Князь Ярослав Владимирович – см. комментарий к стр.251

292. Чухонцы – дореволюционное название эстонцев, а также карело-финов в окрестностях Санкт-Петербурга.

293. Софья Фоминична – Софья (Зоя) Палеолог (?-1503), племянница последнего византийского императора Константина XI, супруга (c 1472 года) великого князя московского Ивана III. Этот брак способствовал провозглашению Русского государства правопреемником Византийской империи.

294. Охабень – старинный русский широкий кафтан с четырехугольным отложным воротником и длинными прямыми, часто откидными рукавами.

294. Казакин – мужской кафтан или полукафтан, выше колен, приталенный, со сборками, с узкими рукавами и стоячим воротником, на крючках. Казакин употреблялся также в женском костюме поверх платья, был короткий с широкой спинкой, часто с закругленными полами, обычно носился нараспашку.

294. Царский орнат – в средневековом восточно-христианском искусстве торжественное царское одеяние главного персонажа религиозной сцены.

294. Шварц Вячеслав Григорьевич (1838-1869) – один из основоположников русской историко-бытовой живописи, обращался преимущественно к темам XVI-XVII веков.

295. Стихарь – длинное платье с широкими рукавами, обычно парчовое. Церковное облачение дьяконов и дьячков, нижнее облачение священников и архиереев.

295. Епитрахиль – часть богослужебного облачения православных священников и епископов. Представляет собой парчовую полосу ткани, украшенную шитыми золотом крестами и лентами, с бахромой внизу. Надевается на шею, свисая спереди, и застегивается на металлические пуговицы-бубенчики либо сшивается. У священников надевается под ризу, у епископов – под саккос. Богослужение может совершаться только при епитрахильи. На исповеди священник накрывает епитрахилью голову кающегося, при венчании – руки сочетающихся браком.

295. Поручи – часть богослужебного облачения иереев и архиереев: парчовые, обшитые лентами и украшенные крестами манжеты, надевающиеся поверх подризника и завязывающиеся шнурками.

295. Орлецы – небольшие овальные коврики с изображением крепости и парящего над ней орла. На орлецах во время богослужения стоят архиереи, что символизирует горнее парение Духа и его победу над миром.

295. Рипиды – круглые на длинных рукоятях металлические диски с изображением серафимов, диски с изображением серафимов. Использовались при архиерейском богослужении.

295. Феодосий Киевский – см. комментарий на стр. 254.

295. Камилавка – головной убор рясофоров, архидиаконов и как награда, иереев, в форме высокого, расширяющегося кверху цилиндра. У рясофоров камилавка черная, у архидиаконов и иереев из фиолетового бархата и надевается ими только при богослужении.

295. Власяница – рубаха из темной, грубой, колючей ткани, шерстяной или сотканной из конского волоса, надевавшаяся на тела для умерщвления плоти.

295. Схимники – принявшие схиму, торжественный обет православных монахов соблюдать особо строгие аскетические правила поведения.

295. Скуфья – головной убор всех духовных лиц, высокая четырехугольная мягкая шапка с округленным верхом. У послушников, церковнослужителей и диаконов скуфья единственный, у прочих – повседневный домашний убор. У монашествующих скуфья черная, у диаконов служит наградой и шьется из фиолетового или лилового бархата и надевается вне храма.

299. Иоанн VIII – римский папа в 872-882 годах.

