Наблюдения за животным миром. Насекомые. Как только начинает пригревать весеннее солнце, появляются насекомые
Насекомые. Как только начинает пригревать весеннее солнце, появляются насекомые. Вначале мухи, комары, бабочки неподвижно сидят на заборах, затем, отогревшись, летают по участку в поисках пищи. Пусть дети понаблюдают за бабочками: сравнят их по цвету, величине.
Возле деревьев копошатся жуки, ползают муравьи. Подойдите к муравьиной куче и объясните, что это только часть муравейника, под ней еще есть подземное гнездо. Рассмотрите кучу и спросите, из чего она состоит. Больше всего здесь хвоинок, кусочков коры, веточек, почек, чешуек и комочков почвы. Их притащили маленькие труженики — муравьи.
В куче дети заметят дырочки. Это ходы во внутренние коридоры. Муравьи беспрестанно снуют, и каждый что-то несет. Они тоже недавно проснулись и пока еще вялые.
Положите на муравейник кусочек сахара. Муравьи сразу же облепят его и постараются отнести вовнутрь: они любят сладкое. Летом еще раз побывайте у муравейника, понаблюдайте за жизнью муравьев. Скажите, что люди берегут муравейники, огораживают их.
Птицы. С приближением весны дети замечают, что корм, насыпанный в кормушки, все чаще остается нетронутым. Объясните, что птицы улетели: одни — ближе к северу, где холоднее, другие — в лес, где появились насекомые. Оставшиеся птицы заметно изменились.
Вороны и галки летают парами, высматривая места для гнезд, и громко кричат. Овсянок зимой трудно было отличить от воробьев. Весной их серенькие перышки стали желтыми, а сами они, молчаливые зимой, поют теперь звонко, с переливами.
Воробьи стали громче чирикать, затевать между собой драки. Забавно видеть, как они купаются в весенних лужах.
Скажите детям, что скоро начнут прилетать птицы из теплых краев. Покажите темные гнезда грачей на деревьях. Прислушайтесь: здесь еще тихо.
Наконец появились крупные черные птицы с большими клювами. Рассмотрите их внешний вид и предложите сравнить с вороной и галкой: чем они похожи и в чем различие.
Грачи важно разгуливают по проталинам, зорко высматривая жуков и червяков на просохшей земле. В сельской местности они деловито шагают за трактором во время боронования зяби и то и дело поднимают с земли личинок.
Скажите детям, что грач очень полезная птица. Он поедает вредных гусениц, слизняков, личинок, которые живут в земле и портят всходы, подгрызая молодые корешки. Загадайте загадку:
Всех прилетных птиц черней,
Враг личинок, друг полей,
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовется птица —...
(Грач.)
Дети средней группы принимают участие в традиционном утреннике — Дне птиц, затем выносят на участок скворечники, а взрослые прикрепляют их к деревьям.
Обратите внимание, что в парке тоже появилось много скворечников, которые сделали школьники ко Дню птиц. Дети заметят и другие домики: синичники, дуплянки. Все приготовлено для того, чтобы в наших садах и парках поселилось как можно больше птиц.
Скоро они будут вить гнезда и выводить птенцов, которым нужно много мягкого корма. Птицы уничтожают вредных насекомых и их гусениц, и наши парки будут всегда зеленые.
Интересно наблюдать, как возятся прилетевшие скворцы в скворечниках: выбрасывают оттуда все старье, а иногда выгоняют поселившихся там воробьев. Понаблюдайте, как скворец, сидя на ветке перед своим домиком, размахивает крылышками, вертит головой и широко раскрывает клюв.
Прислушайтесь к его пению. Оно напоминает то мяуканье кошки, то кукареканье петуха, то скрип телеги. Загадайте детям загадку: «На шесте — дворец, во дворце — певец. А зовут его...» (Скворец)
Посмотрите, как скворцы осыпали деревья фруктового сада и собирают на ветках гусениц.
В начале апреля прилетают жаворонки. Дети вспоминают, как на даче летом они слушали их пение. Жаворонка не видно, только высоко в небе слышны его звонкие трели. В первой половине мая появляются ласточки. Их легко узнать по оперению: спинка темная, а горлышко и грудка белые, хвост напоминает вилку.
Вначале они стайками сидят на проводах или антеннах и щебечут. Затем начинают летать и ловить в воздухе насекомых. Загадайте загадку про ласточку: «Спереди — шильце, сзади — вильце, на груди — белое полотенце».
