Формы работы в разновозрастной дошкольной группе

К основным формам работы в разновозрастной группе детского сада по системе Монтессори относятся:

1. Свободная работа детей с Монтессори – материалами.

2. Индивидуальные занятия педагога с ребенком, во время которых передается способ деятельности с материалом, которые проводятся в время свободной работы детей с материалами.

3. Ежедневное коллективное занятие «Круг».

4. Творческие занятия в малой группой детей (8-12 человек) одного возраста или разных возрастов в зависимости от целей занятия, его содержания и уровня развития детей группы.

5.Общие групповые образовательные события.

Свободная работа с Монтессори-материалами не планируется. Каждому ребенку предоставляется возможность самостоятельного выбора материала, места и длительности работы с ним, а также партнера. Педагог наблюдает деятельность детей и, при необходимости, помогает им, предлагает материал или упражнение, отвечает на вопросы детей. Ценность такого вида деятельности в том, что происходит самообучение ребенка с помощью автодидактических материалов. Разновозрастность группы способствует установлению практики взаимного обучения, когда более старшие дети оказывают помощь младшим детям в освоении нового. Свободная работа детей с материалами эффективна при соблюдении ряда условий:

- подготовленность педагога к созданию такой среды; организации самостоятельной и совместной свободной деятельности; созданию атмосферы успешности, получения удовольствия от активной учебной игровой, исследовательской деятельности, самообразования;

- подготовленность среды, предоставляющей каждому ребенку возможность реализовать его потребность в активной деятельности, познании, исследовании, игре;

- выполнение всеми участниками образовательного процесса правил группы.

Индивидуальные занятия должны планироваться на основе наблюдений за работой детей, оценки динамики развития каждого ребенка. Задача педагога работать с каждым ребенком в зоне его ближайшего развития. Индивидуальные занятия бывают следующих видов:

- презентация работы с материалом длительностью не более 5 минут. Презентация — это предъявление ребенку наикратчайшего способа достижения цели, отвечающей внутреннему смыслу материала. Например: педагог показывает как безошибочно построить розовую башню из 10 кубов разной величины. Но из этого не следует, что в дальнейшем ребенок будет работать с материалом только по алгоритму презентации. Наступает время упражнений с ним.

- упражнения с материалами. После освоения основного алгоритма презентации материала, ребенок переходит к разнообразным упражнениям с ним. Некоторые из которых ему предлагает педагог, другие он придумывает сам. Упражнения с материалами способствуют развитию творческого мышления детей и их воображения. Именно разнообразные упражнения с материалами помогают ребенку в целенаправленной деятельности, незаметно для него самого, сформировать базовые понятия о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, их форме, цвете, размере, материале, звучании, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствии и других свойствах.

-«трехступенчатый урок» (термин М. Монтессори)

Во время него ребенок осваивает новые понятия (короткий, не более 3-5 минут).

1 ступень:

педагог устанавливает связь между предметом и названием: он указывает на предмет и при этом четко и ясно произносит его название:Это - «...» .

2 ступень:

фаза закрепления представления о предмете, формирование пассивного словаря. Она может занять разное время у разных детей. Учитель называет предмет и дает ребенку поручения: «Дай мне....», «Положи...»,« Принеси..» и т.п.

3 ступень:

педагог указывает на предмет и предлагает ребенку назвать его: «Что это?» Теперь название предмета становится частью его активного словаря.

Ежедневное коллективное занятие («дидактический круг»)

Проводится в заключительной части свободной работы детей с материалами. Продолжительностью не более 15-20 минут, которое проводится ежедневно в одно и тоже время по определенному плану. Он поддерживает общий ритм жизни детской группы, что соответствует потребностям детей дошкольного возраста, переживающих сенситивный период порядка, открытый М. Монтессори. Круг состоит из нескольких обязательных частей:

«Движение по линии»

«Урок тишины» (термин М. Монтессори)

Коллективное упражнение с одним или двумя материалами

Коммуникативная игра/разучивание стихотворения или песни с движением.

Творческие занятия в малой группой детей (8-12 человек) одного возраста или разных возрастов в зависимости от целей занятия, его содержания и уровня развития детей группы. Проводятся по одному из направлений — элементарное музицирование и театрализация, художественное творчество, физкультура, кулинария и других в соответствии с парциальными программами, формируемыми участниками образовательных отношений. Продолжительность занятий определяется в Организации в соответствии с требованиями СанПин.

Общие групповые образовательные события

Планируются в каждой группе/Организации в зависимости от ситуации, интересов участников, настроения детей, календарных праздников.

Они могут быть разнообразны по форме и содержанию. Например:

Коллективное чтение детской литературы

Экспериментальная и «проектная» деятельность старших дошкольников

Коллективная творческая деятельность детей

Экскурсии

Выезды на природу совместно с родителями детей

Праздники

Реализация Программы предполагает единство организации ухода и присмотра за детьми и их образования, поэтому большое значение отводится режимным моментам. Подготовка к приему пищи и еда, подготовка к прогулке и сама прогулка, подготовка ко сну а также уход за собой и окружающей средой приобретают дидактический смысл. Педагогам необходимо продумывать тонкости организации ежедневной жизни группы, чтобы у детей своевременно сформировались навыки самообслуживания, помощи друг другу, умение разрешать конфликты, учитывать потребности и особенности находящихся рядом людей и другие социальные навыки.

Наши рекомендации