Техника физических упражнений
Под техникой физических упражнений понимают способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с большей эффективностью.
Требования, предъявляемые к спортивной технике в различных видах физических упражнений, специфичны. В зависимости от этих требований, а также условий, в которых спортивное действие происходит, различают следующие три группы видов спорта.
Первая группа — виды спорта, в которых требования к способу выполнения упражнения строго регламентированы. К этой группе относятся спортивная и художественная гимнастика, акробатика, прыжки в воду, фигурное катание на коньках. В этих видах" спорта оцениваются точность выполнения движений и их техническая (координационная) сложность.
Вторая группа — виды спорта, в которых технику выполнения упражнений определяется достижением максимального количественно измеряемого результата. К этой группе относится большинство видов спорта ациклического и циклического характера: тяжелая атлетика, легкая атлетика, гребля, плавание, велосипедный спорт и т. п.
Третья группа — все виды спортивного единоборства и спортивных игр. Спортивные действия в них характеризуются значительной вариативностью, что объясняется взаимодействием спортсменов в переменных условиях. Разнообразие этих условий предъявляет высокие требования к приспособительной изменчивости техники исполнения каждого действия и приема.
Спортивное действие включает в себя целостную систему взаимосвязанных движений. Однако не все движения в этой системе являются одинаково важными. Поэтому в теории и практике физического воспитания различают основу техники, основное звено и детали техники.
Основа техники — это совокупность относительно неизменных, необходимых и достаточных для решения двигательной задачи движений. В каждом физическом упражнении можно выделить такие элементы и свойства движений, отсутствие которых приведет либо к невыполнению, либо к искажению его.
Основное звено техники — это наиболее важная и решающая часть в технике (отталкивание в прыжках, финальное усилие в метаниях).
Детали техники — это второстепенные особенности движения, которые могут в известных пределах видоизменяться, не вызывая нарушений его основного механизма. Например, основой техники прыжка в высоту с разбега будет ускоряющийся разбег и отталкивание, соединенное с быстрым и высоким махом другой ноги. Но разбег может быть большим или меньшим, а мах может быть выполнен сильно или мало согнутой ногой. Это и будут детали техники прыжка в высоту с разбега. Различия в деталях техники зависят в основном от индивидуальных особенностей занимающихся и тех внешних условий, в которых данное физическое упражнение выполняется. На длину и скорость разбега может оказать влияние состояние грунта.
Понятие, что чем в большей мере будут учтены индивидуальные особенности занимающихся (как врожденные, так и приобретенные), тем лучше будет конечный спортивный результат.
При изучении новых движений часто возникает необходимость расчленить все упражнение на части. Такие части движения, следующие по времени одно за другим, называют фазами.
Можно выделить три фазы: подготовительную, основную (иногда называемую главной, или рабочей) и заключительную. Все они взаимосвязаны друг с другом: каждая предыдущая оказывает влияние на выполнение последующей.
Значение подготовительной фазы состоит в том, чтобы создать наиболее выгодные условия для выполнения движений в основной фазе (замах в метательных и ударных движениях, небольшое сгибание ног перед отталкиванием в прыжках, занос весла перед гребком и т. п.).
В основной фазе движения направлены непосредственно на решение главной задачи. В структуре спортивного действия эти движения занимают центральное место. В метательных движениях это будет финальное усилие, в прыжках — отталкивание, в гребле — гребок и т. п.
В заключительной фазе движения либо пассивно «затухают» (движение руки после выпуска снаряда), либо активно затормаживаются (приземление в прыжках). В некоторых физических упражнениях заключительной фазе придается немаловажное значение (устойчивое приземление при соскоках и прыжках в спортивной гимнастике, устойчивое положение тела в легкоатлетических метаниях). Успешность заключительных движений зависит от способа выполнения движений в основной фазе.
Эффект физических упражнений существенно зависит от биомеханических характеристик отдельных движений. Различают пространственные, временные, пространственно-временные и динамические характеристики движений.
Пространственные характеристики. К ним относятся положение тела и его частей (исходное положение и оперативная поза в процессе выполнения движения), направление, амплитуда, траектория.
От исходного положения во многом зависит эффективность последующих действий. Так, например, сгибание ног и замах рук перед отталкиванием в прыжках с места во многом определяют эффективность последующих действий (отталкивание и полет) и конечный результат.
Не менее важную роль играет и определенная поза в процессе выполнения упражнения. От того, насколько она будет рациональна, зависит и конечный результат. Например, при неправильной посадке конькобежца затрудняется техника бега; неправильная поза при прыжках с трамплина не позволяет в полной мере использовать воздушную подушку и осуществлять планирующий полет.
Направление движения влияет на точность двигательного действия и его конечный результат. Например, отклонение руки от правильного положения при метании копья или диска существенно
отражается на направлении полета снаряда. Поэтому, осуществляя двигательное действие, каждый раз выбирают такое направление, которое бы в наибольшей мере отвечало рациональной технике.