301.Собор в Тулузе – «Важнейшим памятником Лангедока и крупнейшим из сохранившихся романских сооружений Франции является паломниче­ская церковь Сен Сернен в Тулузе, по­строенная из розоватого кирпича с добав­лением белого камня (начата около 1075, освящена в 1096 г.). Пятинефная церковь с развитым трансептом и хором (рис. 21, 22), она воспроизводила в своей восточной части обычную для паломнических церквей схему пирамидальной агломерации четко расчлененных объемов. Стройная восьми­гранная башня над средокрестием была сооружена лишь в 1250 г., а венчающий ее шпиль—в 1478 г. Безукоризненность клад­ки, великолепно уравновешенные массы основных объемов, роскошный декор, вели­чественность масштабов—все это говорит о мощной и стройной оркестровке этого выдающегося памятника. Белокаменный южный портал («Миежевиль», 1136 г.) вы­деляется своими классическими пропор­циями на розоватом фоне стены. Его фрон­тон, резной карниз и мраморные колонки, подпирающие два перспективно располо­женных архивольта, своей соразмерностью и утонченным чувством материала и фор­мы свидетельствуют о стойкости античных традиций.

Несмотря на ряд перерывов в строи­тельстве и незаконченность западного фа­сада, здание воспринимается как единое целое. На фоне ярко-синего неба Тулузы … праздничное величие церкви Сен Сернен как бы возвещало путнику радостную близость цели». Всеобщая история архитектуры. Л.-М., 1966 г., т.4, стр.114-115.

303. Ангулемский собор – «Собор в Ангулеме (1105—1123 гг.)— едва ли не самое красивое сооружение всей группы (речь идет о провинции Перигор в Западной Франции – Н.Г.). Огромный однонефный зал перекрыт тремя расположенными вряд куполами; четвертый образует фонарь над средокрестием. Плечи трансепта имеют по куполу меньшего диаметра. Обширный хор завершается четырьмя капеллами, распо­ложенными венцом, без кольцевого обхода. Фасад искажен реставрацией 1866—1875гг. Важна лишь его скульптура. Первоначально и над южным плечом высилась колокольня, разрушенная в 1568 г.» Всеобщая история архитектуры. Л.-М., 1966 г,, т.4, стр.146.

303. Собор в Пуатье – «Отсутствие верхнего света погружало интерьер церквей Пуату в полумрак. Они гораздо пышнее украшены снаружи, осо­бенно со стороны западных фасадов. Ти­пична в этом отношении Нотр-Дам-ла-Гранд в Пуатье—памятник, как и Сен Савен, плохо датированный (рис. 56). Фланкированный двумя невысокими ба­шенками, западный фасад, напоминающий собор в Ангулеме, относится, видимо, ко второй четверти XII в. Над ложным средокрестием (трансепта нет) высится башня. В Пуату, как и в Провансе, узкие боковые нефы имеют скорее конструктивное значе­ние и поэтому чаще всего лишены собственных порталов. В данном случае на фасаде им соответствуют не проемы, а ни­ши. Центральный свод — цилиндрический, подпертый крестовыми сводами узких бо­ковых нефов. На сложных опорах покоятся подпружные арки нефов и главные аркады. В интерьере, обезображенном раскраской 1857 г., царит полумрак. Боковые нефы обегают хор, образуя кольцевой обход, низ­кий и темный, как и апсида. В хоре сохра­нились остатки фресок XII в.»

Всеобщая история архитектуры. Л.-М., 1966 г., т.4, стр.147-148.

306. Собор Парижской богоматери – «Строительство собора, начатое в 1163 г. и законченное лишь к середине ХIV в., велось несколькими этапами. На рове Ситэ, на месте епископской капеллы св. Стефана был начат хор, завершен­ный в 1182 г. и еще не имевший венца капелл. К 1196 г., на втором этапе строительства (1182-1200 гг.), была в основном закончена и западная, пятинефная часть собора, за исключением первых травей. тогда же был начат западный фасад, возведение которого заняло первую половину

307 Наклонная башня в Пизе – «Знаменитая пизанская кампанила (1173—1350 гг.)—отдельно стоящая ци­линдрическая башня, обвитая шестью поя­сами арочных галерей, — получила сильный наклон из-за неравномерной осадки грунта еще в период строительства. Благодаря этому кажется, что галереи идут по спира­ли. Дополнительная небольшая осадка про­изошла также после возведения седьмого яруса (1301 г.). Этот ярус, с целью умень­шить осадку, был выведен под некоторым углом к оси башни, отклонение которой до­стигло теперь 4,2 л у ее вершины. Полага­ют, что производителем работ был мастер Бонанно. Галереи, образованные изящны­ми, как бы кружевными аркадами, окру­жают воздушной оболочкой основной ци­линдр кампанилы и создают живописную игру светотени, меняющуюся при различ­ном освещении.» Всеобщая история архитектуры. Л.-М., 1966 г., т.4, стр. 306-307.

