Лекция 27.Роль теорий учения и анализа потребностей в проектировании профильно-ориентированного курса английского языка
1.Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования.
2.Основные принципы и возможные направления профилизации и структуры профилей.
3.Организация предпрофильной подготовки.
Обучение иностранному языку (английскому) в старшей школе должно обеспечивать преемственность с подготовкой учащихся в основной школе. К моменту окончания основной школы учащиеся достигают допорогового (А2 по общеевропейской шкале) уровня коммуникативного владения английским языком при выполнении основных видов речевой деятельности (говорения, письма, чтения и аудирования), который дает им возможность продолжать языковое образование на старшей ступени в полной средней школе, используя английский язык как инструмент общения и познания. В 8-9 классах учащиеся уже приобрели некоторый опыт выполнения иноязычных проектов, а так же других видов работ творческого характера, который позволяет на старшей ступени выполнять иноязычные проекты межпредметной направленности и стимулирует их к интенсивному использованию иноязычных Интернет-ресурсов для социокультурного освоения современного мира и социальной адаптации в нем.
Степень сформированности речевых, учебно-позновательных и общекультурных умений у школьников в 10-11 классах на базовом уровне изучения английского языка создает реальные предпосылки для учета конкретных потребностей школьников в его использовании при изучении других школьных предметов, а так же в самообразовательных целей в интересующих их и областях знаний и сферах человеческой деятельности (включая и их профессиональные ориентации и намерения). В связи с этим возрастает важность межпредметных связей английского с другими школьными предметами.
В 10-11 классах иностранный язык может изучаться либо на базовом, либо на профильных уровнях. Профильным предметом иностранный язык будет в филологическом и социально-гуманитарном профилях. В других профилях он будет преподаваться на базовом уровне. На профильном уровне впервые в отечественной методике обучения ИЯ наряду с дальнейшим развитием всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции, воспитанием и развитием ставится задача профильной гуманитарно-филологической подготовки учащихся. Если в результате обучения ИЯ на базовом уровне учащиеся должны достичь порогового уровня владения языком, то на профильном - приближающегося к общеевропейскому пороговому продвинутому уровню в социально- бытовой, социально- культурной и учебно-бытовой сферах, а также в профильно-ориентированных сферах общения.
На старшей ступени общего образования (10-11 классы) создается система профильного обучения, направленная на обеспечение индивидуализации и дифференциации учебного процесса за счет изменений в его структуре, содержании и организации. Такая личностно-ориентированная модель старшей ступени среднего образования позволяет более полно учитывать интересы, склонности, способности учащихся и создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями продолжать образование.
Модель профильной школы будет включать в себя: базовые курсы (не профильные), профильные и элективные курсы. Все они являются обязательными курсами и гарантируются федеральным государственным образовательным стандартом. Элективные курсы являются обязательными для учащихся и реализуются за счет школьного компонента учебного плана. Факультативы же являются добровольными для школьников курсами и реализуются за счет системы дополнительного образования. Однако как элективные курсы, так и факультативы направлены на профильную специализацию. Модель профильной школы может включать целый ряд профилей обучения: физико-математический, химико-биологический, социально-экономический, филологический, информационно-технический, художественно- эстетический и некоторые другие. Иностранный язык изучается во всех профилях обучения.
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом в каждом профиле обучения должны присутствовать элективные курсы. Элективные курсы являются обязательным для посещения курсами по выбору учащихся. Это значит, что в каждой школе учащимся должно быть предложено несколько элективных курсов, из которых они смогут выбрать, по меньшей мере, два для обязательного посещения. Элективные курсы входят в состав всех профилей обучения на старшей ступени среднего образования и реализуется за счет школьного компонента учебного плана. В филологическом профиле на элективные курсы отводится 3 часа в неделю, в остальных профилях на все элективные курсы – 5 часов в неделю. Элективные курсы могут быть языковые и неязыковые. Основная направленность элективных курсов заключается во внутрипрофильной специализации.
В этой связи, в элективных языковых курсах ИЯ выступает не как цель обучения, а в качестве средства образования и самообразования учащихся в рамках выбранного профиля обучения.
Профильное обучение, вводимое лишь с 5 класса, не может быть приравнено к профильному обучению в школах с углубленными изучением иностранного языка, в которых дети ориентированы на языковой профиль с самого начала изучения иностранного языка и соответствующим образом мотивированы. Этот тип школ имеет свои особенности и свои несомненные заслуги в плане подготовки по иностранному языку, и огромный опыт плодотворной деятельности, в целом. Поэтому нет оснований сомневаться в целесообразности их существования и после введения профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы.
Общеизвестно, что старшая ступень полной средней школы крайне не однородна по составу учащихся. У одних уже достаточно развита профессиональная ориентация: они твердо знают, чем хотят заниматься в будущем, какую профессию выберут. Другие еще не очень уверены, сомневаются. У них либо большой разброс интересов, либо вообще нет четко выраженных интересов. Третьи совсем не знают, на чем остановить свой выбор. Они либо слишком подвержены чужому мнению, либо недостаточно информированы. Это имеет место особенно тогда, когда в основной школе плохо поставлена профориентационная работа: не проводятся беседы о современных профессиях на уроках по разным учебным предметам, не устраиваются встречи с интересными людьми, не организуются посещение «дней открытых дверей» в средних и высших профессиональных учебных заведениях, мало кружков и факультативов по интересам.
Особую проблему составляет отношение учащихся к иностранному языку. Его востребованность в современном мире сейчас очевидно для всех. Однако часто имеются большой разброс в уровне владения языком. Одним ученикам не дается достаточно легко, и они убеждены в необходимости совершенствоваться во владении иностранным языком, хотя предметом их профессионального выбора может быть совсем другая область знания (например, обществоведение, журналистика, экономика, информатика, естественнонаучные дисциплины). Другие, наоборот, проявляют к иностранному языку профессиональный интерес и хотели бы в будущем заниматься преподавательской, переводческой или исследовательской деятельностью в области лингвистики, филологии. Некоторым языкам дается трудно, они значительно отстают по уровню облученности, утратили мотивацию к его изучению, потеряли надежду освоить иностранный язык, хотя, возможно, и хотели бы им владеть на элементарном коммуникативном уровне. Кроме того, следует также иметь в виду, что в 10 классе могут быть собраны учащиеся из разных школ, в которых по-разному было поставлено обучение иностранному языку, что также может быть причиной разброса в уровне обученности. Учесть возможности и потребности всех школьников в таких условиях можно только на основе дифференцированного подхода к учащимся, на основе индивидуализации обучения. Переход на личностно-ориентированную парадигму образования создает реальное условия для этого. Школьники выбирают индивидуальную траекторию, индивидуальный путь обучения. Для этого на старшей ступени вводиться, как отмечалось, двухуровневое обучение, а именно: 1) в рамках общеобразовательного курса (при трех часах в неделю) и 2) в рамках углубленного профильного курса (при шести часах в неделю).