Техника физических упражнений: общее понятие, основа техники, главное звено, детали.

Техника физических упражнений – способ выполнения двигательного действия, с помощью которых двигательная задача решается наиболее целесообразно с относительно большей эффективностью.

В физическом упражнении выделяют три фазы:

- подготовительная (создает наиболее благоприятные условия для выполнения главной задачи действия); - основная (движения, с помощью которых решается главная задача действия); - завершающая (завершает действие).

Эффект физических упражнений зависит от биомеханических характеристик отдельных движений:

- пространственные – положение тела и его частей (и.п., оперативная поза), направление, амплитуда, траектория;

- временные – длительность движений (величина воздействия – нагрузка) и темп (количество движений в единицу времени);

- пространственно-временные – скорость и ускорение (определяют характер перемещения тела и его частей в пространстве);

- динамические – взаимодействие внутренних (силы активного сокращения - тяги мышц, сила упругого сопротивления растягиванию мышц, реактивные силы) и внешних (реакции опоры, гравитационные, трения и сопротивления внешней среды и т.д.) сил в процессе движений.

Критерии эффективности техники – признаки, на основе которых оценивается мера соответствия наблюдаемого способа двигательного действия объективно необходимому:

1) результативность физического упражнения:

- эффективность – соответствие решаемым задачам и высоким конечным результатам, уровню физической, технической, психической подготовленности;

- стабильность – помехоустойчивость, независимость от внешних и внутренних условий;

- вариативность – коррекция двигательных действий от условий соревнований;

- экономичность – рациональная затрата усилий, времени, пространства;

- минимальная тактическая информативность для соперника.

2) параметры эталонной техники (сопоставление параметров наблюдаемого действия с параметрами эталонной техники);

3) разница между реальным и возможным результатом.

38 Типовая программа по физической культуре для основной школы - средних классов, ее функциональное назначение, структура, направленность и содержание.

Задачи: совершенствование приобретенных навыков, соблюдение гигиенических правил, ознакомление с основами самоконтроля и оказание первой медицинской помощи; гармоничное развитие организма, закрепление навыков правильной осанки и устойчивости к условиям внешней среды; выработка организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, формирование умений адекватной оценки собственных физических возможностей, воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи и т.д.Основы знаний: гигиена труда и отдыха, влияние ФУ на организм, основные компоненты ФК и т.д.

Двигательные умения, навыки и способности: 1.гимнастические и акробатические упражнения (упражнения в построениях и перестроениях, ОРУ с предметами и без, ОРУ в движении, упражнения в висах и упорах, на различных гимнастических снарядах, опорные прыжки, акробатические упражнения); 2.легкоатлетические упражнения (бег с высокого и низкого стартов, с ускорением, с максимальной скоростью, в равномерном темпе, кросс, прыжки в длину и в высоту с разбега, метание малого мяча в горизонтальной и в вертикальной плоскости в цель с места и с разбега); 3.лыжная подготовка (передвижения классическими шагами, подъемы и спуски в гору и с горы, торможения при спусках, повороты в движении, прохождение дистанции); 4.спортивные игры (футбол, баскетбол, волейбол, ручной мяч) 5.плавание (специальные упражнения для освоения кролей и брасса, повторное проплывание отрезков 25- 50, 100- 150 м., игры и развлечения на воде); 6.элементы единоборств.

39 Спортивная ориентация и отбор в спорте (этапы отбора, критерии отбора)

Спортивный отбор- это комплекс мероприятий, позволяю­щих определить высокую степень предрасположенности (одарен­ность) ребенка к тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорта).

Спортивная ориентация— система организационно-методичес­ких мероприятий, позволяющих наметить направление специали­зации юного спортсмена в определенном виде спорта.

Спортивная ориентация исходит из оценки возможностей конкретного человека, на основе которой производится выбор наиболее подходящей для него спортивной деятельности.

Задачи спортивной ориентации:

- выбрать для каждого занимающегося вид спортивной деятельно­сти;

- отобрать наиболее пригод­ных, исходя из требований вида спорта.

Способности— это совокупность качеств личности, соответствующая объективным условиям и требованиям к определенно' деятельности и обеспечивающая успешное ее выполнение.

Спортивный отбор начинается в детском возрасте и заверша­ется в сборных командах страны для участия в Олимпийских иг­рах. Он осуществляется в четыре этапа:

На первом этапе отбора - массовый просмотр контингентов детей 6—10 лет с целью их ориентации на занятия тем или иным видом спорта. В группы начальной подготовки ДЮСШ принимаются дети в соответствии с возрастом, определенным для данного вида спорта, критерии спортивной ориентации - рекомендации учи­теля физической культуры, данные медицинского обследования, ан­тропометрические измерения и их оценка с позиций перспективы.

На втором этапе отбора выявляются одаренные в спортивном отношении дети школьного возраста для комплекто­вания учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования ДЮСШ, СДЮШОР, УОР. Отбор проводится в течение последнего года обучения в группах начальной подготовки по программе: оценка состояния здоровья; выполне­ние контрольно-переводных нормативов, антропометрические измерения; выявление темпов прироста физических качеств и спортивных результатов. Осуществляется систематическое изучение каждого учащегося с целью окончательного определения его индивидуальной спортивной специали­зации

На третьем этапе от бора - поиск перспектив­ных спортсменов и зачисления их в центры олимпийской подго­товки СДЮШОР и УОР, комплектование групп спортивного совершенствования.

На четвертом этапе отбора - просмотровые учебно-трениро­вочные сборы. Отбор кандидатов осуществляется с учетом следу­ющих показателей:

1) спортивно-технические результаты и их динамика (начало, вершина, спад) по годам подготовки);

2) степень закрепления техники выполнения наиболее неус­тойчивых элементов при выполнении упражнения в экстремаль­ных условиях;

3) степень технической готовности и устойчивости спортсмена к сбивающим факторам в условиях соревновательной деятель­ности.

Основной формой отбора кандидатов в сборные команды страны служат спортивные соревнования.

Наши рекомендации