Общая характеристика основных теорий учения.

Создание целого ряда собственно психологических теорий обучения, послужило разработке теоретических основ педагогической психологии. Так, в 1954 г. Б. Скиннер выдвинул идею программированного обучения, а в 60 – х годах Л. Н. Ланда сформулировал теорию его алгоритмизации. Затем В. Оконь, М. И. Махмутов построили целостную систему проблемного обучения. Это, с одной стороны, продолжило разработку системы Дж. Дьюи, полагавшего, что обучение должно идти через решение проблем, а с другой – соотносилось с положениями О. Зельца, К. Дункера, С. Л. Рубинштейна, А. М. Матюшкина и др. о проблемном характере мышления, его фазности, о природе возникновения каждой мысли в проблемной ситуации (П.П. Блонский, С. Л. Рубинштейн). В 50 – е годы появились первые публикации П. Я. Гальперина и затем Н. Ф. Талызиной, в которых излагались исходные позиции теории поэтапного формирования умственных действий, впитавшей в себя основные достижения и перспективы педагогической психологии. В это же время разрабатывается тория развивающего обучения, описанная в работай Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова на основе общей теории учебной деятельности (сформулированной этими же учеными и развиваемой А. К. Марковой, И. И. Ильясовым, Л. И. Айдаровой, В. В. Рубцовым и др.). Развивающее обучение нашло свое отражение и в экспериментальной системе Л. В. Занкова.

В этот же период С. Л. Рубинштейн в «Основах психологии» дал развернутую характеристику учения как усвоения знаний. Усвоение с разных позиций детально разрабатывалось далее Л. Б. Ительсоном, Е. Н. Кабановой – Меллер и др., а также в работах Н. А. Менчинской и Д. Н. Богоявленского (в рамках концепции экстериоризации знаний). Появившаяся в 1970 г. книга И. Лингарта «Процесс и структура человеческого учения» позволили сделать широкие теоретические обобщения в этой области.

Заслуживает внимания возникновение принципиально нового направления в педагогической психологии – суггестопедии, суггестологии Г. К. Лозанова (60 – 70 – е годы). Его основой является управление педагогом неосознаваемыми обучающимися психическими процессами восприятия, памяти с использованием эффекта гипермнезии и суггестии. В дальнейшем был разработан метод активизации резервных возможностей личности (Г. А. Китайгородская), группового сплочения, групповой динамики в процессе такого обучения (А. В. Петровский, Л. В. Карпенко).

Все многообразие этих теорий, однако, имело один общий момент – решение задачи теоретического обоснования теории, наиболее адекватной, с точки зрения их авторов, требованиям общества к системе обучения (или учения, учебной деятельности). Соответственно формировались определенные направления обучения. В рамках этих направлений выявились и общие проблемы: активизация форм обучения, педагогическое сотрудничество, общение, управление усвоением знаний, развитие обучающегося как цель и др.

Теория, сформулированная и исследованная Петром Яковлевичем Гальпериным [1902 - 1988] в середине XX века. Основана на том, что организация внешней деятельности школьников, способствующая переходу внешних действий в умственные, является основой рационального управления процессом усвоения знаний, навыков, умений.
Согласно этой теории, формирование умственных действий проходит по следующим этапам:
Первый - создание мотивации обучаемого;
Второй - составление схемы ориентировочной основы действия;
Третий - выполнение реальных действий;
Четвертый - проговаривание вслух описаний того реального действия, которое совершается, в результате чего отпадает необходимость использования ориентировочной основы действий;
Пятый - Действие сопровождается проговариванием «про себя»;
Шестой - Полный отказ от речевого сопровождения действия, формирование умственного действия в свернутом виде – интериоризация.
На каждом этапе действие выполняется сначала развернуто, а затем постепенно сокращается, «свертывается».
ПРИМЕР. «Например, нужно кого-то обучить не делать определенные грамматические ошибки. На карточки выписываются те грамматические правила, на которые делаются ошибки. Они организуются на карточке в той последовательности, в которой их следует применять к написанной фразе. Сначала требуется, чтобы обучаемый вслух читал первое правило и применял его к фразе, затем вслух читается второе правило и так далее до конца карточки. На втором этапе, когда правила выучены наизусть, можно отложить карточку, но все еще следует произносить правила вслух. На следующем этапе предполагается произнесение правил про себя при их применении. Наконец, на заключительном этапе человек способен применить правила, не произнося их ни вслух, ни про себя и даже не осознавая, — в свернутом и погруженном виде».

