Что будет с грибами, если...

Цель: уметь устанавливать последовательность событий, выражать это в предложении. •

Педагог предлагает детям варианты по своему выбору.

· Что будет, если лето засушливое?

· Что будет, если в лесу постоянная влажность от дождей?

· Что будет, если осенью придут ранние заморозки?

· Что будет, если гриб вырвать вместе с грибницей?

· Что будет, если грибы долго не собирать?

· Что будет, если человек не разбирается в съедобных и несъедобных грибах?

· Что будет, если грибник не ориентируется в лесу?

· Что будет, если грибы плохо проварить?

· Что будет, если уничтожить все несъедобные и ложные грибы?

От какого слова произошло название гриба?

Цель: уметь объяснять происхождение названия грибов: лисички, маслята, волнушки, белый гриб, мухомор, сыроежки.

Контрольные вопросы и задания

· Грибы относятся к животным, растениям, или представляют собой самостоятельное царство?

· Чем грибы отличаются от растений?

· Где растут грибы, которые люди употребляют в пищу?

· Назовите места в лесу, где растут определенные грибы.

· Из каких частей состоит гриб?

· В каком случае гриб может много лет расти в лесу на одном и том же месте?

· Назовите грибы, которые вы знаете.

· Назовите несъедобные грибы и найдите картинки с их изображением.

· Какие грибы называются ложными?

· Как правильно собирать грибы?

· Какое влияние оказывает на рост и развитие грибов летняя и осенняя погода?

· В какое время года растут грибы?

· Почему грибы считают опасным для здоровья продуктом питания?

· Почему грибы нельзя собирать около дорог, в замусоренном лесу, рядом с заводом или фабрикой?

· Как можно хранить собранные грибы?

· Какие блюда можно приготовить из грибов? Что вам больше нравится?

· Расскажите, как вы собирали грибы в лесу. Почему некоторые люди их не могут найти?

ИТОГОВЫЕ ДНИ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-8 ЛЕТ

ОСЕНЬ

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

Дети должны знать:

— названия осенних месяцев, основные приметы осени;

— изменения, происходящие осенью в растительном и животном мире;

— чем занимаются осенью люди, как одеваются;

— отличительные особенности ранней и поздней осени.

Дети должны уметь:

— обобщать, сравнивать признаки, конкретизировать понятия, выделять основные приметы осени, анализировать явления, использовать имеющиеся знания об осени в решении задач, выполнении упражнений, заданий;

— интересоваться явлениями живой и неживой природы.

ОСНОВНОЙ ИГРОВОЙ ПЕРСОНАЖ (ВАРИАНТЫ)

Осень (педагог), Урожайница, Чудо-дерево осеннее, Осенний листочек, Веселый календарь и т.п.

Первая половина дня

Утро

Вводная беседа

Цели: настроить детей на предстоящую деятельность; вызвать интерес к теме дня; собрать внимание; спланировать совместно основные этапы дня.

Утренняя гимнастика

Цели: поднять мышечный и эмоциональный тонус; закрепить знания о явлениях осени.

* * *

Дети выполняют упражнения по выбору педагога.

1. Под песню «Урожайная» («Мы с тобою выросли...»).

2. Животные готовятся к зиме в лесу.

3. Явления неживой природы: ветер гонит тучи, раскачивает деревья, дождь разной силы и направления.

4. Перепрыгивание через лужи, ходьба по грязи, по хрустящим сухим листьям, под зонтом и т.п.

Занятия

Знатоки осенней природы (обобщающее)

Цели: уметь использовать знания об осенних явлениях в решении конкурсных задач; грамотно оформлять в речи свои суждения, умозаключения; использовать словарный запас по теме; действовать сообща с товарищами.

* * *

1. Игровое задание «Кто больше назовет признаков осени». Дети называют признаки: ранняя, поздняя, унылая, грустная, золотая, туманная, богатый, ненастная, дождливая, сырая, багряная, голые, увядающие, дивная, прекрасная, перелетные, зимующие.

2. Конкурс художников «Самый красивый осенний лист». Понадобятся заготовки в виде листьев, акварель.

3. Назвать и обосновать по картинкам, к какому периоду осени относятся нарисованные явления (ранняя, золотая, поздняя).

4. Прочитать названия осенних месяцев в ребусах по первым буквам.

· Слон, ехидна, носорог, тигр, як, бобер, рысь, мягкий знак.

