Гончарук Ярослав Алексеевич

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ У СТУДЕНТОВ

Дрокина Ксения Евгеньевна

студент Института Управления НИУ «БелГУ», РФ, г. Белгород

Гончарук Ярослав Алексеевич

научный руководитель, ассистент кафедры физического воспитания НИУ «БелГУ», РФ, г. Белгород

Вечные стрессы, ежедневные психологические нагрузки, усталость в конце рабочего дня привели современного человека к осознанию значимости и необходимости занятий физической культурой и спортом. Но как часто это бывает, в суматохе будничного дня физическая деятельность отходит на задний план, выдвигая вперед неактивный отдых дома. Невозможно переоценить ту огромнейшую роль, которую играет физическая активность в нашей жизни, в профилактике заболеваний, в совершенствовании физического тела, в благоприятном состоянии окружающей среды и преждевременном старении организма.

Всем известно, что регулярные занятия физической культурой и спортом сохраняют молодость, здоровье, создают бодрый дух и хорошее настроение. Соблюдение гигиенических и санитарных норм, создание в студенческих группах благоприятных психологических условий, стимулирование массовых занятий физической культурой, правильная организация рабочего времени – необходимые условия здорового образа жизни.

Огромное значение в формировании здорового образа жизни имеет сознательное отношение к занятиям физической культурой и спортом. В основу педагогических воздействий, способствующих обеспечению развития важных качеств и личностных особенностей, должно быть положено формирование у студентов мотивации к физической активности, установки на самосовершенствование, самовоспитание и саморазвитие в спорте.

Отношение студентов к физической культуре и спорту – одна из актуальных социально-педагогических проблем. Помимо множества задач, которые стоят у педагогов по физической культуре, одной из основных является формирование мотивационного отношения к физической культуре, установки на здоровый образ жизни, потребности в систематических занятиях спортом.

Современное студенчество, к сожалению, ведет малоподвижный образ жизни, сталкивается с рядом трудностей, связанных с учебными нагрузками, загруженностью рабочего дня, проблемами в межличностном общении. Все это ведет к снижению мотивации или даже ее отсутствию к занятиям физической культурой и спортом, что как результат приводит к снижению уровня здоровья, умственной и физической работоспособности всего населения.

В связи с этим огромное значение приобретает формирование мотивационной заинтересованности в занятиях физической культурой и спортом у студенческой молодежи.

Как мы знаем, мотивация – это внутреннее побуждение человека к деятельности, способной удовлетворить его потребности. Мотивация в спорте предполагает наличие факторов и процессов, побуждающих спортсменов к действию или бездействию [4].

Путь к эффективной, результативной деятельности человека лежит через понимание его мотивации. Только зная, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, можно разработать эффективную систему форм и методов формирования мотивации к физической культуре и спорту у студентов.

Существует множество классификаций мотивов занятий физической культурой и спортом. Приведем пример классификации А.Н. Николаева, в которой он выделил шесть групп мотивов, применимых к спортивной деятельности [4, с. 55]. Это мотивы, направленные на:

1. высокий результат спортивной деятельности;

2. удовольствие от процесса занятия спортом;

3. самосовершенствование, укрепление здоровья, воспитание сильного характера;

4. общение, удовольствие от встреч с товарищами по команде;

5. вознаграждение, льготы, награды, различные поездки и сборы и т.д.;

6. долженствование, которое сопровождается словами: «Занимаюсь, потому, что так надо».

Можно с уверенность сказать, что знание мотивационной сферы личности позволит готовить студента к целенаправленным занятиям физической культурой и спортом. Практическое применение особенностей мотивации физической деятельности является важным этапом в формировании мотивов к занятиям физической культурой.

Мотивы спортивной деятельности не только побуждают человека заниматься спортом, но и придают занятиям осмысленный характер. Для этого необходимо овладение системой определенных умений и навыков, благоприятное психологическое состояние, развитие способностей, физических качеств и свойств личности. Именно регулярные занятия физической культурой и спортом должны обеспечить достижение необходимого уровня физического и умственного потенциала студента. Этого можно добиться только тогда, когда педагог направляет свою деятельность на всестороннее развитие студента, грамотно сочетает все формы и методы воздействия на него, а также правильно организует время занятий.

Безусловно, формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом – это многосложный процесс. Необходимо использовать индивидуальный и общий подход к физическим способностям и подготовленности студентов, применять на занятиях соревновательную деятельность, эстафеты, игровые виды спорта. Необходимо сформировать секции по интересам среди студентов: волейбол, баскетбол, футбол, настольный теннис, корригирующая гимнастика, плавание, легкая атлетика, занятия в тренажерном зале и т.д., для этого нужно учитывать интересы студентов, выявлять предпочитаемые ими виды физической активности.

Для студентов будет интересным и привлекательным проведение таких физкультурно-оздоровительных мероприятий, как: «День здоровья», туристические походы, военно-спортивные игры по типу «Зарницы» и многое другое, что заставит студентов проявить интерес к занятиям физической культурой.

Выше указанные мероприятия можно продолжать огромным списком. Главное, что в результате это позволит поднять уровень физического и психологического здоровья студентов и повысить их мотивацию к занятиям физической культурой и спортом. В результате грамотно организованной работы по формированию мотивации у студентов, спорт и физическая культура станут базисом, способным помочь студенческой молодежи успешно социализироваться, адаптироваться к условиям жизни и профессиональной деятельности и на этой основе обеспечить себе высокую работоспособность и творческую активность.

Помимо практических занятий физической культурой в ВУЗах введены теоретические занятия, на которых, в первую очередь, важно обратить внимание на формирование интереса у студентов к практическим упражнениям. Правильное сочетание активных форм и методов обучения способствует развитию познавательного интереса студентов как к освоению знаний и формированию умений, так и к практическим занятиям физической культурой и спортом.

Таким образом, мотивация играет важнейшую роль в увеличении здорового населения, в распространении здорового образа жизни, в массовости занятиями физической культурой и т.д. Физическая культура и спорт призваны обеспечить полное удовлетворение всех интересов студентов: теоретические знания должны определить основу представления здорового образа жизни, а практические занятия должны обеспечить основу формирования навыков и умений по физическому самосовершенствованию личности в течение всей жизни.

Список литературы:

1. Беляничева В.В. Формирование мотивации занятий физической культурой у студентов. – Саратов: Наука, 2009.

2. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. – М.: Просвещение, 1987.

3. Мотивация студентов к занятиям физической культурой в ВУЗе. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-studentov-k-zanyatiyam-fizi... (Дата обращения: 15.04.2016).

4. Мотивы и мотивация личности. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.grandars.ru/college/psihologiya/motivy-i-motivaciya.html (Дата обращения: 15.04.2016).

5. Николаев А.Н. Методика оценки мотивов спортивной деятельности. – СПб.: С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта, 2003. – 55 с.

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ У СТУДЕНТОВ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам XXXV студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. — М.: «МЦНО». — 2016 —№ 6(34) / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/6(34).pdf

Наши рекомендации