312. Собор в Страсбурге – «Знаменитый Страсбургский собор пред­ставляет собой своеобразное, характерное для Эльзаса соединение черт французской и немецкой готики. Строительная история собора охватыва­ет период от конца XII до конца XV вв. и с 1234 г. связана с именами немецких мас­теров Эрвина из Штейнбаха, Ульриха из Энсингена (строителя Ульмского собора) и Гюльца из Кёльна. Образцом для строи­тельства нефа собора послужили построен­ные в XIII в. нефы церкви Сен Дени. Трансепт по раннероманскому обычаю непосредственно примыкает к апсиде хора, которая, однако, застроена по бокам двумя прямоугольными в плане капеллами. Под­башенная часть западного сектора тракто­вана изолированно; получается нечто вроде притвора. Все это придает плану необыч­ный для готики характер. Капеллы, примы­кающие к последним двум травеям боко­вых нефов, пристроены в XIV и XV вв. Они перекрыты сетчатым и звездчатым свода­ми, в отличие от остальных частей, пере­крытых крестовыми сводами. Длина собо­ра—100 м, ширина—37 м. Ширина сред­него нефа—16 м, высота среднего нефа— 31,5 м, боковых нефов—13,75 м. Хотя общая высота меньше, чем высота нефов больших соборов Франции, а боковые нефы сравнительно узки, внутреннее простран­ство кажется просторным благодаря тому, что опоры расставлены широко (8 м, тогда как в Реймском и Шартрском соборах— 7 м, в Парижском — около 5,5 м). Интерьер обильно освещен высокими окнами и сквоз­ными трифориями, невысокая аркада кото­рых занимает около t/^ общей высоты.

Служебные колонны столбов среднего нефа доходят нерасчлененными до пят свода, где они имеют развитые капители (рис. 89). Эти колонны сильно выстуиают из основной части опоры, которая отмечена капителью под пятой продольных арок и сводов боковых нефов. Столбы представ­ляют собой связанные воедино пучки ко­лонн.

Первоначальный проект фасада, со­зданный, вероятно, первым строителем не­фов, был выдержан в духе классических соборов Франции. Второй проект, создан­ный в 80-х годах XIII в. Эрвином Штейнбахом, ближе к осуществленному и во всяком случае послужил для него кон­структивной и композиционной схемой. Композиция фасада характеризуется ослаб­лением тектонических элементов его струк­туры и живописной акцентировкой верти­кальных элементов — сильно вытянутых арочек на тонких колонках и остропирами­дальных фиалов. Прекрасно проработанная огромная роза второго яруса (диаметр— 13,5 м), напоминающая по структуре розу западного фасада Реймского собора, ком­позиционно связывает между собой дроб­ные по членениям элементы фасада, при­давая им необходимое единство. Ажурное завершение башни (высота которой дости­гает 142 м) из тонких каменных брусков родственно завершениям башен Ульмского и Фрейбургского соборов в Германии. Юж­ная башня фасада осталась недостроенной. Особую привлекательность придает фасаду его материал — красный вогезский извест­няк.