Немного позже ласточек прилетают стрижи. Предложите детям понаблюдать за ними и рассказать, чем они отличаются от ласточек. Брюшко и грудка у ласточки белые, а у стрижа темные. Крылья у стрижа длиннее, чем у ласточки. Ласточка приятно щебечет, а стриж пронзительно кричит. Стриж тоже очень полезная птица: она ловит в воздухе вредных насекомых и этим питается.
Домашние животные. Расскажите детям, что весной у всех животных появляются детеныши. Хорошо наблюдать за их постепенным развитием: как они начинают ходить, затем через короткое время приобретают ловкость, уверенность в движениях и т. д.
Обратите внимание, как внимательно следят животные за своим потомством: кормят, охраняют от опасности.
Большой интерес вызывает у детей наблюдение за молодняком домашних животных, пасущихся на лугу. Телята, ягнята очень резвые: прыгают и бегают друг за другом по зеленой траве, пытаются щипать ее. Маленькие жеребята на длинных ногах стараются держаться около своих мам.
Прогулки на водоем. Когда вода в водоемах прогреется, обязательно побывайте там. У самого берега дети увидят коричневых лягушек. Рассмотрите их и скажите, что это лягушки травяные, но приходят к воде. Недавно они проснулись и теперь отогреваются на солнце после долгой холодной зимы. Понаблюдайте, как скачет лягушка, как она квакает, вспомните песенку про лягушку.
Труд весной. В парке кипит работа. Там сажают деревья и кустарники. Покажите детям, какие глубокие ямы вырыли взрослые для их посадки.
Рассмотрите саженцы: они еще маленькие, но корневая система у них хорошо развита. Объясните, что корни будут доставлять воду и вещества из земли для питания растения.
Понаблюдайте, как садовники очищают газоны от прошлогодней травы и подготавливают новые. Объясните, что газон специально сеют, чистят и подстригают.
У детей уже есть опыт посева семян. Теперь они могут посадить луковицы на зелень, посеять горох, редис, укроп, а в конце мая — семена кабачков. Перед посевом предложите рассмотреть семена и сравнить их: у гороха и редиса они круглые; у гороха крупные, а у редиса мельче и цвет другой; у укропа зеленые, плоские, хорошо пахнут; у кабачков крупные, белые.
Учите детей правильно поливать. Спросите, какой водой они поливают комнатные растения. Такой же надо поливать и огородные. Объясните, что надо идти вдоль грядки, нагибая лейку близко к растениям.
Детей можно привлечь к прополке гряд с боков, а между растениями пропалывает воспитатель. Скажите, что сорняки отнимают у растений питательные вещества, забирая их из земли. Покажите, какие сорняки надо выдергивать. В первую очередь лебеду. У нее нежные листья, с нижней стороны покрытые серебристым налетом. Она легко выдергивается.
Покажите, как надо вырывать сорняки: ближе к корню, чтобы удалить его вместе с растением. Во время прополки у каждого ребенка должно быть ведерко или корзиночка для сорняков. Покажите место, куда надо относить и складывать сорняки.
По окончании работы пусть дети полюбуются грядками, посмотрят, как просторно стало растениям после прополки, теперь они будут хорошо расти.
ЛЕТО
Летом вся жизнь детей в основном проходит на воздухе. Выходя утром на участок, продолжайте отмечать погоду: есть ли на небе солнце, или оно закрыто облаками, есть ли ветер, тепло или прохладно и т. д.
Воспитатель отмечает вместе с детьми, что солнце ярко светит и греет, небо чистое, ветер слабый, тепло. Дети привыкают систематически следить за погодой и сообщать воспитателю свои наблюдения.
Прогулки на луг. Сходите на луг с детьми утром, пока трава покрыта росой. Воздух наполнен запахом цветов, хотя некоторые из них еще закрыты зелеными листочками: одуванчик, вьюнок и др. Прислушайтесь к утренним звукам. Высоко в небе поет-звенит жаворонок. Стрижи, пронзительно крича, гоняются в воздухе за насекомыми.
Пастух гонит стадо и громко щелкает длинным кнутом. В деревне перекликаются петухи. На далеком поле слышен рокот трактора. Весь луг залит солнцем.