· Орел, кукушка, тетерев, ястреб, бегемот, рак, мягкий знак.

· Нос, очки, язык, брови, рука, мягкий знак.

5. Отобрать для бумажных кукол осеннюю одежду из множества предложенных вариантов, назвать ее, рассказать, для чего она нужна.

6. Игра «Кто улетает на юг?». Каждая команда выбирает птиц, показывает, как они улетают (стая, клин), звукоподражают (гага, кря-кря, курлы-курлы и т.п.), остальные должны угадать, какие птицы были показаны.

7. Игра «Что будет, если...» Дети слушают вопрос и дают свой ответ или варианты ответов. Оцениваются правильные.

Педагог выбирает ограниченное количество вопросов.

· Что будет, если деревья не сбросят осенью листья?

· Что будет, если медведь не нагуляет осенью жир?

· Что будет, если насекомоядные и водоплавающие птицы не улетят на юг?

Что будет, если белки, мыши и другие звери не заготовят на зиму запасы?

· Что будет, если насекомые не успеют заснуть или забиться в щели и оцепенеть?

· Что будет, если в лесу каждый год собирать всю опавшую листву?

· Что будет, если осенью молодые деревья, кустарники, многолетние цветы не укрыть?

· Что будет, если люди не утеплят свои дома и квартиры осенью?

· Что будет, если осенью рано придут морозы, выпадет снег?

· Что будет, если лесные звери осенью не заменят мех на зимний?

8. Игра-соревнование на внимание и ловкость «Кто быстрее и правильнее соберет» (назвать, рассказать). Дети должны выполнить задание по выбору педагога и рассказать о том, что сделали.

· Букет из осенних листьев с определенных деревьев.

· Корзина с овощами и фруктами.

· Запасы для определенного животного на зиму.

Коллективная изобразительная деятельность «Золотая и поздняя осень»

Цели: уметь изображать акварельными красками характерные явления разных периодов осени; договариваться о выполнении коллективной работы, распределять поле для рисования, предметы изображения, последовательность; подбирать цвета и оттенки для разных Периодов осени; рассказывать о картине, используя образные выражения, строки знакомых стихотворений, называя признаки осени.

Литературно-музыкальная деятельность «Фабрика звезд»

Цели: уметь выразительно читать знакомые стихотворения об осени; выразительно, чисто интонируя, петь знакомые песни на данную тематику; с помощью пантомимики изображать явления,... связанные с осенью (грустит, печалится, злится, тучи хмурятся, ветер гонит осенний листочек, лист падает с дерева и кружится, осенние цветы радуются солнышку, пожухлая ботва на огороде и т.п.).

Прогулка

Подвижная игра «Осенью в лесу»

Цели: уметь внимательно слушать команды педагога, действовать в соответствии с ними; бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; знать, как животные готовятся к зиме.

Правила. По сигналу «Звери гуляют» — дети бегают в разных направлениях по всему «лесу». «Насекомые» — садятся на корточки и закрывают голову руками; «Медведь» — ходят, изображая медведя, округлыми руками показывая, что он толстый. «Белка» — приседают, имитируя сбор грибов, орехов. «Заяц» — стоят на месте, отряхивая линяющий мех.

Малоподвижная игра «Вершки-корешки»

Цели: знать названия овощей, уметь различать корнеплоды; быстро реагировать на название овоща — приседать, если это корнеплод, поднимать руки вверх, если овощ созревает наверху.

Правила. Дети стоят в кругу, педагог называет овощи, а дети должны вспомнить, как они растут, что люди едят — вершки или корешки, в соответствии с этим присесть или поднять руки вверх. Кто ошибается, тот выбывает. Педагог выполняет действия вместе с детьми, сбивая их с толку. Награждается самый внимательный и знающий.

Дидактическая игра «От какого дерева лист?»

Цели: знать особенности формы и расцветки листьев деревьев осенью; уметь по сигналу быстро ориентироваться на участке и находить нужное дерево; называть деревья, узнавая их по строению, коре, остаткам семян, листьев; называть их цвета и оттенки. (Береза, клен — желто-золотые; осина, рябина — багряные; сирень — зеленые; липа, дуб, вяз— светло-коричневые; клен— разноцветный.)

Вторая половина дня

Дидактическое упражнение «Будь внимательным»

Цели: быть внимательным, стараться запомнить признаки осени; знать признаки осени, уметь выделять их в стихотворении; по выделенному признаку выбирать обозначающую его картинку.