312.Собор в Реймсе. – «От всех предшествующих соборов Реймский собор отличается большей стройно­стью пропорций, легкостью масс и богат­ством декоративных элементов, при пол­ном сохранении ясности композиционной структуры. Равномерный и все же не одно­образный ритм чередования больших прое­мов с тектонически ясными и пластически обогащенными элементами системы усто­ев, вместе с изобилием скульптурных укра­шений (около 1000), делает это сооружение поистине «застывшей музыкой». Зда­ние прочно стоит на земле; нарастание его масс и объемов реально и логично. Ни­чего «иррационального», никакого мисти­цизма в устремленности композиции вверх, ничего того, что склонными к мистицизму историками искусств в преувеличенных до­зах приписывается готике, здесь нет. Каж­дая деталь, создающая вертикальную на­правленность композиции, не теряет связи со своим основанием и не растворяется в «бесконечности» окружающего простран­ства. Этот важный момент можно просле­дить как в строгом ритме фиалов контр­форсов, так и в нарастающем к центру ритме вимпергов западного фасада или «галереи королей» и в композиционном строе башен.Боковые фасады делятся по вертикали на три зоны. Нижняя зона цокольной части с основанием выступающих вперед контр­форсов образует хотя и расчлененное, но мощное основание здания. Во второй зо­не—контрастное сочетание тяжелых вер­тикальных объемов контрфорсов и легких вертикальных оконных проемов. Наконец, третья зона образуется из верхней части контрфорсов с примыкающими к ним одно­пролетными аркбутанами и из ряда верх­них окон среднего нефа. Здесь контрасти­рующий строй композиции второй зоны искусно смягчается тем, что, во-первых, са-

307 Наклонная башня в Пизе – «Знаменитая пизанская кампанила (1173—1350 гг.) — отдельно стоящая ци­линдрическая башня, обвитая шестью поя­сами арочных галерей, — получила сильный наклон из-за неравномерной осадки грунта еще в период строительства. Благодаря этому кажется, что галереи идут по спира­ли. Дополнительная небольшая осадка про­изошла также после возведения седьмого яруса (1301 г.). Этот ярус, с целью умень­шить осадку, был выведен под некоторым углом к оси башни, отклонение которой до­стигло теперь 4,2 л у ее вершины. Полага­ют, что производителем работ был мастер Бонанно. Галереи, образованные изящны­ми, как бы кружевными аркадами, окру­жают воздушной оболочкой основной ци­линдр кампанилы и создают живописную игру светотени, меняющуюся при различ­ном освещении.» Всеобщая история архитектуры. Л.-М., 1966 г., т.4, стр. 306-307.



313. Лазароне (лаццарони) – деклассированные люмпен-пролетарские элементы в Южной Италии.

315. Франциск I – французский король (1515-1547).

316. Екатерина Медичи – (1519-1589) французская королева с 1547 года, супруга Генриха II, мать французских королей Франциска II, Карла IX, Генриха III. Екатерина Медичи – один из организаторов Варфоломеевской ночи.

316. Генрих III – (1551-1589) французский король с 1574 года, из династии Валуа.

316. Ток – здесь: в XIX веке маленькая женская шапочка без полей, атласная, бархатная или шелковая, обычно темных цветов, украшенная лентами, кружевами, искусственными цветами.

318. Генрих IV – (1553 – 1610) французский король с 1589 года (фактически с 1594), первый из династии Бурбонов. Сын Антуана Бурбона, с 1562 года король Наварры (Генрих Наваррский). Во время религиозных войн – глава гугенотов. После перехода Генриха IV в 1593 году в католицизм Париж в 1594 году признал его королем. Нантским эдиктом 1598 года предоставил гугенотам свободу вероисповедания и множество привилегий. Способствовал укреплению абсолютизма. Убит католиком-фанатиком.

319. Иннокентий IX – римский папа в 1591 году.

319. Фижмы – колоколообразный каркас из ивовых прутьев, тростника или китового уса для придания формы женскому платью. Резко расширяющееся на бедрах платье с очень тонкой, благодаря жесткому корсажу, талией называлось паньей и надевалось на фижмы; часто носилось с распашной юбкой. Юбки на каркасе из китового уса, род кринолина.

320. Dame aux gorges nue – дамы с обнаженной шеей.

320. grisettes – гризетка ( от фран. gris – серый).

