Занятия в разновозрастной группе.
Занятия в детском саду».
Аванесова В.Н.
Занятие– это форма обучения, при которой воспитатель работая со всей группой детей или подгруппой в определенное режимное время организует и направляет познавательную деятельность детей с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка с помощью определенных методов и других средств, помогает усваивать детям программный материал, овладевать знаниями, умениями и навыками, развивать познавательное отношение.
Занятие – это основная форма обучения детей в детском саду.
Виды занятий : физкультура, музыка, изо, математика, ознакомление с окружающим, развитие речи.
Каникулы – начало января и конец марта.
В индивидуальную работу включать не только отстающих, но и более сложные задания для более умных детей.
Особенности организации обучения детей в разных возрастных группах.
Вторая младшая группа.
Дети учатся слушать воспитателя, выполнять задания не мешая друг другу, проявлять активность и интерес.
Дети могут сдерживать на некоторое время свои желания и действия.
Постепенно действия начинают носить осознанный характер и проявляют интерес не только к результату, но и к действию.
Важен момент перехода от игры к занятию, сначала незаметен для ребенка – игровой . От игровых приемов зависит переход от игры к занятию.
Средняя группа.
Основная задача – воспитывать умение внимательно слушать указание педагога и действовать в соответствии с ними. Важно учить, выслушивая задание до конца , выделить цель, способ её достижения и т.д., то есть формирование компонентов учебной деятельности.
Значительное место, начинают занимать словесные указания.
В начале года как в младшей группе (летней перерыв)
Во втором полугодии время на подготовку сокращается. Во время обучения начинают вводить элементарные правила поведения.
Старший дошкольный возраст.
Дети могут произвольно управлять собственной деятельностью.
Они в состоянии ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, оценивать результаты выполняемых действий.
Дети понимают смысл задач, поставленных педагогом, могут самостоятельно выполнять его указания.
Дети начинают овладевать элементарными действиями контроля и оценками собственной деятельности.
Значительное место занимают словесные указания.
Дети должны чувствовать себя свободно и необходимо научить детей навыкам учебной деятельности.
Занятия в разновозрастной группе.
Три варианта комплектования разновозрастной группы :
- смежное (2 и 3 года, старшая и подготовительная)
- контрастное ( младшая и старшая, средняя и подготовительная)
- резко контрастное ( младшая и подготовительная).
Используются разные формы организации :
- фронтальные
- подгрупповые
- индивидуальные
Большое значение имеет взаимообучение (на фронтальных занятиях ) и общение, что потом переходит в повседневную жизнь.
Формы организации занятий.
Смежное комплектование :
1. фронтальные ;
2. групповые.
1. Решаются учебные задачи общего характера. Занятие посвящено одному разделу «и», а учебные задания дифференцируются для каждой возрастной группы.
Два способа организации :
1. начинаются с детьми одной подгруппы, а потом включается другая;
2. начинается со всеми, а затем старшие дети остаются, а младшие уходят.
2. Решаются специфические задачи для каждой возрастной группы :
- эффективность обучения повышается при наличии межвозрастного взаимодействия детей, включая взаимообучение.
Взаимообучение :
- индивидуальное ( дети объединяются в пары) ;
- групповое ( опосредованное обучение через педагога), например, экскурсия на стройку с детьми, старшие рассказывают младшим, воспитатель посредник).
Фронтальное- комбинированное (то есть по разным разделам «и» ) менее эффективное.
Воспитатель должен предусмотреть индивидуальную работу ( берет сначала I подгруппу, затем другую).
Контрастное комплектование
Основная форма организации - по подгруппам.
Большое значение имеет распределение обязанностей между воспитателем и помощником воспитателя.
Большое значение имеет работа в повседневной жизни, дошкольная педагогика - как форма обучения детей.
Домашнее задание :
Установить общий уровень сформированности учебной деятельности ребенка, определить какие элементы её менее сформированы, попытаться установить причины и наметить пути преодоления тех или иных недостатков, наметить перспективы развития учебной деятельности, приемы для их реализации .