Рациональная техника во многом зависит от амплитуды в подготовительных или основных фазах движения. Во многих случаях она определяет: 1) длительность приложения сил и, следовательно, величину ускорения (что очень важно, например, для результата в метаниях); 2) полноту растяжения и сокращения мышц; 3) эстетику и красоту выполняемых движений, характерных для спортивной и художественной гимнастики, фигурного катания на коньках и др. Амплитуда движений зависит от строения суставов и эластичности связок и мышц.
Существенное значение для эффективности физических упражнений имеет траектория движения. По форме она может быть криволинейной и прямолинейной. Во многих случаях оправданной является закругленная форма траектории. Это связано с нецелесообразными затратами мышечных усилий. В других случаях предпочтительной является прямолинейная форма траектории (удар в боксе, укол в фехтовании и т.п.).
Временные характеристики. К ним относятся длительность движений и темп.
Длительность упражнения в целом (бега, плавания и т.п.) определяет величину его воздействия (нагрузку). Длительность отдельных движений влияет на выполнение всего двигательного действия.
Темп движения определяется количеством движений в единицу времени. От него зависит скорость перемещения тела в циклических упражнениях (ходьба, бег, плавание и т.п.). Величина нагрузки в упражнении также находится в прямой зависимости от темпа.
Пространственно-временные характеристики — это скорость и ускорение. Они определяют характер перемещения тела и его частей в пространстве. От скорости движений зависят их частота (темп), величина нагрузки в процессе выполнения упражнения, результат многих двигательных действий (ходьбы, бега, прыжков, метаний и др.).
Динамические характеристики. Они отражают взаимодействие внутренних и внешних сил в процессе движений. Внутренними силами являются: силы активного сокращения — тяги мышц, силы упругого, эластичного сопротивления растягиванию мышц и связок, реактивные силы. Однако внутренние силы не могут перемещать тело в пространстве без взаимодействия с внешними силами. К внешним силам относятся силы реакции опоры, гравитационные силы (сила тяжести), трения и сопротивления внешней среды (вода, воздух, снег и др.), инерционные силы перемещаемых предметов и т.д.
Ритм как комплексная характеристика техники физических упражнений отражает закономерный порядок распределения усидий во времени и пространстве, последовательность и меру их изменения (нарастание и уменьшение) в динамике действия. Ритм объединяет все элементы техники в единое целое, является важнейшим интегральным признаком техники двигательного действия.
Критерии оценки эффективности техники.Под педагогическими критериями эффективности техники понимаются признаки, на основе которых преподаватель может определить (оценить) меру соответствия наблюдаемого им способа исполнения двигательного действия и объективно необходимого.
В практике физического воспитания используются следующие критерии оценки эффективности техники:
1) результативность физического упражнения (в том числе и спортивный результат);
2) параметры эталонной техники. Сущность его заключается втом, что сопоставляются параметры наблюдаемого действия с параметрами эталонной техники;
3) разница между реальным результатом и возможным.
Ближайший (следовой) и кумулятивный эффекты упражнений.Эффект от выполнения любого физического упражнения может наблюдаться непосредственно в процессе его выполнения и по истечении определенного промежутка времени. В первом случае говорят о ближайшем эффекте упражнения, который характеризуется, кроме прочего, утомлением, наступившим в результате длительного или неоднократного выполнения упражнения в процессе занятия. Во втором случае имеет место следовой эффект упражнения.
При этом в зависимости от интервалов времени, проходящего до очередного занятия, выделяют следующие фазы изменения эффекта упражнений: фазу относительной нормализации, суперкомпенсаторную и редукционную фазы.
В фазе относительной нормализации следовой эффект упражнения характеризуется развертыванием восстановительных процессов, приводящих к восстановлению оперативной работоспособности до исходного уровня.
В суперкомпенсаторной фазе следовой эффект упражнения выражается не только в возмещении рабочих трат, но и в компенсации их «с избытком», превышении уровня оперативной работоспособности над исходным уровнем.
В редукционной фазе следовой эффект упражнения теряется, если время между занятиями слишком продолжительно. Чтобы этого не произошло, необходимо проводить последующие занятия или в фазе относительной нормализации, или в суперкомпенсаторной фазе. В таких случаях эффект предыдущих занятий будет «наслаиваться» на эффект последующих. В результате возникает качественно новый эффект системного использования упражнений — кумулятивно-хронический эффект. Он является, таким
образом, общим результатом интеграции (соединения) эффектов регулярно воспроизводимого упражнения (или системы различных упражнений).
В физическом воспитании главный смысл обеспечения долговременного кумулятивного эффекта упражнений заключается в развитии тренированности, сохранении и дальнейшем улучшении физической подготовленности. Но кумуляция эффекта упражнения может привести и к отрицательным последствиям, если нарушаются закономерности физического воспитания, в частности, хронически допускаются чрезмерные нагрузки. Следствием этого могут быть перенапряжение, перетренированность и т.д.