321. Ландскнехты – немецкая наемная пехота в XV-XVII веках. Впервые образованы в 1482 году императором Максимилианом I в качестве противовеса феодалам с целью устройства постоянного войска.

324. Pluderhose – (нем.)шаровары.

325. Арман Ришелье – Арман Жан дю Плесси (1585-1642), кардинал (с 1622 года), с 1624 года глава королевского совета, фактический правитель Франции. Способствовал укреплению абсолютизма. Лишил гугенотов политических прав. Провел административные, финансовые, военные реформы, приведшие к усилению центральной власти. Подавлял мятежи знати и народные восстания. В 1635 году вовлек Францию в Тридцатилетнюю войну 1718-1648 года.

325. Мазарини – Джулио (1602-1661), кардинал с 1641 года, первый министр Франции с 1643 года. По происхождению итальянец. Вел борьбу с дворянами оппозиционерами (Фронда). Добился политической гегемонии Франции в Европе.

325. Людовик XIII – французский король из династии Бурбонов. Правил в 1610-1638 годах.

327. Версаль – пригород Парижа, дворцовый комплекс под Парижем, резиденция французских королей в 1682-1789 годах. Крупнейший дворцово-парковый ансамбль в стиле французского классицизма XVII-XVIII веков. Основные постройки были осуществлены по инициативе короля Людовика XIV (1638-1715).

328. Тэн – Ипполит (1828-1893) французский философ, социолог искусства, историк. Родоначальник культурно-исторической школы. Рассматривал искусство как выражение «господствующих типов» разных исторических эпох. Исторический труд – «История современной Франции (тома 1-6, 1876-1894).

328. Паскаль – Блез (1623-1662), французский математик, физик, христианский философ и писатель.

328. Ларошфуко – Франсуа де (1613-1680), герцог, французский писатель-моралист. «Мемуары» (1662), «Максимы» (1665).

328. Буало – Никола (1636-1711) французский поэт, теоретик классицизма (трактат в стихах «Поэтическое искусство» 1674). Поэтика Буало оказала влияние на эстетическую мысль и литературу XVII-XVIII веков многих европейских стран, в том числе и Россию.

328. Лафонтен – Жан де (1621-1695), французский писатель. Опубликовал вольнодумные озорные «Сказки и рассказы в стихах» (тома 1-5, 1665-1685), а также комедии. В знаменитых «Баснях» (тома 1-12, 1668-1694) опирался помимо античных и других образцов на народную мудрость и фольклор.

328. Расин – Жан (1639-1699), французский драматург и поэт, представитель классицизма. В трагедиях «Андромаха» (1668), «Британик» (поставлена в 1669, издана в 1670 году), «Федра» (поставлена и издана в 1677 году) и других изображал трагическую любовь, конфликт между монархическим деспотизмом и его жертвами, противоборство страстей, утверждение необходимости следовать требованиям нравственного долга.

328. Мольер – настоящее имя Жан Батист Поклен (1622-1673), французский комедиограф, актер, театральный деятель, реформатор сценического искусства. Служил при дворе Людовика XIV. Опираясь на традиции народного театра и достижения классицизма, создал жанр социально-бытовой комедии, в которой буффонада , плебейский юмор сочетались с изяществом и артистизмом. Высмеивая сословные предрассудки аристократов, ограниченность буржуа, ханжество дворян и чиновников. видел в них извращение человеческой природы. Среди произведений – «Смешные жеманницы» (1659), «Тартюф, или обманщик» (поставлен в 1664)«Мизантроп» (поставлен в 1666), «Скупой» (поставлен в1668), «Мещанин во дворянстве» (поставлен в 1670) «Мнимый больной» (поставлен в 1673). Постановка «Дон Жуана» в 1665 году подверглась преследованиям за вольнодумство. Творчество Мольера оказало огромное влияние на развитие мировой драматургии.