Правила. Педагог предлагает детям послушать стихотворение об осени, быть очень внимательными, стараться запомнить все перечисленные признаки осени, чтобы отобрать из предложенных картинок те, которые обозначают эти признаки. Самый внимательный награждается как знаток природы.

Что такое осень?

У кого мы спросим?

Осень это тучи, лужи и дожди,

Слякоть, непогода,

Ждет зимы природа,

И тепла от солнца

Ты уже не жди.

Осень — это листьев

Чудо-разноцветье

Нити паутинок,

Хризантем цветенье.

Осень — это птицы

К югу полетели,

Это листопада

Плавное круженье.

Осень с урожаем

Овощей и фруктов,

С теплою одеждой,

Крышей из зонтов,

С вянущей травою,

Спячкою медведя,

С множеством запасов

Средь густых лесов.

Осень — это шубка

Теплая у зайца,

Нет уж насекомых,

Спрятались они.

Первый снег и стужа,

Первый лед на лужах,

Ночи всё длиннее

И короче дни.

Конкурс «Умники и умницы»

Цели: уметь слушать других, не перебивать; сдерживаться, выкрикивать, обдумывать ответ.

* * *

Педагог загадывает детям загадки на свой выбор.

· Утром мы во двор идем —

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят. (Осень.)

· Плащ золотистый она надевает,

Теплое лето она провожает,

Птиц отправляет в дальние страны,

Нам оставляет дожди и туманы. (Осень.)

· Без рук, без ног, а ворота отворяет. (Ветер.)

· Вокруг носа вьется, а в руки не дается. (Ветер.)

· Озорной повеса пролетел над лесом, крыльями взмахнул лист с дерева стряхнул. (Ветер.)

· По небу оравою бредут мешки дырявые. И бывает иногда: из мешков течет вода. Спрячемся получше от дырявой... (тучи.)

· Летит орлица через тридевять земель. Крылья распластала, солнышко застлала. (Туча.)

· Шел долговяз — в землю увяз. (Дождь.)

· Люди ждут Меня, зовут, а приду к ним — прочь бегут. (Дождь.)

· Поглядите, поглядите — потянулись с неба нити! Что за тоненькая нить землю с небом хочет сшить? Не ответишь — подождем, отгадаешь под... (дождем).

· Кто всю ночь по крыше бьет, да постукивает, и бормочет, и поет, убаюкивает? (Дождь.)

· Белая кисея ночью ляжет на поля. Утром солнышко пригреет, ее по ветру рассеет. (Туман.)

Кленовый, дубовый, осиновый лист

Дружно за руки взялись.

Закружились, понеслись.

Пожелтел и лес, и сад.

Вы узнали... (листопад).

· Как надела сто рубах, захрустела на зубах. (Капуста.)

· Вверху зелено, внизу красно, в землю вросло. (Свекла.)

· И зелен и густ на грядке вырос куст. Покопай немножко: под кустом... (картошка).

· Красный нос в землю врос, а зеленый хвост снаружи. Нам зеленый хвост не нужен, нужен только красный нос. (Морковь.)

· Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая. (Морковь.)

· Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук.)

· Заставит плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а... (лук).

· Расселась барыня на грядке, одета в шумные шелка. Мы для нее готовим кадки и крупной соли полмешка. (Капуста.)

· Уродилась я на славу, голова бела, кудрява. Кто любит щи — меня в них ищи. (Капуста.)

Игра-путешествие «В гости к осени»

Цели: включить воображение, память для создания образов по теме; уметь выразительно с помощью пантомимики и речи показывать образы; выразительно читать стихи, ритмично выполнять движения; проявлять творческую индивидуальность; эмоционально окрашивать свое отношение к происходящему; активно использовать знания об осенних явлениях, полученные ранее Вся игра строится на воображении детей, но может сопровождаться и использованием наглядного материала, если это дети с проблемами в развитии.

Педагог предлагает детям отправиться в путешествие, в гости к Осени, которая уже заканчивается. Вспоминает с детьми периоды осени, их самые яркие особенности.

Сначала дети отправляются в раннюю осень, в бабье лето. Тепло, ipeeT солнышко, цветут осенние цветы, везде летает паутинка. Педагог предлагает прочитать и показать в движениях зарифмованный текст о паучке, который плетет такую паутинку.