Предложите детям найти знакомые им растения. Они укажут на одуванчик, ромашку. Вот растение с желтыми цветками, немного похожее на львиный зев, который растет в цветнике. Но у львиного зева цветки крупные, а эти мелкие. Скажите, что цветок называется льнянкой. Лютик дети тоже узнают по блестящим ярко-желтым лепесткам. Над лугом порхают бабочки. Пчелы перелетают от цветка к цветку, собирая сладкий сок (нектар).
Спросите, какими красками можно нарисовать луг (зеленой — траву и желтой — цветы).
В следующий раз пойдите на луг днем. Он кажется пестрым: цветы все раскрылись. На лугу тихо, только слышно стрекотание кузнечиков в траве. Найти их довольно трудно. Если удастся, рассмотрите его с детьми: тело у него удлиненное, на голове выпуклые глаза и длинные, загибающиеся назад усики.
Дети удивляются строению ног кузнечика — «коленками назад». Кузнечик может быстро ползать и прыгать. Вспомните, кто еще прыгает. (Заяц, воробей, сорока.)
После наблюдений за кузнечиком дети делают вывод, что он живет в траве и сам похож на травку по форме тела и цвету, поэтому его трудно заметить. Расскажите, что кузнечики любят солнце. По утрам, лежа на солнце, они «принимают солнечные ванны», поворачиваясь с одной стороны на другую.
Дети могут увидеть и серого кузнечика. Если его начинают ловить, он невысоко взлетает, раскрывая яркие, цветные крылья, а затем снова прячется в траву. Серый кузнечик тоже очень любит солнце. Кузнечики питаются мелкими насекомыми и растительной пищей.
Над цветущим лугом порхает много бабочек. Предложите детям понаблюдать за бабочками, когда они летают и когда, сложив крылья, сидят на цветках. У летающих бабочек крылья ярко окрашены, а у сидящих, когда крылья сложены и видна их оборотная сторона, тусклые и одноцветные. Так их меньше заметно.
Дети увидят в траве разнообразных гусениц. Скажите, что они появляются из яичек, которые откладывают бабочки. Гусеницы прожорливы, объедают листья и приносят большой вред растениям. Обратите внимание детей, как много птиц вьется над лугом. Они собирают гусениц и улетают кормить своих птенцов.
Полюбуйтесь с детьми вечерним лугом. Цветки растений закрылись, луг стал зеленым и погружается в сон. Обратите внимание на чудесные краски летнего заката. Слышен какой-то скрип: это кричит коростель — дергач. Становится прохладно.
После прогулки поиграйте с детьми в игру «Угадай: чей цветок?». Опишите внешний вид цветка, а дети должны отгадать, как он называется. Загадайте загадку или прочитайте четверостишие про цветок, например: «У цветочка белый венчик и оранжевый глазок». (Ромашка.)
Воспитатель предлагает вспомнить разученные ранее стихотворения Е. Серовой «Одуванчик», «Колокольчик», «Фиалка» и прочитать их, глядя на цветы.
Прогулки в лес. С нетерпением ждут дети прогулок в лес.
Сначала посмотрите на него издали. В лесу пусть дети немного побегают, освоятся, узнают знакомые деревья.
Покажите детям группу берез. Обратите внимание, что они все разные. «Вот березы как три сестрички,— говорит воспитатель,— а вот одна низконизко наклонила свои ветви». Скажите детям, что народ сложил о березе много песен, стихотворений:
Береза, моя березонька,
Береза моя белая,
Береза кудрявая!
На тебе, березонька,
Листья зеленые;
Под тобой, березонька,
Трава шелковая.
Затем посмотрите, какие цветущие растения растут в лесу, поищите ландыши. Пусть дети полюбуются красотой и почувствуют необыкновенный аромат цветка.
Прочитайте стихотворение Е. Серовой «Ландыш»:
Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется: его задень,
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышит луг,
И птицы, и цветы...
Давай послушаем,
А вдруг
Услышим — я и ты?
Загадайте загадку про ландыши: «Белые горошки на зеленой ножке». Воспитатель не должен забывать, что ландыш ядовит.
Лес полон звуков. Прислушайтесь к ним. Где-то недалеко воркует горлица, кукует кукушка, радостно щебечут, свистят невидимые птицы. Скажите детям, что птицы сейчас сидят в гнездах на яйцах, согревают их. Потом из яиц вылупятся птенцы. Если мы будем беспокоить птиц, они улетят, яйца остынут и птенцы погибнут. Этих слов достаточно, чтобы дети не заглядывали в найденные гнезда и не гонялись за птицами.
