Методические указания студентам. Изучение курса «Специальная педагогика» требует систематической самостоятельной работы студентов и своевременного выполнения заданий
Изучение курса «Специальная педагогика» требует систематической самостоятельной работы студентов и своевременного выполнения заданий. Задания для самостоятельной работы студентов рекомендуется выполнять непосредственно после прослушивания лекционного материала по соответствующей теме.
Форма обучения: очная, заочная
Раздел 1. Современный этап развития системы специального образования: проблемы и перспективы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 1. Становление и развития отношения к аномальным людям в контексте развития европейской цивилизации. | 1. Изучение предложенных литературных источников: Малофеев Н.Н. Современное состояние коррекционной педагогики. // Дефектология. 1996.№1. 2. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития. // Дефектология. 1997.№4. 3. Малофеев Н.Н. История становления и развития национальных систем специального образования (социокультурный аспект). //Специальная педагогика. – М.: Academia, 2000; раздел 1, глава 3, с 87 – 121. Основы управления специальным образованием. / Под ред. Д.С. Шилова. М. 2001. с. 5-32. 2. Заполнение таблицы: ««Эволюция отношений государства и общества к инвалидам и лицам с отклонениями в развитии».
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 2. Периодизация развития национальных систем специального образования. | 1. Изучение предложенных литературных источников: 1. Малофеев Н.Н. Современное состояние коррекционной педагогики. // Дефектология. 1996.№1. 2. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития. // Дефектология. 1997.№4. 3. Малофеев Н.Н. История становления и развития национальных систем специального образования (социокультурный аспект). //Специальная педагогика. – М.: Academia, 2000; раздел 1, глава 3, с 87 – 121. 4. Основы управления специальным образованием. / Под ред. Д.С. Шилова. М. 2001. с. 5-32. 2. Заполнение таблицы: «Периодизация развития национальных систем специального образования».
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 3. Современный этап развития системы специального образования. | Написание сочинения по теме: Гуманизация общества и системы образований как условие развития специальной педагогики. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 4. Реабилитация средствами образования. | 1. Изучение предложенных литературных источников: Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Реабилитация средствами образования: особые образовательные потребности детей с выраженными нарушениями в развитии. // Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования. М. 1996. –С. 105-112. Специальная педагогика. Под ред. Н.М. Назаровой. М. 2000. С. 12-16. 2. Конспектирование статьи: «Реабилитация средствами образования». 3. Письменные ответы на вопросы: · Изменение профессионально-педагогического словаря. · Переориентация научных исследований от изучения особенностей к выявлению особых образовательных потребностей. · Проблемы терминологии: термины «реабилитация средствами образования», «ребенок с особыми образовательными потребностями». · В чем актуальность и новизна категории «особые образовательные потребности»? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 2. Теория специальной педагогики. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 5. Специальная педагогика как наука. | 1. Изучение предложенных литературных источников: Гонееев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики. М. 1999. С. 5-13, 15. Коррекционная педагогика в начальном образовании. / под ред. Г.Ф. Кумариной. М., 2001. С. 3-17. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. М. 1997. С. 121-130, 131. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике. М., 2002, с. 3, 9-18. Специальная педагогика. Под ред. Н.М. Назаровой. М. 2000. С. 5-16. 2. Раскрыть понятия: «реабилитационная педагогика», «лечебная педагогика», «коррекционная педагогика», «специальная педагогика», «дефектология», «педагогика частных случаев», «превентивная педагогика». 3. Составить схему связей специальной педагогики с другими науками объектом изучения, которых является человек (ребенок) с нарушениями в развитии. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 6. Отрасли специальной педагогики. |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 3. Научные основы специальной педагогики. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 7. Научные основы специальной педагогики. | Изучение предложенного литературного источника: Специальная педагогика. / Под ред. Н.М. Назаровой. М.2000. С. 27-86. 1. Разработка опорных конспектов: · Философские основы специальной педагогики. · Социокультурные основы специальной педагогики. · Экономические основы специальной педагогики. · Клинические основы специальной педагогики. · Психологические основы специальной педагогики. · Лингвистические основы специальной педагогики. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 9. Документы, регулирующие деятельность образовательных учреждений. | 1. Изучение предложенных литературных источников:
