Диагностика, оценка и пути повышения эффективности
педагогического управления
В широком смысле слова диагностика – это способ получения опережающей информации об эффективности функционирования целостной социальной системы. В узком смысле – это один из системообразующих компонентов деятельности социального работника.
Необходимость диагностики качества управления обусловлена социальными, экономическими и технологическими предпосылками. Последние (технологические предпосылки) заключены в главной целевой функции технологии целенаправленной деятельности - получение конечного «продукта»» в соответствии с предъявляемыми требованиями качества. В свою очередь, требования и показатели качества любой деятельности определяют, каким должен быть конечный «продукт» и технологический процесс его получения.
Объектом диагностики социальной работы являются переходные состояния процессов, протекающих в рамках организованной системы управления, а также закономерности и принципы, выявленные в процессе социальной деятельности.
Ее предметом являются количественно-качественные показатели результатов функционирования специально организованных процессов (процессов социального взаимодействия), разработка достоверного инструментария оценки этого процесса и методы «внедрения» его в практику социальной работы.
Суть эффективности управления состоит в том, что управление обеспечивает решение поставленных задач в возможно короткий срок при наименьших затратах ресурсов: экономических, финансовых, трудовых, социальных, духовных и т. п. Неправомерно эффективность рассматривать как результаты разных видов конкретной управленческой деятельности. В обществе интегрирующим является социальный результат, повышение качества жизни граждан при наименьших затратах всех остальных средств. Именно качество жизни – основная цель общественного развития и главный критерий эффективности.
Для оценки качественных параметров эффективности управленческой деятельности прежде всего необходимо иметь в виду цели, всю систему целеполагания, ведущее место в которой занимают социальные, задающие вектор развития всем остальным, и имеющиеся затраты на их осуществление, полученный конечный результат. Эффективность в данном случае оценивается как плодотворность усилий по достижению социальных целей, как степень приближения к выполнению социальных нормативов.
Центральная проблема методологии эффективности – согласование целей (общих и частных, стратегических, среднесрочных и близлежащих), выбор приоритетов, учет сроков и достижения и получения тех или иных результатов. Поэтому необходимым условием получения эффективности является, во-первых, согласованность результатов с фундаментальными, перспективными целями развития социальной системы (общества), особенно в период его реформирования или модернизации; во-вторых, ориентация на человека, «человеческий ресурс» как цель и решающий фактор всех перемен, накопления потенциала развития.
Универсальной схемой оценки эффективности является построение оптимальной теоретической модели объекта управления с учетом передового мирового и отечественного опыта и наложения этой модели на реальную жизнь. Происходит оценка проблемной ситуации.
Контуры теоретической модели, базовые понятия операционализируются, вырабатываются критерии, показатели, индикаторы для оценки не только качественных перемен, состояний в социальных процессах, но и количественных. Последние существуют в основном в двух видах: статистические и социологические,– что и является основой для принятия управленческих решений, эффективность которых оценивается на основе независимой экспертизы
Показатели, статистические данные в основном разделяются на 4 уровня: международный, федеральный, региональный (субъекты Федерации) и местный (муниципальный), которые должны быть построены на одной концептуальной основе, объединены единым банком данных в рамках информационной системы и соотнесены с международными нормативами, критериями, особенно сегодня.
Большое значение в оценке эффективности управления принадлежит критериям[2] и показателям. Критерии обозначают объективную направленность эффективности, а показатели оценивают достигнутый ее уровень, критерии имеют нормативный характер, а показатели фиксируют достигнутый уровень. Связь между ними может быть представлена таким образом: критерии определяются по прибыли, экономии, затратам, а показатели указывают на их количественные характеристики – максимальные, средние, низкие.
Критерии, показатели дифференцируются по сферам жизни: экономической, социальной, политической, духовно-культурной. Состояние духовно-культурной жизни общества обычно оценивается уровнем развития науки, культуры, образования. Например, приемлемым показателем для развития общества в развитых странах в области образования является такой: расходы на образование должны быть не меньше 6 % бюджета, иначе неизбежна стагнация в развитии общества.
Эффективное управление (см. схему) возможно при эффективном функционировании не только сильного государства, но и всех гражданских институтов общества. Последние берут на себя регулирование в отдельной сфере деятельности, осуществляют здесь функции управления и организации, получают от государства необходимые ресурсы и права.