Перед уходом еще раз полюбуйтесь лесом, спросите, чем он понравился детям. Скажите, что люди любят растения, лес, луга. Недаром в народе говорят: «Растение — земли украшение». Не забывайте повторять слова при наблюдениях, чтобы дети хорошо их запомнили.
В следующий раз пойдите в лес во время цветения липы. Рассмотрите дерево, его невзрачные цветки, пахнущие медом.
Послушайте, как гудят возле липы пчелы. Вспомните с детьми, для чего пчелы собирают сок из цветов липы. Сравните лист липы и лист березы.
Сидя под липой, спросите детей, почему так прохладно под деревом. Они скажут, что на открытом месте жарко, а под липой много тени. Постарайтесь поймать ящерицу и показать ее детям. Тело ящерицы длинное, зеленоватое, под цвет травы, покрытое роговой чешуей.
У ящерицы короткие, ноги. Когда она бежит, тело изгибается. Несколько дней ящерица может пожить в террариуме, чтобы дети рассмотрели ее поближе. Ест она насекомых и растительную пищу. Подержав ее немного в группе, отнесите в лес на то же место, где нашли.
Через некоторое время дети замечают, что в лесу стало значительно тише. Объясните, что у многих птиц вывелись птенчики. Птицы заботятся о них, стараются достать побольше корма.
Вспомните, как долго гоняются в воздухе за кормом стрижи и ласточки. А лесным птицам приходится искать жуков, пауков, гусениц, червей на деревьях и под ними. Скажите, что птицы иногда очень далеко летают за кормом: на поля, на луга, на огороды. Они приносят большую пользу людям, сохраняя урожай.
Понаблюдайте за муравьями. Они уже не те, что были весной: оживились, быстро бегают, многие что-то несут. На муравейнике дети увидят какие-то белые зерна. Это семена травы ожики, которые притащили муравьи. Найдите эту траву и покажите детям. Это первая цветущая трава.
Ходя в лес за ягодами, а затем за грибами, приучайте собирать все осторожно, не ломая веток, не пугая лесных обитателей. Напоминайте о других людях, которые придут в лес наслаждаться красотой природы. Скажите детям народную пословицу: «Рощи да леса — всему краю краса».
В лесу или на лугу поиграйте в игру, которая развивает внимание: «Найди другую — не такую». Дети становятся в круг. Воспитатель срывает травинку и передает ребенку, говоря: «Найди другую — не такую». Ребенок рассматривает ее и ищет вокруг себя не похожую на ту, что у него в руках, затем передает следующему. В конце игры воспитатель отмечает, что даже на таком небольшом участке очень много разных растений.
Внимание и интерес к природе развивает игра «Найди такую же». Ребенок должен найти такую же травинку, как у воспитателя. После игр с растениями не бросайте сорванную траву, а засушите ее, потом приклейте в альбом и поместите в уголок природы.
Прогулки на водоем. Дети любят прогулки на водоем. Летом у воды прохладнее. Зачерпните немного воды, пусть дети ее потрогают. Спросите, почему в водоеме теплая вода.
Посмотрите, как на самой поверхности воды кружится целая стая черных жучков. Они то прыгают вверх, то ныряют под воду. Это жучки-вертячки. Рассмотрите их с детьми.
Дети бывают очень удивлены видом водомерки. Клоп на длинных ногах свободно бегает по поверхности воды, как будто меряет шагами воду.
Если вам удастся поймать стайку мальков и поместить в широкую банку, рассмотрите их внимательно. У них сплюснутое с боков узкое тело, покрытое чешуей, есть плавники, хвост. Рыбы легко опускаются вниз, поднимаются, меняют направление. Объясните, что эти маленькие рыбки — мальки. Они недавно появились из икринок. Выпустите их в речку, пусть подрастут.
Интересно рассмотреть тритонов. У них вытянутое тело с длинным хвостом, сжатое с боков. Некоторые из них ярко окрашены, и на спине высокий гребень. Спросите детей, похож ли тритон на лягушку.
Обратите внимание, как порхают над водоемом стрекозы: прозрачные крылья блестят на солнце. Есть стрекозы с голубыми и зелеными крыльями. А вот бабочка, похожая на моль, только тело у нее покрыто волосками. Когда она сидит, то складывает крылья, как крышу, домиком.