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 10. Выдающиеся ученые дефектологи. | 1. Изучение предложенного литературного источника: Электронное пособие к курсу «Специальная педагогика», Статья Кайгородова К. 2. Составление библиографических карточек «Выдающиеся дефектологи». Примерные вопросы для оформления карты: 1. ФИО 2. годы жизни. 3. предметная область специальной педагогики. 4. вклад в развитие отечественной дефектологии (изучение особенностей развития детей, совершенствование системы специального образования, разработка путей и методов оказания коррекционной помощи, разработка специальных программ, совершенствование педагогических технологий…). 5. анализ соответствия научных идей целям и задачам этапа становления специального образования. 6. основные работы, аннотация. Примечание. 2. Студенты выбирают одну из предметных областей и оформляют биографические карточки на 6 педагогов, представляющих разные этапы становления специального образования. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 11. Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования. | 1. Изучение предложенных литературных источников: Квалификационная характеристика коррекционного педагога (учителя-дефектолога) специальных образовательных дошкольных учреждений разного типа. // Учебно-методическая папка № 1. Специальная педагогика. / Под ред. Н.М. Назаровой. М.2000.157 -162. 2. Разработка опорного конспекта «Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования». | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 4. Основы дидактики специальной педагогики. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 12. Специальное образование: понятие, структура. | 1.Изучение предложенного литературного источника: Электронное пособие к курсу «Специальная педагогика», Статья Медведевой Л. 2.Разработка опорного конспекта по плану: · Система образования в Российской Федерации. · Специальное образование. · Система специального образования в Российской Федерации · Специальные образовательные программы и специальные государственные образовательные стандарты: · Сеть специальных образовательных учреждений · Органы управления специальным образованием и подведомственные им учреждения и предприятия | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 13. Основы дидактики специальной педагогики. | 1. Изучение предложенных литературных источников: Специальная педагогика. – М.: Academia, 2000; с 122-157. Специальная дошкольная педагогика. / Под ред. Е.А. Стребелевой. М. 2001. С. 14 – 31. 2. Заполнение таблицы: «Организации специального образовательного процесса».
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 14. Принципы специального образования. | 1. Изучение предложенного литературного источника: Специальная педагогика. – М.: Academia, 2000; раздел 1, глава 3, с 121-357. 2. Заполнение таблицы: «Принципы специального образования».
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 5. Специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 15. Современная система специальных образовательных услуг. | 1. Изучение предложенных литературных источников: Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. М., 1995. Специальная педагогика. / Под ред. Н.М. Назаровой. М.2000. 163-203. 2. Заполнение таблицы: «Система организации помощи аномальным детям».
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Изучение предложенных литературных источников: Коррекционная педагогика./ Под ред. Б.П. Пузанова. -М., 1998. Основы управления специальным образованием. / Под ред. Д.С. Шилова. М. 2001. с. 48-52. Проект Закона Российской Федерации «О специальном образовании». //Дефектология. 1995, № 1. С. 3. Специальная дошкольная педагогика. / Под ред. Е.А. Стребелевой. М. 2001. Специальная педагогика. / Под ред. Н.М. Назаровой. М.2000. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии// Вестник образования. 1997. №6, С.29. 2. Заполнение таблицы: «Педагогические системы специального образования детей с различными отклонениями развития».
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 16. Отечественная концепция интегрированного обучения. | Изучение предложенных литературных источников: 12. Шматко Н. Новые формы организации коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии. //Дошкольное воспитание. 1998, № 3. 13. Шматко Н. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение.// Дефектология. 1999, №1,2. 14. Шматко Н.Д., Миронова Э.В. Интеграция детей с нарушениями слуха в ДОУ общего типа// Дефектология. 1995, №4. 2. Заполнение таблицы: «Интегрированное обучение»:
|
Самостоятельная работа должна носить систематический характер, результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации студента (зачет).