328. Корнель – Пьер (1606-1684), французский драматург, представитель классицизма. В 1632 году выпустил сборник стихов «Поэтическая смесь». В основе трагикомедии «Сид» (поставлена и издана в 1637 году), которая стала первым образцом классицистического театра, запечатлел трагический конфликт страсти и долга. Тема государства как высшего начала жизни (воплощение разума и общенациональных интересов, победа гражданской доблести над личными влечениями, торжество героической воли исследуется в трагедиях «Гораций» (поставлена в 1640 году), «Цинна (поставлена в 1640-41 году). Разочарование автора в абсолютизма обнаруживают трагедии «Мученик Полиевкт» (1643), «Смерть Помпея» (1644). Позже в произвендениях Корнеля возникают влияние эстетики барокко.

328. Боссюэ Жак Бенинь (1627-1704), французский писатель. Епископ. Рассматривал историю как осуществление воли провидения, отстаивал идею божественного происхождения абсолютной власти монарха.

329. Куафюра – уст. прическа, главным образом, женская.

332. Авиньонское пленение пап – период (с 1309 по 1377 год) пребывания римских пап в Авиньоне, городе в Южной Франции, куда по требованию французского короля Филиппа IV был перенесен папский престол, для использования авторитета главы католической церкви в политических целях Франции.

332. Данте Алигьери – (1265-1321) итальянский поэт, писатель, создатель современного итальянского литературного языка. Написал сонеты, воспевающие Беатриче, автобиографическую повесть «Новая жизнь» (1292-1293, издана в 1576 году), философские и политические трактаты. Вершиной творчества Данте считается поэма «Божественная комедия» (130101321, издана в 1472 году) в трех частях и ста песнях.

332. Папа Николай V – римский папа в 1328-1330 годах, антипапа.

332. Козьма Медичи – Козимо Старший Медичи (1389-1464) представитель флорентийского роды, игравшего важную роль в жизни средневековой Италии. Медичи основали торгово-банковскую компанию, одну из крупнейших в XV веке в Европе. Правили во Флоренции. Козимо Медичи правил с 1434 года.

332. Франческо Петрарка – (1304-1374) итальянский поэт, родоначальник гуманистической культуры Возрождения.

332. Джованни Боккаччо – (1313-1375) итальянский писатель, гуманист Раннего Возрождения. В книге «Декамерон» (1350-1353, опубликована в 1470) представлена обширная панорама итальянских нравов.

332. Христофор Колумб – (1451-1506), уроженец Генуи, руководитель испанской экспедицией для поиска кратчайшего пути в Индию. На трех каравеллах («Санта Мария», «Пинта», «Нинья») пересек Атлантический океан, достиг Саргассово море, а 12 октября 1492 года – остров Самана. Именно эта дата считается официальным днем открытия Америки европейцами. В течение этой же экспедиции открыл Багамские острова, Кубу, Гаити. Во время последующих двух экспедиций – Большие и часть Малых Антильских островов, побережье Южной и Центральной Америки и Карибское море.

332. Взятие турками Константинополя – в 1453 году.

332.Гуситы – представители антифеодального национально-освободительного движения в Чехии, последователи Яна Гуса: крестьяне, городской плебс, бюргерство, среднее и мелкое дворянство. Гус призывал секуляризировать церковные владения, добивался ослабления католической церкви.

336. Веккьо – ошибка, нужно писать Верроккьо.

341. Савонарола – Джироламо (1452-1498) настоятель доминиканского монастыря во Флоренции. Выступал против тирании Медичи, обличал папство, призывал церковь к аскетизму, осуждал гуманистическую культуру. После изгнания Медичи из Флоренции в 1494 году способствовал установлению республиканского строя. В 1497 году отлучен от церкви, по приговору синьории казнен.

341. Лев X – (1475-1521) римский папа с 1513 года. В 1520 году отлучил от церкви Мартина Лютера.

342. Микеланджело Буанарроти – (1475-1564) итальянский скульптор, живописец, архитектор и поэт.