В следующий раз рассмотрите растительность водоема. Дети обратят внимание, что она непохожа на луговую или лесную. Покажите камыш, тростник, рогоз — высокие сухие растения, корни которых в воде.
Прогулки на пастбище. На пастбище дети спрашивают, где живут коровы, кто их хозяин, чем их кормят. Предложите посмотреть, как пасутся коровы, что они едят на лугу, как пастух гонит их на водопой, как они пьют там воду. Понаблюдайте их возвращение вечером домой.
Во время наблюдений загадайте загадки: «My, му — молочка кому?» (Корова.) «Острые рожки, тонкие ножки, то травки пучок, то сена клочок она добывает и сыта бывает». (Коза.)
Спросите, как называют животных, которые живут с людьми. Скажите, что народ любит домашних животных, называет их своими друзьями, сочиняет про них стихи:
У людей
Есть помощники, други верные:
А первый друг-то — лошадушка,
А второй-то друг — коровушка,
А третий друг-то — овечушка,
А четвертый друг — сера кисонька,
А пятый друг — верный пес Барбос.
Други верные и помощники.
На огороде. Вот поспел горох. Дети угощают им малышей. Он кажется особенно сладким, так как они вырастили его сами.
Вспомните игру с зайцем, который растерял овощи. Он появляется и сейчас. Теперь зайчата посылают детям подарки. Воспитатель помещает овощи в мешочек.
Дети на ощупь определяют и описывают овощи, а остальные отгадывают. Когда все овощи будут вынуты, зайчик спрашивает, как их можно назвать одним словом. Затем зайчик угощает детей морковью и репой, приготовленными заранее.
Покажите детям колхозный огород, понаблюдайте, как работают на нем взрослые. Спросите, красиво ли на огороде, большой ли он, ровные ли грядки. Обратите внимание на крупные кочаны капусты. Предложите подумать и сказать, зачем так много овощей посеяли и посадили земледельцы. Вспомните красивые витрины овощных магазинов в городе.
Понаблюдайте, как отправляют овощи в город. Одну за другой нагружают машины. Все кто живет в городе, будут довольны.
В саду. Пойдите с детьми в колхозный фруктовый сад во время сбора плодов. Вспомните, как красиво цвели фруктовые деревья. Теперь детей поражает обилие яблок и груш. Ветки с яблоками почти касаются земли. Уточните, что груши и яблоки — это фрукты.
Дайте каждому ребенку яблоко и грушу и попросите сравнить их по форме, цвету, вкусу. Посмотрите, как упакованные плоды отправляют на машинах в магазины.
В поле. Детям необходимо знать, откуда берется хлеб. Для этого им нужно показать уборку ржи или пшеницы. Полюбуйтесь общим видом поля, его простором, шелестящими колосьями, которые блестят на солнце. Подойдя поближе, сорвите один колос и высыпьте зерно на руку.
Скажите, что это рожь (пшеница). Раздайте детям по зернышку, пусть они рассмотрят его, понюхают, попробуют. Спросите, много ли зерен в одном колосе, какое зерно.
Предложите посмотреть, как комбайн будет убирать урожай. Обратите внимание на острые ножи, которые срезают колосья, как сыплется зерно в подъехавшую машину, как его много, какое оно чистое. Теперь зерно повезут на мельницу, смелют, и будет мука. Из муки замесят тесто и испекут хлеб.
Скажите, что хлеб пекут на хлебозаводе, где большие печи и все делают машины. Вспомните с детьми, как на кухне повар пек булки.
Понаблюдайте, как комбайн выбрасывает солому, рассмотрите ее с детьми: там нет зерен. Вот какую умную машину придумали люди! Она все делает сама: срезает рожь, вымолачивает, провеивает зерно.
Походите с детьми по стерне: они увидят, где прошел комбайн, там колосьев не осталось. Много хлеба будет для людей.
Старшая группа
В старшей группе представления детей о природных явлениях в неживой и живой природе расширяются и уточняются, формируется реалистическое понимание этих явлений и умение устанавливать взаимосвязь между ними.
Воспитатель продолжает развивать способность наблюдать сезонные изменения, выделять характерные признаки, анализировать, обобщать и правильно передавать воспринятое словами и в рисунках; воспитывает у детей любовь к природе, стремление охранять ее.
Воспитатель закрепляет и углубляет трудовые навыки и умения детей, приучает старательно, аккуратно выполнять трудовые поручения, развивает желание помочь старшим.