Наблюдения за животным миром. Насекомые. В теплые, погожие дни ранней осени на лугах и лесных опушках трава как будто серебрится сетью паутины

Насекомые. В теплые, погожие дни ранней осени на лугах и лесных опушках трава как будто серебрится сетью паутины, а если взглянуть наверх, на фоне ярко-голубого неба можно увидеть тончайшие нити. Предложите присмотреться, откуда берется паутина. Это расселяются молодые паучки. Они забираются на возвышенные места и, подняв конец брюшка, выпускают паутинную нить. Ток теплого воздуха подхватывает довольно длинную нить и уносит паучка. Приземлившись, он спрячется под листья или засохшую траву и спит там до весны.
Напомните детям, что пауки полезные, не надо им мешать: пусть летят на новое место. Интересно рассмотреть паучка через лупу: как он выпускает нить, подбегает к месту ее прикрепления, откусывает и, подбирая свои ножки, пускается в путь-дорогу.
После первых заморозков жизнь насекомых замирает. Спросите, куда они делись. Собирая лиственную землю в лесу, дети находят их очень много. Насекомые заснули до весны - не надо их трогать.
Если встретится шмель, расскажите, что осенью все население шмелиной семьи вымирает, остаются только молодые шмели, которые, перезимовав, весной создадут новое гнездо. Гнезда шмелей находятся в земле.
Муравьев тоже не видно. Они собираются в глубине муравейника, где им будет тепло, и закрывают в него вход. Наблюдая за жизнью животных, подчеркните, что осенью они тоже готовятся к долгой холодной и голодной зиме.
Прогулки на водоем. В конце сентября побывайте с детьми у водоема. Спросите, что здесь изменилось.
Вода стала прозрачной, как разноцветные лодочки, красиво плавают упавшие красные и желтые листья. Водные растения опускаются на дно, а семена некоторых из них, например кувшинки и водокраса, прилипают к лапкам и перьям уток. При перелете они переносят их в другие водоемы.
Лягушки зарылись в ил до весны. Туда же спрятались и улитки. Рыбы собираются в стаи, мальки и взрослые - отдельно.
Жук-водолюб переселяется для зимовки на сушу. Он медленно ползет по сухой прибрежной траве, выбирая себе жилье. Наконец находит, зарывается под сухие листья и засыпает до весны.
Рассмотрите песок на берегу реки. Дети увидят в увеличительное стекло, что он состоит из отдельных мелких и крупных песчинок, ничем не связанных между собой. Предложите подумать и сказать, зачем песок насыпают в аквариум. Почему песок нужен птицам зимой?
Заготовьте чистый речной крупнозернистый песок. Он понадобится для подкормки птиц и черенкования комнатных растений весной.
Птицы. В начале осени покажите детям отлет журавлей. Они летят углом, двумя расходящимися назад рядами с длинными вытянутыми шеями. Иногда удается увидеть, как передовой журавль меняется местами со своим соседом. Один из них подлетает под другого и занимает его место.
После наблюдений разучите с детьми стихотворение М. А. Познанской «Журавли»:
Журавли летят, курлычут,
Шлют последнее «прощай»,
За собою лето кличут,
Забирают в теплый край.
Жалко мне цветных полянок
И журавликов моих!
Дети должны знать и о жизни диких зверей осенью. В наших лесах водятся медведь, волк, лиса, заяц, еж, белка. На прогулках иногда можно увидеть наколотый на сучок гриб. Это белка готовится к зиме.
Кроме грибов, она запасает орехи, желуди, шишки и прячет их в какое-нибудь старое дупло - все это пригодится холодной зимой.
Белка делает себе на зиму гнездо из прутиков, сплетает и крышу, чтобы не замочил дождь. Внутри выстилает его сухими листьями, а стены затыкает мхом, чтобы не проникал ветер. Если белка находит старое гнездо вороны или сороки, то приспосабливает его под свою квартиру.
В лесу нередко можно встретить и ежа. Иногда он похож на движущийся шар из осенних листьев. Не ловите его: пусть он спокойно устраивает свое жилище. Летом еж приносит очень много пользы.
Расскажите детям о медведе. Бурый медведь очень сильный и крупный зверь. У него жесткая, длинная шерсть, на голове небольшие уши. Ноги толстые, на широких лапах длинные и острые когти. Несмотря на свою неповоротливость, он быстро бегает, стоит на задних лапах, ловко лазает по деревьям; ходит переваливаясь.
Еще в августе медведь начинает очень много есть: забирается в поле, где растет овес, в малинник; в сентябре поедает ягоды, орехи, желуди. Очень любит мед, но, когда забирается на пасеку, приносит много вреда, ломая ульи, поедая вместе с медом и пчел.
Лиса и волк - хищники. Зимой они не спят и запасов осенью не делают. Шерсть у них, как и у всех зверей, отрастает и делается пушистой.