Практическое значение теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина заключается в том, что в процессе обучения формирование новых действий происходит легче, без заучивания нового материала (так как он усваивается в процессе путем непроизвольного запоминания), без использования метода проб и ошибок.

Основные психологические проблемы традиционного обучения.

1. Методы традиционного обучения - объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы - сводятся к процессу передачи готовых известных знаний учащимся. Традиционные методы обучения имеют существенные недостатки, такие как:

· усредненный темп изучения материала;

· усредненный объем знаний, усваиваемый учащимися;

· большой объем знаний, получаемый в готовом виде, преобладание нагрузки на память, в результате учащиеся “разучиваются думать”;

· преобладание словесных методов изложения материала, создающих объективные предпосылки для рассеивания внимания;

· неумение находить самостоятельное творческое решение в сложных или нестандартных ситуациях и др. Выход – использование нетрадиционных методов обучения…

СПТ

В отечественной психологии сложилась традиция обозначать те виды тренинга, в которых объектом воздействия являются качества, свойства, умения, способности, проявляющиеся в общении, социально-психологическим тренингом (СПТ). Это понятие ввел М.Форверг. Специфика тренинга опирается на известную идею из области экспериментальной психологии: человек усваивает десять процентов того, что он слышит, пятьдесят процентов того, что он видит, семьдесят процентов того, что он проговаривает и девяносто процентов того, что делает сам. В настоящее время тренинг получил широкое распространение в отечественной практической психологии. Профессиональный психолог должен владеть умениями и навыками проведения тренинговых занятий.

Социально-психологический тренинг (СПТ) – тренинг повышающий эффективность общения. Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми. В общении выделяется три взаимосвязанные стороны: коммуникативная – обмен информацией между людьми, интерактивная – организация взаимодействия между людьми, перцептивная – включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Тренинг СПТ включает:

- упражнения на групповое сплочение с целью создания у участников эмоционального настроя на работу в группе, чтобы разрушить привычные стереотипы поведения, ослабить психологические защиты, испытать вместе с другими определенные эмоциональные переживания, что усиливает готовность к восприятию чувств других людей и выражению собственных чувств;

- групповые дискуссии по теме занятия;

- психогимнастические упражнения на создание работоспособности ( в начале работы группы, в начале тренингового дня, в середине дня для снятия напражения, активизации внимания);

- психогимнастические упражнения содержательного плана ( на установление контакта, на восприятие и понимание эмоционального состояния партнера, на умение принимать и передавать информацию, на умение эффективно слушать);

- психогимнастические упражнения, формирующие обратную личностную связь;

- разыгрывание и анализ ситуаций с целью включения полученных навыков в контекст поведения.

Специфика тренинговой работы предполагает обязательное выполнение принципов, которые создают в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, психологического комфорта и позволяет участникам группы экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок:

1) принцип творческой активности – установка на готовность включиться в совершаемые действия в любой момент,

2) принцип исследовательской позиции – в ходе тренинга участники осознают, открывают закономерности, уже известные в психологии; осознают свои личностные ресурсы, возможности, особенности,

3) принцип партнерского (субъект-субъектного) общения, при котором учитываются интересы, чувства, переживания всех участников взаимодействия,

4) принцип акцентирования языка чувств,

5) общение по принципу «здесь и сейчас»,

6) принцип персонификации высказываний – отказ от безличных речевых форм и принятие необходимости говорить личными формами (Я-высказывания);

7) принцип конфиденциальности – не выносить за пределы группы любую информацию личного характера.

Наши рекомендации