслуживает порицания

Всякая скупость есть порок

Всякая скупость заслуживает порицания

б) Ни один невменяемый не наказуем

Некоторые преступники невменяемы

Некоторые преступники не наказуемы

2. Восстановите энтимемы до полных силлогизмов:

а) Каждый человек желает добродетели, потому что каждый человек желает счастья.

б) Раб – человек, потому его не следует держать в неволе.

в) Некоторые привычки заслуживают упрёка, так как они превращаются во всепоглощающую страсть.

3. Выражают ли следующие силлогизмы энтимемы:

а) Тут раздался лёгкий свист, и Дубровский умолк.

б) Поскольку сопротивление было бесполезно, гарнизон крепости сдался.

в) Ввиду того, что войска Кутузова преградили путь на юг, армии Наполеона пришлось отступить по Смоленской дороге.

4. Восстановите, если возможно, полисиллогизмы:

а) Все пудинги вкусны.

Это блюдо – пудинг.

Ни одно вкусное блюдо не полезно.

б) Всякий, кто находится в здравом уме, может заниматься логикой.

Ни один лунатик не может быть присяжным заседателем.

Ни один из ваших сыновей не может заниматься логикой.

в) Все мои сыновья стройные.

Никто из моих детей не здоров, если он не делает зарядки.

Все обжоры среди моих детей страдают ожирением.

Ни одна из моих дочерей не делает зарядки.

5.Произведите логический анализ следующих соритов, восстановив входящие в них силлогизмы:

- Гражданин К., являясь лицом, которому преступлением причинён имущественный вред, признается потерпевшим.

- Лицо, которому преступлением причинён имущественный вред, признается потерпевшим.

Потерпевший вправе давать показания по делу.

Гражданин К. вправе давать показания по делу.

- Ответчик имеет право участвовать в исследовании доказательств в гражданском процессе.

- Ответчик признается стороной в гражданском процессе.

- Николаев – ответчик.

-Николаев причинил вред имуществу гражданина Сидорова.

Николаев имеет право участвовать в исследовании доказательств в данном гражданском процессе.

6.Сделайте заключение и проверьте состоятельность силлогизмов.

а) Все гусеницы едят капусту. Иванов ест капусту. Следовательно?

б) Учебные аудитории нуждаются в проветривании.
Эта комната не является учебной аудиторией. Следовательно?

в) Некоторые жидкости обладают приятным запахом.
Некоторые металлы – жидкости. Значит?

г) Ни один негр не был президентом США. Марк Твен не был негром. Значит?

д)Некоторые студенты любят петь. Сидоров – студент. Значит?

е) Картошка – не ананас. Все ананасы приятны на вкус. Значит?

ж) Супруги должны материально поддерживать друг друга.
М. и Н. материально поддерживают друг друга. Значит?

Тема: Логические операции с понятиями

Занятие17.

Контрольные вопросы.

1. Содержание понятия и его объем.

2. Закон соотношения объёма и содержания.

3. Виды понятий по содержанию и по объёму.

Задания.

1. Среди перечисленных понятий укажите общие, единичные и пустые: журнал «Юность» за декабрь 1989 г.; имя существительное; высшая школа МВД; автор комедии «Ревизор»; круглый квадрат; наименьшее натуральное число; наибольшее натуральное число; участковый инспектор; космический комплекс «Союз-Аполлон»; храбрость; спутник земли; ангел; луноход; столица России.

2. Какие из перечисленных ниже понятий являются:

а) собирательными: число, бригада грузчиков, библиотека, тень, мужество, кооператив, взвод, невежество, деревня, поэзия, свидетель, путешествие, журнал, халатность;

б) абстрактными: деепричастие, отвага, электрон, молния, президент компании, грамотность, стоимость, метро, инициатива, преступность, ускорение, опера.

Занятие18.

Контрольные вопросы.

1. Логическая характеристика понятий.

2. Типы соотношений объёмов понятий.

Задания.

1.Укажите вид отношения, в котором находятся понятия в каждой из этих пар: 1) слово – имя существительное; 2) понятие – слово; 3) книга – учебник; 4) курсант – учащийся; 5) учитель – мужчина; 6) хирург – терапевт; 7) добросовестность – халатность; 8) Луна – естественный спутник Земли; 9) герой – милиционер; 10) преступление – взятка.

2. Определите отношение между понятиями и изобразите их с помощью круговых схем:

1) населённый пункт, город, станица, деревня, посёлок, районный центр;

2) литературное произведение, драма, стихотворение, роман, поэтическое произведение, комедия;

3) мужчина, сын, отец, дедушка;

4) хозяйственное преступление, обман покупателей, незаконное изготовление спиртных напитков;

5) адвокат, юрист, прокурор, следователь, офицер, полковник МВД, капитан I ранга;

6) республика, федеративная республика, государство, монархия, парламентская монархия;

7) наказуемое деяние, преступление, оскорбление, хулиганство, оскорбление словом, избиение.

3. Подготовиться к итоговому дидактическому тесту.

Тема: Логика и юриспруденция: обзор применимости

Занятие19.

Контрольные вопросы.

Задания: Подготовка к итоговому дидактическому тесту.

Наши рекомендации