342. Челлини Бенвенуто – (1500-1571) итальянский скульптор, ювелир, писатель.

342.Леонардо Да Винчи – (1452-1519) итальянский живописец, скльптор, архитектор, ученый, инженер.

342.Рафаэль Санти – (1483-1520), итальянский живописец и архитектор.

342.Андреа дель Сарто – (1486-1530) итальянский живописец Высокого Возрождения, мастер флорентийской школы.

342. Бартоломмео Фра – настоящее имя Бартоломмео делла Порта (1472-1517), итальянский живописец Высокого Возрождения, мастер флорентийской школы.

342. Корреджо Антонио – настоящая фамилия Аллегри (около 1489-1534), итальянский живописец Высокого Возрождения.

342. Джотто ди Бондоне (1266 или 1267-1337) – итальянский живописец, архитектор, один из основателей искусства Проторенессанса.

342. Чимабуэ Джованни (настоящее имя Ченни ди Пепо) (около 1240- около 1302), итальянский живописец.

343. Паоло Учелло – (настоящее имя Паоло ди Донно, прозванный Учелло, (птица) (1397–1475), итальянский живописец Раннего Возрождения.

343. Мазаччо – (настоящее имя Томмазо ди сер Джованни ди Симоне Гвиди) (1401-1428/29), итальянский живописец Раннего Возрождения.

343. Перуджино – настоящее имя Пьетро Ваннуччи (около 1448 – 1523), итальянский живописец Раннего Возрождения, ученик Андреа Верроккьо и учитель Рафаэля. Главный представитель умбрийской школы 15 века. Его поиски идеальной красоты оказали влияние на итальянскую живопись эпохи Возрождения.

343. Андреа дель Верроккьо – (настоящее имя ди Микеле Чони) (1435 или 1436- 1488), итальянский скульптор, живописец, ювелир. Представитель флорентийской школы Раннего Возрождения.

344. Бэкон Фрэнсис (1561-1626) - английский философ, родоначальник английского материализма. Лорд-Канцлер при короле Якове I. В трактате «Новый органон» (1620) провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой, предложил реформу научного метода – очищение разума от заблуждений («идолов», или «призраков»), обращение к опытц и обработка его посредством индукции, основа которой = эксперимент. Автор утопии «Новая Атлантида».

344. Камера-обскура – простейшее оптическое приспособление, позволяющее получать на экране изображение предметов; прототип фотоаппарата. Камера-обскура представляет собой темный ящик с небольшим отверстием в одной из стенок, перед которым помещают предмет. Лучи света, исходящие из различных точек предмета, проходят через это отверстие и создают на противоположной стене ящика (экране) действительное перевернутое изображение предмета. Камера-обскура использовалась за наблюдением за солнечными затмениями и получения перспективных рисунков.

345. «Фрески в монастыре св. Павла в Парме» - росписи в малой трапезной монастыря Сан-Паоло в Парме, исполненные в 1519 году.

347. – Корреджо. Мадонна (из Пармского музея) – так называемая «Мадонна Альбинея», написанная около 1517 года, известна только по копиям, одна из которой и находится в пармской Национальной галерее.

347. Франческо Сфорца – кондотьер начала 15 века, захвативший в 1450 году власть в Милане, где правил шесть лет. Ему наследовал старший сын Гелеаццо Мариа (правил до 1476 года), который был заколот в результате аристократического заговора. Через три года младший сын Франческо Сфорца Лодовико, прозванный Моро, официально считаясь опекуном своего десятилетнего племянника Джан Галеаццо, фактически узурпировал власть.

347 «…он пишет Пресвятую Деву (что стоит ныне в Милане) – к этому периоду относится «Мадонна в скалах» (Лувр), договор о создании которой подписан в 1483 году. Ко второму миланскому периоду относится второй вариант «Мадонны в скалах» (Лондонская Национальная Галерея).

Наши рекомендации