Сетку паучок плетет, Словно ткач проворный.   Нитку липкую по кругу Намотал задорно.   А потом ее пустил, Чтоб круги связались,   И в красивой паутине Мухи все остались.   Вывел нитку, натянул   И засел в засаде. Только мухи не летят   Паучку досадно! Пальцами изображают решетку. Руками делают движение, как на ткацком станке. В воздухе пальцем очерчивают круг. Делают диагональное движение рукой. Ладони перед собой, все пальцы раздвигают и сцепляют их в замок. Указательным пальцем в воздухе проводят горизонтальную линию. Приседают, руку козырьком приставляют ко лбу. Большие пальцы рук соединяют, остальными изображают движение крыльев. Отрицательно качают головой. С досадой машут рукой.

Педагог напоминает детям, что осенью люди в садах, на полях, огородах собирают урожай. Предлагает и им собрать. Дети вместе с педагогом поют песню «Урожайная» и с соответствующими движениями.

Из ранней осени дети попадают в золотую осень. Педагог предлагает вспомнить, в какие цвета осень окрашивает листья деревьев и кустарников, и превратиться в осенние листочки. Дети могут выбрать, в какой листочек каждый хотел бы превратиться. Педагог просит рассказать, как окрашен листочек каждого ребенка, показать, как ветер разносит листочки, ритмично изображая движения и звукосочетания, которые описаны в зарифмованном тексте, текст должен быть знаком детям.

Осень листья золотит, Ветер ими шелестит: Шур-шур-шур, шур-шур-шур.   И с деревьев их разносит. Поиграет, снова бросит: У-У-У, У-У-У-   Вверх поднимет, закружит И на месте завертит: У-У-У, У-У-У-   То к земле прижмет, погладит, Вдруг на веточку посадит: Так-так-так, так-так-так.   Соберет большую кучу, Убежит и сядет в тучу. Ритмично потирают ладонью о ладонь. Ритмично скрещивают поднятые вверх руки. Делают круговые движения указательными пальцами. Ритмично похлопывают ладонями со сменой положения рук. Ритмично сжимают и разжимают руки.  

Педагог предлагает детям потопать по опавшим листьям, пошуршать ими: шур-шур-шур.

Дети отправляются в позднюю осень. Педагог просит их показать мимикой, какое выражение лица у поздней осени. Для того чтобы почувствовать настроение, можно спеть песенку «Дует, дует ветер, дует-задувает, желтые листочки с дерева срывает» или любую знакомую грустную песню об осени.

Педагог спрашивает у детей, что происходит в жизни растений поздней осенью. Предлагает изобразить пожухлую ботву на огороде, мимикой изобразить настроение. Отмечает выразительность образа.

Напоминает, что осенний ветер холодный, сильный. Просит показать, как он воет в трубах, как дует. Можно использовать стихотворение Е.А. Алябьевой «Ветер» [4].

Педагог спрашивает: «Что же часто бывает поздцей осенью в неживой природе, кроме ветра ?» (Дождь.) Предлагает поиграть в подвижную игру «Солнышко и дождик» (с усложнением для детей 6—7 лет) или инсценировать песню «Купила мама Леше отличные калоши».

Педагог предлагает немного погулять, пока нет дождя. Проводит этюд «Пройдем через грязь» с изображением брезгливости. Дети идут через грязь, скользят, падают, отряхиваются, моют обувь, стирают грязные пятна.

Педагог спрашивает, что происходит с насекомыми осенью. Предлагает превратиться в разных насекомых, немного полетать, а потом по сигналу найти себе убежище и заснуть. Дети используют звукоподражание.

Педагог вспоминает с детьми, какие птицы улетают на юг. Предлагает превратиться в журавлиную стаю, встать клином и, курлыча, улететь, прощаясь с осенью. Игра проводится, пока она детям интересна и они активны. Игру можно сокращать, дополнять новым содержанием, импровизировать.

Варианты содержания тематического дня

Дидактические игры

Назови действие

Цели: уметь подбирать действие по содержанию предложения; активизировать знания об осенних явлениях.

* * *

Педагог предлагает детям варианты предложений на выбор.

Листья под ногами... (шуршат).

Листья с деревьев... (падают), в воздухе... (кружатся), на землю... (ложатся).

Небо осенью... (хмурится).

Птицы осенью... (улетают на юг).

Журавли, прощаясь с родиной... (курлычат).

Люди урожай... (убирают, собирают).

Трава и цветы поздней осенью... (увядают, сохнут).

Наши рекомендации

Число: 2104