Труд в колхозном саду

Если есть возможность, покажите детям труд взрослых по сбору фруктов. Рассмотрите фруктовые деревья, усыпанные красными, желтыми, зелеными яблоками и грушами. Вспомните, какими яблоки были летом. Сравните их с осенними.
Поднимите яблоки, упавшие с дерева, разрежьте их и покажите детям, что здесь уже побывала гусеница-плодожорка: виден загрязненный ею ход. А где же сама гусеница? Она запряталась в щель ствола или в трещину коры.
Яблок-падалиц в саду немного: ведь здесь хорошие хозяева, они берегут сад, подбирают самую мелкую падалицу, чтобы удалить вместе с ней и гусениц. Иначе, упав вместе с яблоками, они выбираются из них и снова заползают на деревья.
Дети увидят, как ящики с поздними сортами яблок - антоновкой, анисом полосатым - осторожно ставят на весы, взвешивают, а затем грузят в машины и увозят в города. Обратите внимание на дружную работу взрослых. Они любят свой труд, поэтому так много уродилось вкусных яблок и груш.
Побывайте в саду после сбора урожая. Работа там продолжается. Садоводы убирают подпорки, удобряют и вскапывают землю под фруктовыми деревьями, чтобы не росли сорняки, чтобы в земле накопилось больше влаги за время зимы. Дети будут удивлены, увидев яблони, подпоясанные как поясом стружкой или мешковиной. Это ловчий пояс. Туда заберутся зимовать насекомые-вредители. Потом их легко оттуда выбрать и уничтожить. Снимите пояс со ствола и покажите, как там устроились гусеницы-плодожорки.
Предложите детям внимательно осмотреть ветки яблонь. Они увидят, что некоторые листья склеены между собой и скреплены паутиной. Разверните такой комок листьев и покажите молодых гусениц, которые будут здесь зимовать.
Это гнездо бабочки-златогузки. Белоснежную, с рыжим брюшком златогузку дети видели летом в лесу на деревьях: на иве, дубу, липе. Из кладки яиц златогузки вывелись гусеницы, которые вылезут весной и будут грызть почки на яблонях, а потом объедать листья.
В некоторых свернутых листьях попадаются белые коконы, в которых устроились зимовать гусеницы бабочки-боярышницы. Весной они сильно повреждают листья, соскабливая зеленую мякоть с верхней стороны. Садовники снимают и уничтожают эти гнезда. Большую пользу приносят и птицы, особенно синицы, посещающие сады зимой.
Чтобы дети увидели, как гусеницы объедают листья, как превращаются в бабочек, возьмите эти гнезда домой и поместите их в инсектарии или просто в коробки.
Ребят заинтересует, почему садоводы срезают ветви смородины и крыжовника. Рассмотрите их, и дети увидят, что они засохшие и уже ненужные. Расскажите, что садоводы заботятся не только о том, чтобы собрать урожай, но и о том, чтобы урожай был и в следующем году.

Труд на колхозном огороде

Понаблюдайте за коллективной работой людей на колхозном огороде. Сообщите детям заранее, куда они пойдут. Подойдя к огороду, обратите внимание, какой он большой, как красиво выделяется его зелень на фоне желтеющего леса, луга, как много здесь людей и машин.
Расскажите, как усердно трудились люди весной и летом, чтобы осенью собрать хороший урожай. Большое впечатление производит вид собранных овощей: огромные голубоватые кочаны поздней капусты, яркие тыквы. Скажите пословицу: «Холоден сентябрь, да сыт». Спросите детей, для кого взрослые собирают урожай. Попросите разрешения принять посильное участие в сборе урожая.
Перед уходом узнайте, когда Ьурут перепахивать огород. Побывайте там вторично. Понаблюдайте с детьми, как перепахивают почву. Полюбуйтесь видом пашни: просторное темное поле, и вдали, как жучок двигается трактор. Обратите внимание на крупные комья земли, которые остаются после плугов. Благодаря вспашке в земле удается накопить больше влаги за зиму. Кроме того, погибают все сорные травы, которые проросли осенью. Дети увидят, что сорняки лежат корешками вверх, они высохнут и погибнут.
Необходимо знакомить детей и с полевыми работами. Особенно интересно посмотреть, как сеют озимые культуры. Осенью тракторными плугами пахали и боронили землю, сеяли, а поздней осенью дети увидят огромный изумрудный ковер: это взошли озимые хлеба. Рассмотрите растения, их размеры, форму, научите определять рожь и пшеницу.
Объясните, что так они и будут зелеными зимовать под снегом. Детей это изумляет, если они увидят все своими глазами, а не на картинах.
Календарь погоды. В начале октября рассмотрите с детьми календарь погоды за сентябрь.

Труд взрослых

Во время прогулок обратите внимание на заботу взрослых о растениях: они готовят их к зиме - укрывают розы, выкапывают клубни георгинов, луковицы гладиолусов, убирают их в подвалы, очищают от сорняков и перекапывают землю под кустарниками и деревьями, подвязывают раскидистые кустарники, обрезают тонкие сучья.
Познакомьте детей с инвентарем садовника.

Наши рекомендации